Как проверить, что ваш бренд или карточку копируют на Wildberries?

Давайте представим ситуацию: вы производите или продаете товары под собственным брендом. Возможно, вы даже не торгуете на маркетплейсе, но по каким-то причинам там продается ваша же продукция. Нарушитель забирает вашу прибыль и клиентов себе. А за счет сниженной стоимости может и вовсе перетянуть к себе большую часть покупателей. К сожалению, это обычная картина, и таким пострадавшим предпринимателем может стать каждый. Наш партнер, сервис аналитики MPSTATS, поделился со мной рабочим способом, как найти конкурентов, которые нарушают ваши права.

Как проверить, что ваш бренд или карточку копируют на Wildberries?

Права селлера на карточку товара

Карточка — это интеллектуальная собственность продавца, который заказал ее у подрядчика или создал сам.

  • Ее содержимое — фотографии, инфографика, видео и т. д. — защищено авторским правом. Если оформление делал дизайнер, то селлер все равно является его правообладателем. Но при одном условии — был заключен договор на передачу авторских прав.
  • Текстовое описание тоже подпадает под защиту авторского права с единственной оговоркой — оно не является простым перечислением характеристик.

В обоих случаях продавец вправе запрещать копирование контента без разрешения и требовать компенсацию за нарушение.

А что по поводу товарного знака?

Конкуренты могут украсть не только контент, но и самое важное — бренд. Те, кто давно в теме и ведут бизнес на маркетплейсах, знают, что кража названий и логотипов — обыденность. Но если товарный знак зарегистрирован, не будет проблемой его отстоять.

Защита обозначения на маркетплейсах начинается с оформления прав на него в Роспатенте. Неважно, продавал ли конкурент продукцию под вашим брендом без письменного разрешения. Достаточно того, что он ее разместил и предлагает к покупке — это уже нарушение. Оно определяется на основе 3 факторов:

  • Сходство брендов — насколько знак нарушителя похож по внешнему виду, звучанию и значению на ваш.
  • Однородность товаров — расположены ли ваши товары в одних классах МКТУ и имеют ли сходные характеристики.
  • Характер и объем нарушения — как долго конкурент ведет торговлю и сколько единиц товара успел продать.

Как понять, что ваш бренд или карточку копируют

Поиск по площадке

Есть два способа поиска украденных брендов:

  • Лендинги на Вайлдберриз, посвященные конкретному бренду. Здесь собран весь каталог продукции и количество добавлений в Избранное.
  • Брендовый запрос в поисковой строке. Можно посмотреть общее количество карточек товаров, которые ранжировались по запросу.

Более точный и быстрый результат предоставляют сервисы аналитики. Например, MPSTATS.

Подробнее о том, как обнаружить копирование с его помощью.

Поиск в сервисе аналитики маркетплейсов MPSTATS

  • Отчет по бренду на Wildberries помогает найти продавцов, которые незаконно используют ваш товарный знак на маркетплейсах.

Введите в поисковую строку название магазина, чтобы увидеть все его товары. Затем отсортируйте их по дате добавления, чтобы узнать, не вышел ли на рынок селлер, который незаконно использует ваш товарный знак.

Как проверить, что ваш бренд или карточку копируют на Wildberries?

Без сортировки отобразятся все товары с вашим брендом и их ключевые показатели, включая продавцов:

Как проверить, что ваш бренд или карточку копируют на Wildberries?

Если видите продавца, которому не давали лицензию — перед вами нарушитель.

  • Отчет «Похожие товары» помогает обнаружить, что копируют содержание вашей карточки. Предварительно его нужно настроить:
Как проверить, что ваш бренд или карточку копируют на Wildberries?

Выберите, по какому принципу инструмент будет подбирать товары:

  • похожие товары — товары с похожими фотографиями, названиями и описаниями (их подбирает искусственный интеллект);
  • идентичные товары WB — их площадка определила как предельно похожие (отображаются в карточке в списке «Еще предложения»);
  • похожие товары WB — отображаются в блоке «Похожие товары»;
  • в похожих товарах WB — их SKU (артикул) был замечен в блоке «Похожие товары».

Также укажите:

  • будет ли инструмент искать карточки других продавцов;
  • товары в рамках одного и того же предмета. Например, только тональный крем, а не просто крем;
  • будет искать похожие товары. В том числе — за рамками одного предмета.

Если хотите узнать, у кого точно такие же карточки, отметьте «Идентичные товары», «Искать только среди других продавцов». Получится такой отчет:

Как проверить, что ваш бренд или карточку копируют на Wildberries?

Если хотите найти карточки, которые частично повторяют вашу, то выберите «Похожие товары AI», «Искать только среди других продавцов» и сделайте сортировку по степени идентичности:

Как проверить, что ваш бренд или карточку копируют на Wildberries?

Что делать, если заметили нарушение

Если обнаружили нарушение ваших прав на маркетплейсе, но не планируете доводить дело до суда, напишите в техническую поддержку площадки. Для заявления потребуются:

  • свидетельство на товарный знак — если скопировали ваше название или логотип;
  • свидетельство о депонировании контента — если скопировали фото, видео или описание товара;
  • договор с дизайнером или фотографом — если вы заказывали контент, а не делали его самостоятельно;
  • патент на полезную модель или промышленный образец — если скопировали вашу авторскую разработку или дизайн товара.

Администрация платформы может оперативно удалить карточки с нарушениями или даже заблокировать продавца.

ВАЖНО! Если техподдержка не реагирует или дает шаблонные ответы, обратитесь напрямую в юридический отдел площадки. Сотрудники техподдержки работают по внутренним правилам и могут не разбираться в глубокой экспертизе в области авторского и патентного права.

Если вы планируете взыскать с нарушителя компенсацию, зафиксируйте нарушение — сделайте скриншоты. На них обязательно должны быть время и дата фиксации — их можно открыть в отдельном окне поверх страницы нарушителя.

Затем необходимо будет написать и направить конкуренту досудебную претензию. Подробнее о том, как это сделать — в статье «Как написать досудебную претензию, если ваш бренд использует конкурент».

Помните: защита своего бренда и борьба с контрафактом на маркетплейсах — это ваша ответственность. Регулярно отслеживайте состояние бизнеса, проводите анализ и следите за действиями других продавцов. С правильным подходом вы сможете защитить свои интересы и сохранить доверие покупателей.

Нужна экспертная консультация по вопросам интеллектуальной собственности? Свяжитесь с нами в WhatsApp по номеру +79229092784 или Telegram @zhelezno_pb.

Больше материалов об интеллектуальной собственности и ее защите читайте в блоге патентного бюро «Железно» и в сообществе ВКонтакте.

1919
4 комментария

Удобно так-то

3
Ответить

Для селлеров ВБ - очень полезный сервис

1
Ответить

нужная рекомендация, сплошь и рядом воруют идеи , поэтому проверять нужно

1
Ответить

Рада, если материал был вам полезен.
Да, копирования меньше не становится, хотя площадки принимают все более строгие меры против нарушителей чужих интеллектуальных прав.

Ответить