Бюджет торговой компании без модели – управление на эмоциях

Бюджет торговой компании без модели – управление на эмоциях

Финансовая модель описывает закономерности, без которых наш бюджет по сути похож на бухгалтерскую отчетность чужого предприятия. Откуда что взялось, непонятно.

Можно ли сделать бюджет без финансово-экономической модели предприятия? Можно. Собрать информацию с ЦФО и свести ее вместе. Как бухгалтерскую отчетность. Если плановый фин. результат устраивает, принять бюджет и контролировать (ограничивать) затраты. Совсем без проверки принимать бюджет нельзя, поэтому палец к носу всё же придётся прикинуть:

«Так, в этом году было продано столько-то, в следующем на 20% больше, значит переменные затраты увеличиваем на 20%, а постоянные оставляем как в прошлом году. Ой, ну ладно, +5%, инфляция всё-таки, директор по общим вопросам ноет. И персонала нужно добавить 50 человек, средняя ЗП такая-то, значит ФОТ увеличится так-то». Как-то так…

Что это даст для понимания отклонений по статьям бюджета, их структуры и связей? Ничего. У вас, например, по факту складывается не такая структура продуктового портфеля, как была в прошлом году, а затраты вам приносят на согласование как в прошлом… Товарную себестоимость, скорее всего, сможете объяснить, но и только. А вам несут заявку на увеличение расходов по какой-то другой статье: коммерческие расходы, ФОТ, реклама и т.д. И что? Будете резать в соответствии с принятым бюджетом? Нет, не будете резать, побоитесь навредить. И спросить ни с кого не сможете, потому что вы не можете управлять тем, что не можете измерить. Кроме эмоций ничего и нет. Хорошо, если запас рентабельности предприятия это позволяет…

Фин. модель позволит понять почему происходит отклонение, это шаг в сторону гибкого бюджета, который особенно актуален в турбулентной бизнес-среде. А на этапе планирования появится возможность посмотреть разные сценарии и чувствительность результата к изменению параметров модели.

Фин. модель среднего производственного предприятия – это часов 50 работы, по моему опыту. Из них только коммуникаций и уточнений часов на 20.

Серийные консультанты-умельцы предлагают твердый прайс-лист на свои услуги, что-нибудь типа: Фин. модель – 30 т. р., Стратегия на 5 лет – 50 т. р. Что может уместиться в такой ценник? Непонятно. Поиск клиентов, SMM и охваты постов – вот их главная компетенция, а вовсе не экономика и финансы.

Что входит в эти часы работы? Читайте в моем ТГ-канале «Бизнес глазами Финансиста».

Начать дискуссию