Хватит врать! Как продавцы чая и кофе обманывают покупателей на маркетплейсах. Часть вторая. Кофе

Как можно продавать настолько дёшево? Цены на кофе у некоторых селлеров равны нашей себестоимости! Что внутри пачек? На чём экономят продавцы маркетплейсов? И как это отражается на покупателе?

Вы читаете вторую часть статьи про нечестную конкуренцию на маркетплейсах. В первой мы распаковывали и проверяли подарочные наборы с чаем. Теперь расскажу про зерновой кофе.

Используя специальный софт, мы можем видеть статистику продаж по каждому товару на маркетплейсе. Анализируем первую строку, вторую, третью и понимаем, что весь топ занимают продавцы дешёвых товаров. Селлер может заматывать тонны кофе лишь на одной позиции бразильской арабики. Маржинальность такой торговли, скорее всего, маленькая, деньги зарабатывают на объёме. Чтобы заработать, нужно максимально удешевить свой товар.

Как добиваются таких низких цен? Мы пошли разбираться: сделали контрольную закупку — заказали по пачке кофе у пяти разных селлеров. Каждый товар заявлен как Бразилия Сантос. Каждая пачка — по 1 кг. Разбор мне помог сделать Роман, тренер бариста и специалист по качеству кофе в AROMA TEA COFFEE.

Называть продавцов, как водится, не будем, поскольку AROMA TEA COFFEE тоже продаёт кофе на маркетплейсах, не хотим, чтобы нас обвинили в недобросовестной конкуренции. Задача статьи — не очернить кого-то, а показать, что скрывается за низкими ценами.

Каппинг

Купленный кофе мы каппили в рандомной очерёдности и при одинаковых вводных получили разные результаты по всем образцам. Для объективности в каппинге участвовали все желающие сотрудники фабрики, а это люди с разным вкусовым опытом и разным уровнем подготовки.

Образцы на каппинге
Образцы на каппинге

Образец №1

Пыль и зола в аромате. Во вкусе уголь и дым... Такие слова могли бы стать началом новой песни Киркорова, но пока это лишь описание дескрипторов несвежего кофе. Такие дескрипторы (кстати, там ещё картонный привкус есть) сигнализируют о двух факторах. Первый — зерно залежалось. Кофе любого производителя со временем теряет вкусоароматические свойства. Напиток из старого зерна кажется плоским, невыразительным.

Второй фактор — наличие в смеси робусты или крайне дешёвой залежавшейся арабики. То есть если купить старое или неправильно хранившееся зелёное зерно, пожарить его и упаковать, такой кофе изначально не будет иметь потенциала. То, что он станет ужасен на дистанции, — очевидно.

Зёрна робусты в пачке мы нашли. Однако Романа больше смутило огромное количество ломаных зёрен, по которым невозможно определить, арабика это или нет. Ещё было много квакеров — невызревших зёрен. Так или иначе, перед нами образец откровенно низкого качества, в составе которого однозначно есть робуста. Бразилия, вероятно, использовалась низкого грейда с массой дефектов. А как известно, чем больше дефектов, тем дешевле зерно.

Аромат кофе сомнительный, а срок годности указан аж 18 месяцев. Я сразу вспомнил отзывы на наш кофе на маркетплейсах в стиле «три месяца — это, по-вашему, свежий кофе?»

Образец 1
Образец 1

Образец №2

В аромате улавливаем ореховые ноты. Во вкусе замечаем ноты жареных орехов, семечек и ореховой шелухи. Пожарен и упакован относительно недавно, в июне. У него есть потенциал хорошего кофе, однако яркий дескриптор семечек наталкивает на мысль о присутствии в пачке не только бразильской арабики. Для объективности добавлю, что семечки и ореховая шелуха могут сигнализировать не только о наличии робусты, но и о некачественной обжарке. Подробнее об этом расскажу чуть далее.

Вкус образца оцениваем как водянистый. Позабавило, на пачке указана оценка Q-грейдера — 83! Скорее ласточки полетят в космос, чем это зерно наберёт такую оценку.

Из плюсов образца — понравилась хорошая плотная упаковка.

Образец 2
Образец 2

Образец №3

Вот где начинается шоу! В аромате явно читаются орехи, сухофрукты и цедра. Во вкусе — шоколад, жареные орехи и цедра на послевкусии. Образец хорош. Его бы я смело советовал к покупке. Обжарка зёрен ровная, внешне похожа на нашу. Дефектов: квакеров, ломаных и горелых зёрен, — нет.

Из косяков — ребята, почему кофе без даты изготовления? Возможно, наклеечку забыли наклеить? В любом случае, в нашем деле это косяк.

Образец 3
Образец 3

Образец №4

В аромате всё хорошо: шоколад, фундук, цедра. А вот вкус неоднозначный. Чувствуется горький шоколад, но на послевкусии проявляются древесные ноты и уголёк. Сказать с уверенностью, что это робуста, я не могу. Скорее всего, дефект обжарки.

Дефекты обжарки заметны и на зерне, такие возникают в барабанных ростерах. Вероятно, зерно сожгли изнутри. И/или во время обжарки не отрегулировали вытяжку ростера, в результате чего в нём произошло задымление. Зёрна при обжарке становятся пористыми и легко впитывают запахи извне. Таким образом, дымок и угли — частый признак халатной обжарки.

К минусам я бы отнёс и белый цвет пачки. После странствий по складам маркетплейсов и вояжей с транспортными компаниями такие пачки краше не становятся.

Образец 4
Образец 4

Образец №5

Аромат ржаного хлеба, шелухи и овощей. Во вкусе читаются жареные орехи в шелухе, есть ноты цедры и явный угольный вкус. Как появляется вкус угля, я рассказывал, когда описывал первый образец.

Образец 5
Образец 5

Каппинг-сравнение

Мы снова заварили все пять лотов при одинаковых условиях. Но в этот раз сравнивали образцы не друг с другом, а с нашим кофе. Чтобы определить, имел ли место подмес робусты, в одну чашку заварили наш Сантос, а в другую — смесь Сантоса и вьетнамской робусты. С этими чашками и сравнивали образцы.

Хватит врать! Как продавцы чая и кофе обманывают покупателей на маркетплейсах. Часть вторая. Кофе

Пришли к таким выводам:

Образец №1 — это смесь Бразилии и робусты;

Образец №2 — моносорт;

Образец №3 — моносорт;

Образец №4 — моносорт;

Образец №5 – смесь Бразилии и робусты.

Итак, второй каппинг подтвердил результаты первого.

Кофе с маркетплейсов для HoReCa

Как производители свежеобжаренного кофе мы контактируем с разноплановыми предпринимателями. Кто-то продаёт кофе в магазине. Кто-то занимается кофейнями. Некоторые торгуют на тех же маркетплейсах под своим брендом. Иногда небольшие кофейни заказывают себе кофе на маркетплейсах. У таких ребят нет проблем с поставщиками, просто они пытаются сэкономить на всём, чтобы заработать чуть больше. Стоит ли игра свеч?

При закупке небольших объёмов кофе маркетплейс может казаться и дешевле, и удобнее, но в действительности это путь в никуда. Клиент приходит в заведение за стабильным вкусом, но сегодня у тебя зерно свежее, а завтра полугодовалое. Никто не гарантирует, что в заказе будет только свежак. Спрос на рынке меняется, невыкупленные товары уезжают на склад маркетплейса и снова продаются. Свежий кофе — это свежий кофе, а полежалый — совсем другой.

Такие предприниматели напоминают старушек, которые едут на другой конец города за сахаром на 50 копеек дешевле, чем в магазине у дома. А ещё и кофе можно купить так себе. Чтобы выяснить, можно ли кофе с маркетплейсов использовать, например, в кофейне, мы приготовили из всех образцов американо и капучино. Дегустировали пять человек. Ниже — ощущения и результаты.

AROMA TEA COFFEE. Дегустируем, ищем, оцениваем, развиваем сенсорные навыки. 
AROMA TEA COFFEE. Дегустируем, ищем, оцениваем, развиваем сенсорные навыки. 

Образец №1

Американо. Водянистый и горький. Сильный вяжущий эффект и едкий вкус. Все признаки старого кофе, в составе которого точно есть робуста.

Капучино. Молоко с кофейным ароматом, кофе не чувствуется вообще.

Первый образец — для кофейни и кафе вариант точно проигрышный. Приобретать его в коммерческих целях — стрелять себе в оба колена, считает Рома. А по моему мнению, это контрольный выстрел в голову. Клиент за напитками не вернётся.

Образец №2

Американо. Яркая кислотность. Можно поднастроить рецепт, чтобы получить более сбалансированный вкус. Напиток лёгкий, скорее водянистый.

Капучино. Кофе не потерялся и явно читается в молоке. Приятный напиток для эконом-сегмента, например для точки ToGo.

Образец №3

Американо. Комплексный напиток с чёткими дескрипторами орехов и сухофруктов. Плотное тело и яркий аромат. Кофе с долгим послевкусием.

Капучино. Достойный плотный напиток с шоколадным вкусом и ярким ароматом орехов.

Такое зерно вполне можно представить в кофемолках кофеен среднего сегмента. Качественный, приятный на вкус.

Образец №4

Американо. Плотный, с яркой кислотностью и шелковистым телом. Дескрипторы орехов и сухофруктов читаемые, но есть и дефекты.

Капучино. Кофе слегка теряется в молоке, однако напиток достойный, с приятным вкусом и ароматом. Стоит проработать рецептуру и подобрать соотношение кофе, молока и пены.

Сорт допустимо использовать в коммерческих целях, но только в эконом-сегменте.

Образец №5

Американо. Плотный, с очень низкой кислотностью. Есть вкус и послевкусие, присутствует небольшой вяжущий эффект. Для американо не порекомендую.

Капучино. Возможно, лучший капуч! Плотный напиток с приятной горчинкой. Вкусный, достойный кофейни с массовой проходимостью. Но человек, который «шарит» в кофе, именно в капучино сразу поймёт, что это не 100% арабика, а смесь. Так что не надо ля-ля. Робуста — это не всегда плохо. Зачем умалчивать, что она в бленде есть?

Выводы

1. Покупая кофе на маркетплейсах, вы не можете быть на 100% уверены, что состав соответствует указанному. А если качество будет такое, как у образца №1, то покупку захочется познакомить с мусорным ведром.

2. Вы снизите риск быть обманутым, если будете покупать смесь арабики и робусты, а не моносорт.

3. Вы не знаете заранее, с какой давностью обжарки придёт кофе. Это зависит не только от производителя. Меняющийся спрос, алгоритмы площадок, невыкупленные товары, возвращающиеся на склад. Зерно может прийти свежим, а может – на флажке своей годности. Мы, в свою очередь, решили данный вопрос тем, что часть сортов отправляем с собственного ижевского склада. Если кофе едет из Ижевска, значит, точно свежий.

4. Жарят плохо. Только к одному образцу из пяти у нас не возникло претензий по качеству обжарки. Остальные отличались от качественного фабричного не в лучшую сторону.

5. Только один из селлеров — это компания ООО. Остальные — индивидуальные предприниматели. Если вы сопоставили сей пункт с предыдущим, правильно сделали.

Оценки образцов во время каппинга от наших сотрудников
Оценки образцов во время каппинга от наших сотрудников

Офтоп. Пару лет назад мы продали свой (ещё самый первый) барабанный ростер украинского производства. Ностальгии не было. Обжарить зерно равномерно на той машине было невозможно.

Ростер несколько раз горел из-за конструктивных огрехов и невысокой технологичности. Те, кто занимается обжаркой кофе, знают, что иногда такое случается: горит кофейная шелуха. Просто этот горел непомерно часто. Отдали, перекрестились и забыли. Но в день эксперимента вспомнили: один из образцов произведён человеком, которому мы продали тот ростер. Высокого качества от образца, соответственно, ждать не приходилось.

P.S. Ожидания и реальность сошлись не полностью. Робустой арабику разбавляли только двое из пяти производителей. Один образец оказался на уровне нашего кофе. Допускаю, что они используют Бразилию грейдом чуть ниже, но из-за этого зерно не перестаёт быть качественным продуктом, и его стоимость нам непонятна. Возможно, демпинг или разгон продаж?

Как объяснить низкие цены, если не качеством зерна? Скорее всего, накладными расходами. Если ты ИП, жаришь кофе только для маркетплейсов (возможно в гараже?), то делаешь это один или с минимумом помощников, на старом дешёвом ростере. Скорее всего, у тебя при этом нет правильных условий для хранения зерна, нет специалиста отвечающего за качество, оборудования для очистки зерна… да еще дофига чего нет. НО! Есть хорошая цена.

За счёт низких затрат, цена ниже. Только качество страдает. Но, как показывает опыт, оно нужно далеко не всем – массовый потребитель терпит.
P.P.S. Все выводы в статье сделаны на основе нашего многолетнего производственного опыта. Материал опубликован с целью информирования граждан о возможных нюансах связанных с покупкой товаров на электронных площадках. Все товарные образцы выбраны случайным образом на основе схожей цены и позиционирования товара. Материал не имеет цели нанесения репутационного вреда производителям и продавцам товаров освещенных в нашем материале.

Если "коллеги по цеху" не согласны с нашими выводами, и готовы доказать обратное, то мы в свою очередь, готовы выпустить материал с достоверной информацией о их товаре

Дорогой друг, мы тратим много времени и сил на подготовку материалов, не сочти за труд – поставь лайк.

Если тебя интересуют другие чайно-кофейные темы – напиши в комментах.

Подпишись, чтобы не пропустить новые статьи.

Другие полезные материалы в соц. cетях AROMA TEA COFFEE

8787
1515
44
11
114 комментария

Ждем обратный разбор от представленных компаний.
Уверен что они смогут доказать что их кофе по сравнению с вашим превосходит по всем параметрам.
Настоящий кофе это как настоящий мед, просто слова для наивных потребителей.

20
Ответить

Было бы занятно почитать.
Тут весь кофе настоящий, просто есть нюансы, качество разное во всех пачках. И мы объясняем эту разницу. А так, чтобы какой то кофе совсем пить нельзя - такого нет. Вместе с тем один образец объективно был плох, один объективно хорош. Цена у всех плюс минус равная. И да, все дешевле нашего

3
Ответить
Комментарий удалён модератором

Нет тут никакого зашквара, просто ты тригернулся, что указана Украина. Была бы указана Бельгия, написал бы аналогичный комментарий?

18
Ответить

Страна производства указана потому, что Украина не является ведущим производителем данного оборудования. Это чтобы был понятен уровень железки. Возможно стоило растолковать этот момент.
Пы сы. У нас нет кофеен, но будучи в кофейне ты легко можешь пить наш кофе и никогда не узнаешь об этом.

5
Ответить