Маркетплейсы — лучший вариант для предпринимателей? Мы так не думаем, и вот почему

Нет ничего плохого, если предприниматель продает свои товары на маркетплейсах. Но вот размещаться только на них не лучшая идея.

Маркетплейсы — лучший вариант для предпринимателей? Мы так не думаем, и вот почему

Привет! Меня зовут Андрей Фролов, я основатель и СЕО бутик-агентства Metalcode. Мы развиваем ecom-платформы и разрабатываем для них новые фичи. Работаем с разными тематиками: среди наших клиентов есть крупный дистрибьютор и производитель спортпита, шинный дилер и создатель холодильного оборудования.

По нашему опыту, многие производители товаров рано или поздно задумываются о своей торговой площадке. Однако часть селлеров застревают на игле маркетплейсов и размещают свои продукты только там. В статье делюсь, что теряют бизнесмены, для которых Ozon, Wildberries и Яндекс Маркет — единственные торговые площадки.

На маркетплейсах легко потерять выручку, клиентов и даже часть товаров

Зависеть только от маркетплейсов — недальновидная история, бизнес может быстро уткнуться в потолок, и ему будет сложнее расти. Вот как, например, вышло у нашего клиента 👇

В 2020 году мы начали сотрудничать с дистрибьютором и производителем спортивного питания SPORT FERMA. За четыре года помогли ему выйти в розницу, перезапустить интернет-магазин, автоматизировать склады, запустить систему лояльности — подробнее об этом кейсе я рассказывал в статье «Как мы пришли исправить баги на сайте, а в итоге помогли клиенту увеличить выручку в 5 раз и стали его партнерами».

В марте 2022 года мы запустили магазин SPORT FERMA на Ozon. В итоге маркетплейс начал приносить 80% доходов. Компания могла бы и отказаться от своего интернет-магазина и направить все ресурсы на Ozon. Но после летней стратсессии клиент решил сделать по-другому и еще сильнее развивать ecom. Например, захотел добавить в интернет-магазин SPORT FERMA уникальные товары, которых не будет на Ozon: спортивную одежду, инвентарь, фитнес-технику и аксессуары.

Это было сделано, чтобы клиент не зависел от маркетплейсов. Продавать свои товары на Ozon прибыльно, но это не максимум, которого можно достичь. Только своя платформа позволит развивать бренд, сервис и увеличивать продажи. Сейчас мы начали работу в этом направлении, первые результаты ожидаем в 2025 году. Новостями планирую делиться тут, в блоге.

За 10 лет работы с интернет-магазинами мы поняли, что предприниматели, которые используют только Ozon, Wildberries и Яндекс Маркет для продажи своих товаров, многое теряют. Вот какие ограничения у них есть 👇

Бизнес зарабатывает меньше, чем мог бы. Маркетплейсы забирают до 40% от стоимости товаров в виде комиссии. А еще есть разные форс-мажоры: любое понижение рейтинга или сбои площадки, которые предприниматель никак не контролирует. Всё это негативно влияет на продажи. Но самое неприятное — маркетплейсы часто делают скидки на товары продавца и потом это никак не покрывают.

Так было у SPORT FERMA. Однажды Ozon автоматически добавил товары клиента в раздел со скидками до 20%, и эти деньги никто не собирался компенсировать. И хоть маркетплейс предупредил об этом, мы пропустили уведомление. Оно просто затерялось среди сотен других, которые площадка присылает селлеру.

К счастью, мы вовремя заметили, что товары продаются по скидке. Поэтому быстро убрали их из акции и не потеряли прибыль.

Общаться с заказчиками практически невозможно. Покупатели — это клиенты маркетплейса, а не самого бизнеса. Плюс внутренние инструменты аналитики Ozon, Wildberries и Яндекс Маркета показывают только статистику продаж. Из-за этого предприниматели не видят, кто именно покупает их товары, — клиентская база не собирается, составить портрет целевой аудитории невозможно, и пообщаться с ней нельзя, кроме как в отзывах. А ведь без всего этого бизнес не может запускать качественную рекламу, развивать сервис. Становится сложнее улучшать сами продукты.

Нельзя контролировать качество доставки. У маркетплейсов своя логистика. Для кого-то это плюс, но часто бывает так: товары теряют, разбивают и ломают при доставке, а упаковку портят. Еще легко вспомнить пожар на складе Wildberries в январе 2024 года. Тогда сотни продавцов потеряли свою продукцию безвозвратно. Контролировать это никак нельзя — предприниматели просто должны принять правила игры.

В 2022 году горел и склад Ozon. На эту тему куча шуток в интернете
В 2022 году горел и склад Ozon. На эту тему куча шуток в интернете

Построить свой бренд нереально. Во-первых, на маркетплейсах сложно выделяться на фоне конкурентов. Даже если у товара красивая упаковка и инфографика, в топ выдачи попадают не все продавцы, а покупатели редко листают дальше десятой позиции. Во-вторых, на маркетплейсах сложно раскрыть ценность товара, достижения и историю производителя. А именно это дает возможность построить бренд и повысить его узнаваемость.

Но у маркетплейсов есть и плюсы:

➕ На торговых площадках большой ассортимент, что привлекает тысячи покупателей. Это бесплатный трафик, и продавцы могут экономить на рекламе.

➕ Это удобная логистика: например, покупатель заказал товар сегодня, а завтра забрал в ближайшем к дому пункте выдачи.

➕ С помощью маркетплейсов получится быстро проверить спрос на свой товар. Для этого продавец может разместить на площадке новый продукт и сразу увидеть реакцию широкой аудитории. Это быстрее и дешевле, чем самостоятельно закупать трафик и анализировать спрос.

➕ Маркетплейсы позволяют экономить на своих помещениях и логистике. Продавцам бывает удобно отправлять товары на склад маркетплейса и при этом не думать, как доставлять продукт покупателю.

Своя разработка — это всегда новые возможности для предпринимателей

Собственная ecom-платформа дает предпринимателям всё то, чего не дают маркетплейсы 👇

Бизнесу проще контролировать расходы. Не нужно отдавать комиссию, нет зависимости от рейтинга, а если произошел сбой — его могут быстро починить разработчики на аутсорсе или из собственной команды. Также бизнес сам решает, когда делать распродажи, и определяет размер скидки.

Предприниматель сам занимается логистикой. Можно следить за сохранностью товаров и выбирать подходящие способы доставки. Логистические компании проще контролировать: если посылку испортят или потеряют, можно получить компенсацию. А еще получится развивать свою курьерскую службу.

Можно общаться с клиентами напрямую. Например, если покупатель оставил плохой отзыв, с ним проще связаться и решить проблему.

Проблемы клиентов можно решать лично в удобном для покупателя мессенджере. На маркетплейсах весь негатив сразу попадает в отзывы — это влияет на рейтинг продавца. Хотя дело может быть в порванной упаковке, которую случайно повредил грузчик
Проблемы клиентов можно решать лично в удобном для покупателя мессенджере. На маркетплейсах весь негатив сразу попадает в отзывы — это влияет на рейтинг продавца. Хотя дело может быть в порванной упаковке, которую случайно повредил грузчик

Еще можно работать не только с обратной связью, но и консультировать клиентов. Например, подсказать, как выбрать размер, рассказать о противопоказаниях, составе, а еще — как пользоваться товаром. Благодаря этому получится работать с возражениями — это важный этап любых продаж.

На фото — один из примеров работы с возражениями. Подобных вариантов сотни, и любой контакт с потенциальными покупателями — часть клиентского сервиса
На фото — один из примеров работы с возражениями. Подобных вариантов сотни, и любой контакт с потенциальными покупателями — часть клиентского сервиса

К своему интернет-магазину можно подключить десятки сервисов аналитики. Как минимум CRM-систему: она помогает собирать данные о клиентах и налаживать с ними персональную коммуникацию. Благодаря этому проще наращивать повторные продажи. Кроме того, сервисы аналитики показывают, откуда именно пришел клиент: из соцсетей, после офлайн-мероприятия или после рекламы у блогера. Так предприниматель понимает, какой канал коммуникации приносит больше продаж, — в него можно активнее вкладываться и привлекать еще больше покупателей.

Пример аналитики из Яндекс Метрики. Она показывает, сколько и на каких площадках люди реагировали на рекламу
Пример аналитики из Яндекс Метрики. Она показывает, сколько и на каких площадках люди реагировали на рекламу

Бизнес может развивать свой бренд. Как я уже говорил, маркетплейсы не дают этого сделать, и философию компании нужно раскрывать на других площадках. Своя ecom-платформа — это, например, возможность запустить свой блог. В нем получится рассказывать о плюсах товаров, способах их использования. Еще можно приглашать звездных гостей, делать их лицом бренда и показывать это на баннерах или карточках продуктов.

Хороший пример — интернет-магазин бытовой техники Haier. У бренда развита своя ecom-платформа, и большинство его товаров продается только там. На маркетплейсах тоже можно найти технику компании, но лишь около 5–10% от всего ассортимента. Также на своем сайте Haier делает покупателям спецпредложения, предлагает зарегистрироваться в программе лояльности, чтобы получать бонусы и оплачивать ими следующие заказы. На Ozon, Wildberries и Яндекс Маркете так не получится.

У Haier есть и свой блог — в нем компания делится лайфхаками для организации быта и делает обзоры техники. Таким образом привлекает на сайт людей из поисковой выдачи
У Haier есть и свой блог — в нем компания делится лайфхаками для организации быта и делает обзоры техники. Таким образом привлекает на сайт людей из поисковой выдачи

О том, как запустить свою ecom-платформу, я рассказывал в статье «Как предпринимателю слезть с иглы маркетплейса: 4 варианта запустить свой интернет-магазин». Но если коротко, можно создать лендинг, воспользоваться конструктором интернет-магазинов или создать сайт на 1С-Битрикс либо с помощью своего кода. Выбор зависит от масштаба бизнеса и объема продаж. Например, лендинг подойдет маленькой компании, а своя разработка — крупным предпринимателям, которым нужны уникальные фичи.

Оговорюсь: у своей разработки тоже есть минусы. Например, предприниматель экономит на комиссии маркетплейсам, но много вкладывается в разработку, поддержку сайта и рекламу. Тот же Ozon или Wildberries сами приводят трафик, а со своим интернет-магазином так не получится. Еще нужно найти грамотную команду разработчиков, чтобы сразу всё правильно запустить, иначе придется переплачивать за переделки.

Главное в статье

1 Если продавец размещается только на маркетплейсах, он теряет часть прибыли, не может контактировать с покупателями и ему сложнее анализировать аудиторию. Еще невозможно контролировать логистику и строить бренд.

2 Своя ecom-платформа дает предпринимателю всё, чего не могут дать Ozon, Wildberries и Яндекс Маркет. Но нужно дополнительно тратиться на рекламу и поддержку сайта.

3 Один из лучших вариантов — совмещать собственную платформу и маркетплейсы. Они хорошие логистические партнеры и помогают получать дополнительную прибыль. При этом не всем есть смысл идти в свою разработку. Например, не стоит это делать мини-брендам или селлерам китайских товаров, которые не производят по индивидуальному заказу.

Еще больше о развитии ecom-платформ я рассказываю в телеграм-канале Metalcode. Там выкладываю новости из мира электронной коммерции, рассказываю о достижениях агентства и делюсь разными кейсами из практики.

А как вы считаете, может ли крупный производитель продавать товары только на маркетплейсах? Делитесь в комментариях.

2222
33
22
15 комментариев

Ага, прям всем нужна своя платформа. Особенно продавцам китайщины, которых на маркетплейсах тьма

2

Именно они пусть остаются на маркетплейсах. Их экспертиза не в товаре, а в доставке и продаже на площадках. Это нормально)

2

А как понять, что пора уходить с маркетплейсов? По обороту, или просто когда захотелось?

1

Когда в товар может стать самостоятельным брендом, когда уперлись в ограничения маркетплейсов. А бренд это совсем иная история)

1

А если бренд совсем маленький, есть смысл свою платформу развивать? Кажется, это не очень выгодно

1

Маркетплейсы помогают быстро вывести маленький бренд на рынок. Для небольших брендов маркетплейс это логистический партнёр, который доставим ваш товар покупателю.
Само продвижение бренда не должно прекращаться за пределами маркетплейса. Бренд растёт во вне, а покупают на маркетплейсе.

Уже только за название статьи можно поставить лайк))

1