Но с другой стороны, если присмотреться, и собрать все вместе, то можно увидеть, что ничего принципиального нового не произошло. Из-за того, что наложились друг на друга много факторов: пандемия, цена на нефть, резкое повышение курса доллара и изменение покупательского поведения в короткий отрезок времени, тенденции которые до этого были очевидны, но не для всех, резко проявились и стали вдруг видны и очевидны всем. Как ни странно, одним из наиболее сильных «открытий», особенно, для продуктового ритейла стал Интернет и его возможности для продажи и доставки продуктов. И эпидемия коронавируса стала основным драйвером цифровой трансформации, многие розничные сети кафе и рестораны, за две-три недели запустили свои Интернет-магазины и доставку. Мало, конечно, кто замечал, что доставка продуктов за прошлый 2019 год выросла почти на 100%. Или тот факт, что чрезмерная игра в финансовый рычаг и высокая зависимость от заемного капитала, является очень рискованной, особенно, при отсутствии достаточно ликвидных активов, которые можно было бы быстро конвертировать в денежный поток. Или то, что при кризисных явлениях первыми покидают компанию нелояльные сотрудники и нелояльные покупатели, и что бизнес-модель, построенная на лояльности, более устойчивая, когда 15-20% таких покупателей могут приносить до 80-90% прибыли розничной компании, и оказывается не магазины приносят деньги и прибыль, а отдельные покупатели. Справедливости ради, нужно сказать, что это происходить практически во всех отраслях. Например в нашей компании, в направлении Бизнес-школа 4Retail, которая была ориентирована в основном на очные мастер-классы и очные корпоративные программы для ритейла, почти все программы сейчас переводятся в онлайн дистанционных курсов с полным комплектом видео уроков, тестов и практических заданий, требующих развернутых ответов, на современной платформе дистанционного онлайн-обучения, хотя об этом говорили целый прошлый год.