Основная проблема в общении – это привычка додумывать друг за другом. Каждый из нас понимает и принимает информацию по-своему. Потому что мы пропускаем ее через свой опыт. Если информации не хватило, то мы склонны достроить мысль и сформировать свои ожидания. В этом случае велика вероятность, что ожидания не совпадут с действительностью.Сколько раз вам приходилось слышать на работе или дома «А я думал, что будет так…» или «А ты разве не об этом говорил…»?Фото с сайта FreepikУточнения. Часть 1Вот пример разговора в магазине:Покупатель: Мне самую недорогую дверь.Продавец: Межкомнатную или входную?Покупатель: На дачу входную надо установить.Продавец: Тогда вам подойдет самая простая уличная дверь! Продавец, получив ответ, не уточняет, додумывает и делает предложение исходя из своего мировоззрения. В результате события разворачиваются по одному из сценариев:Продажа состоится, но продавец потерял возможность продать более дорогой товар и заработать больше.Покупатель увидит товар, который не соответствует его ожиданиям, и продажа не состоится.Как видим, каждый из вариантов не в пользу продавца. Поэтому правило продажи:“Никогда не додумывайте за клиента. Задавайте уточняющие вопросы”.Поделитесь в комментариях, какие уточняющие вопросы у вас лучше всего работают?Уточнения. Часть 2Уточняющие вопросы следует задавать когда слышите от собеседника «неопределенные» или «неизмеримые» слова. Например:побыстрееменя не устраиваетнравится/не нравитсякачественный/некачественныйнадежныйлучшедорогоУниверсальный вопрос для уточнения звучит следующим образом:Уточните, пожалуйста, что вы имеете в виду, говоря…И в конце повторяете слова клиента. Универсальность вопроса в том, что его можно задавать в любых случаях, когда следует уточнить информацию. В ответ вы получите мнение клиента, его истинные мысли о предмете обсуждения.Для уточнения также используйте индивидуальные вопросы. Они начинаются с вопросительных слов:Как быстро вам нужно?Сколько конкретно у нас с вами есть времени?Что именно вас не устраивает?Что именно вам не нравится?Обязательно добавьте в конце или в начале фразы «уточните, пожалуйста».Слова «лучший», «надежный», «больше», «дорого» - это слова сравнения. Для их уточнения чаще всего используют вопрос:«Уточните, пожалуйста, с чем именно вы сравниваете?».Получив ответ, вы сможете обсудить с клиентом варианты. Помочь сравнить. Показать клиенту плюсы своего предложения, которые важны именно для него.Фото с сайта FreepikУ каждого своя «собачка» в голове! Уточнения. Часть 3Люди думают с помощью звуков, образов и ощущений. Чтобы вспомнить вкус, мы сначала представляем, как выглядит продукт. На слова «какой чудесный был тогда закат!», мы сначала представляем в голове картинку, и только потом к нам приходят те чудесные ощущения.Вспомните как работает схема: Слово - образ - эмоцииСлово рождает образ, образ вызывает эмоции.Если описывать ситуацию или предмет неопределенными словами, то и образ у каждого собеседника будет свой. Как следствие, ожидания будут у каждого свои.На тренингах я прошу участников нарисовать первый образ, который пришел к ним при слове «собачка». Варианты изображений всегда разные. У каждого своя «собачка» в голове!Кстати, предлагаю проверить. Накидайте в комментариях ваши изображения со словом «собачка».Видео с тренинга Инны Сенаторовой, компания Фабрика ДверейУточнения – основа эффективной консультации. Часть 4Эффективная консультация продавца основана на взаимодействии с покупателем, а не на прямой передачи информации. Сравните два подхода продавца к общению с покупателем:Первый:задать вопрос;услышать ответ;предположить;показать товар.В этом варианте от продавца в начале разговора можно услышать «Да, я понял вас! Пойдемте, покажу варианты». Как долго продлиться такая консультация? Закончится ли сделкой? Сможет ли в этом случае покупатель выбрать товар, такой как двери или мебель?Разберем второй подход:задать вопрос;выслушать;задать уточняющие вопросы;подтвердить и резюмировать;продолжить задавать вопросы.Второй подход позволяет выявить конкретные пожелания покупателя. Ничего не упустить. Индивидуально выбрать вместе с клиентом товар, который на 100% оправдает его ожидания.Также второй подход дает хороший результат в продажах большого ассортимента и множестве вариантов исполнения.Например:Коллекция Royal производства Волховец состоит из 8 вариантов дверей + 13 цветов покрытий + 4 варианта наличников с декоративными элементами. В завершении возможны 24 варианта сочетания патины с основными цветами покрытия. Без уточняющих вопросов не обойтись!Навык продавца задать вопрос, выслушать и осознанно уточнить - создает атмосферу поддержки покупателя. Растет уровень доверия и взаимопонимания между покупателем и продавцом-экспертом.Умное “Почему”. Уточнения. Часть 5Вопрос «Почему?» с одной стороны самый простой для уточнения и в то же время самый сложный.Когда продавец произносит «почему?» без смягчающего вступления или просто в короткой форме, клиент может истолковать смысл как недовольство или навязывание своего мнения. Атмосфера беседы становится напряженной. Искусство задавать вопрос «почему» помогает избежать недопонимания.Первый способ – добавить в начале предложения смягчающие слова:Уточните, пожалуйста, почему ….Расскажите подробнее, почему…Вы сказали, что …, могу я узнать почему….Второй способ – заменить на конструктивные вопросы:Расскажите, что в итоге вы хотите получить …Уточните, пожалуйста, для чего …Что это для вас значит …Скажите, для какой цели …Объясните, пожалуйста, зачем…Конструктивные вопросы «для чего», «зачем», «для какой цели» настраивают покупателя осознанно задуматься о будущем, объяснить логику своих мыслей, сказать факты. Покупатель расскажет свои ожидания.Задавайте вопрос «почему» с улыбкой, смотрите в глаза покупателю и кивните головой.В результате атмосфера беседы из «напряженного почему» переходит в «умное почему». Цель - понять, почему покупатель обращает внимание на определенные моменты и предложить подходящий вариант решения.Кстати, "умное почему" используют и при работе с возражениями.Фото с сайта FreepikНе додумывать. Часть 1: ОбобщенияКогда люди говорят друг с другом, то вместе со словами в голове у каждого рождаются образы. Но эти образы не одинаковы у собеседников. У каждого рождается своя субъективная карта реальности – это и хорошо, и плохо. Помните - у каждого своя «собачка» в голове.Различают три процесса, которые влияют на карту реальности человека, т.е. на образы и представления:Обобщение.Упущение.Искажение.Давайте разберем по порядку.Обобщения – помогают людям учиться, структурировать полученные знания и опыт, запоминать окружающее. Не надо ежедневно просыпаться и открывать мир заново. Например, если в стене есть механизм, который движется и за ним открывается следующее пространство, то мы называем такой механизм – дверь. Или четвероногое лохматое и говорит "гав", то это собачка.Но есть обратная сторона процесса обобщения. Я часто сталкиваюсь с убеждением у продавцов, которые не знают или не применяют техники продаж. И сохраняют установку, что главное для клиента – цена, «чем дешевле, тем лучше». Корни этого обобщения в основном вырастают в результате частого повторения клиентами «чтобы не дорого». Вот и обобщает продавец, идет и показывает самый дешёвый товар.Кстати, такое обобщение можно сравнить с ситуацией, когда в личных отношениях с противоположным полом 2-3 раза возникает печальный опыт и мы делаем вывод «Все мужики сволочи» и «Все бабы дуры».Вместо обобщения продавцу стоит задавать уточняющие вопросы.Пример:После слов «чтобы не дорого» задайте вопрос:недорого, уточните, пожалуйста, каковы ваши ценовые ожидания?недорого, кстати, уточните, какой бюджет у вас запланирован на покупку?недорого. У нас в ассортименте двери 3-х ценовых категории от… до…, затем от ... до … и от … до …. В какой ценовой категории будем смотреть.Не додумывать. Часть 2: УпущениеПоложительная сторона процесса упущения помогает нам дозированно получать информацию, сосредоточиться на важном деле.Ежедневно на продавца в торговом центре обрушивается лавина звуков и движений. Но когда продавец рассчитывает важный, сложный заказ, то все звуки музыки и разговоров в соседнем салоне, движения людей по общему проходу, как бы отходят на второй план, исчезают. Продавец отключает свой канал восприятия информации, которая не важна для главного дела.С другой стороны, процесс упущения создает проблемы. Как часто вы слышите от покупателя «Вы это не говорили» или сами думаете «Он это не говорил?». А на самом деле и покупатель, и вы действительно говорили и были в реальности, но не воспринимали информацию. В потоке новой информации каждый из собеседников воспринимает и запоминает моменты важные ему. А все остальное остается за пределами, то есть упускается.Что делать для профилактики упущения в работе продавца:Повторяйте ключевые слова за покупателем.Резюмируйте вслух объем полученной информации.Вовлекайте покупателя с помощью глаголов действия, т.е. подключайте не только слух, но и другие каналы восприятия информации.А вы сегодня утром по дороге на работу заметили рекламный баннер на соседней улице?Не додумывать. Часть 3: ИскаженияИскажения – процесс, который движет человечество вперед к обновлению.Например, дизайнеры создают новые концепции интерьеров. Дизайнер мечтает, и фантазирует. Он изменяет (искажает) привычные детали пространства: планировку, цветовую гамму, освещение, мебель, двери, декор.Посмотрите как трансформировали дверь: Видео из YouTube канала Klemens TorgglerНо процесс искажения воздействует на любые наши мысли. В результате возникают страхи и отрицательные предположения. В реальности еще ничего не произошло, а воображение уже исказило будущее. А там недалеко и до обобщения.Например, покупатель боится, что именно в его доме монтажники неправильно установят двери или повредят чистовую отделку интерьера. Продавец после дня «затишья» уже жалуется, что продаж не будет в этом месяце и зарплата будет маленькая.Будьте осторожны в мыслях. Еще в конце 18 века французский писатель и дипломат Франсуа Рене де Шатобриан сказал:«Tout mensonge répété devient une vérité» - повторённая ложь становится правдой.Слушать и слышать клиентаПродавец-эксперт не просто слушает клиента, а слышит собеседника. Точно принимает и понимает слова, интерпретирует сообщения в идеи и взаимодействует с клиентом.Послушайте как точно слышит слова и задает уточняющие вопросы Розалинда супруга Генриха Айзенштейна в оперетте «Летучая мышь»: Видео из YouTube канала Анастасия Солнцева│"Школа Продашь!"Проверим как вы слышите вопрос?Послушайте, пожалуйста, вопрос и дайте ответ ниже:Сколько животных каждого вида Моисей взял с собой в ковчег? 407 по 2Каждой твари по пареДругое (напишите в комментарии)Инна Сенатороваэксперт клиентского сервиса