Липовые отзывы крушат карточки товаров: как действовать селлеру?

Порядка 60% обращений в патентное бюро “Железно” поступает от продавцов маркетплейсов. Мы из первых уст знаем о том, с какими сложностями приходится сталкиваться селлерам в борьбе за свой бренд. И вот одна из них - недобросовестные конкуренты закидывают карточки товаров липовыми негативными отзывами. В результате товар теряет рейтинг, а продавец - покупателей. Рассказываем, как грамотно выстроить защиту и наказать обидчика.

Липовые отзывы крушат карточки товаров: как действовать селлеру?

Откажись от бренда!

Наш клиент - Наталья, правообладатель товарного знака “МаминУют”. Девушка обратилась к нам за регистрацией второго знака, так как вынуждена отказаться от первого при торговле на маркетплейсах. Как призналась Наталья, ее одолевают звонками и письмами с угрозами. Конкурент с созвучным названием требует отказаться от использования товарного знака “МаминУют”. В противном случае обещает писать негативные отзывы. Конкурент “давит” на то, что придумал название 20 лет назад и тогда же открыл онлайн-магазин с доменным названием maminuyut.ru. Когда его покупатели пытаются заказать товар не на сайте, а на маркетплейсе, то попадают в том числе на карточки товаров Натальи. Прав на товарный знак у конкурента нет. Наталья понимает, что выиграет в любом суде и даже заблокирует конкурента через техподдержку маркетплейса, предъявив свое свидетельство о регистрации товарного знака. Но это никоим образом не убережет ее карточки от липовых негативных отзывов и как следствие - падения рейтинга товара на маркетплейсе.

Вымогательство письма-согласия

Еще одна наша клиентка, Елена, правообладательница бренда LEKALOOK, уже столкнулась с тем, к чему может привести лавина негативных отзывов, “состряпанных” конкурентами. Карточка только создана, продажи по ней еще только начались, а отзывы (исключительно отрицательные) сыпятся, как из рога изобилия. Эти отзывы буквально рушат карточку товара, она перестает ранжироваться из-за низкого рейтинга в две звезды - продажи не идут. Елена выяснила, что отрицательные отзывы на бренд LEKALOOK пишут те же люди, что оставляют положительные отзывы другому продавцу на этом же маркетплейсе - LOCO LOOK. Как видим, названия весьма созвучны.

LOCO LOOK - бренд, незащищенный товарным знаком. Судя по информации ФИПС, владелец пытался зарегистрировать его, но в сентябре 2024 года ведомство приняло решение о признании заявки отозванной . Именно с этого времени Елене начали поступать настойчивые предложения, если не сказать требования, выдать письмо-согласие на регистрацию созвучного бренда. Бренд пытается зарегистрироваться в той же нише по производству и продаже одежды: зачем ей конкурент, да еще и с таким похожим именем? После отказа подписать документ начались угрозы судами и проверками: конкурент обещал устроить их и на производстве, и со стороны налоговой. А затем началась та самая атака негативными отзывами на карточки товаров.

Описанные случаи - не единичны. Мы видим явный тренд в действиях недобросовестных конкурентов. Продавцы, не имеющие свой товарный знак, начинают вставлять палки в колеса законным владельцам бренда. Они говорят о том, что давно придумали это название, угрожают судами, требуют отдать им обозначение. А когда обладатель товарного знака не соглашается - начинают строчить негативные отзывы.

Что можно и нужно сделать?

1 шаг: обращение в адрес маркетплейса

Первое - это написать в техподдержку маркетплейса и попытаться с их помощью удалить комментарии. Для этого нужно предъявить доказательства, что отрицательный отзыв является фейковым.

Липовые отзывы крушат карточки товаров: как действовать селлеру?

Если маркетплейс отказывается удалять комментарий, вам обязательно нужно на него ответить. Задача не негативить в ответ, а показать другим пользователям, что вы заинтересованы в решении возникшей ситуации. Если в ответ на запрос деталей заказа недоброжелатель молчит - это повод задуматься о его истинных намерениях.

Второе. У вас на руках свидетельство о регистрации товарного знака. Предъявив его и заключение патентного поверенного о том, что на той же площадке торгует продавец со схожим названием, вы заблокируете карточки товаров нарушителя. Этот вариант быстрый и не требует дополнительных денежных расходов. Вы устраните конкурента с маркетплейса, однако это никак не помешает ему писать на вас крамолу. По нашему опыту, не всегда маркетплейсы готовы оперативно вникать в ситуацию и разбираться в том, честные это отзывы или нет. Поэтому после того, как вы исключили с торговой площадки конкурента, накажите его за недобросовестные методы борьбы в профильном ведомстве - УФАС.

2 шаг: обращение в антимонопольную службу

Атака на карточку товаров липовыми отзывами - метод недобросовестной конкуренции. Но нужно доказать, что в отношении вас было совершено это деяние. Объясним на примерах двух ситуаций от наших клиентов, описанных выше. Во-первых, необходимо сохранить переписку или разговор, в котором звучала угроза уронить рейтинг ваших карточек и другие угрозы и незаконные требования как, например, подписание письма-согласия. Во-вторых, нужно зафиксировать факт реализации этих угроз и последствия. То есть сделать скрины внезапной лавины отрицательных отзывов и то, что это привело к понижению рейтинга карточки. Заверить все у нотариуса. Обратиться в УФАС с заявлением.

Важно приложить к заявлению все необходимые для разбирательства документы. В противном случае заявление не будет рассмотрено.

Срок рассмотрения заявления составляет 1 месяц и может быть продлен не более чем на 2 месяца с обязательным уведомлением заявителя. В любом случае в течение месяца вы получите уведомление о возбуждении дела, выдаче предупреждения о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, либо об отказе в возбуждении дела, либо о продлении сроков рассмотрения заявления.

3 шаг: досудебная претензия

Вам угрожают судами? Но у вас есть все основания самому организовать судебный процесс! Однако надо понимать, что это долгий и на первых порах затратный для вас процесс. Суды могут длиться больше года. Вам как инициатору необходимо будет оплатить услуги юридической компании по написанию искового заявления и представлению ваших интересов в суде первой инстанции. Если решение суда первой инстанции будет обжаловаться, то необходимо будет также оплатить услуги представителя в суде апелляционной, кассационной инстанции.

Поэтому для начала грамотно составьте досудебную претензию. Знак - ваш. А все другие компании, которые используют его идентичное или созвучное название, - нарушители. По закону, они должны будут выплатить компенсацию за использование вашего бренда. Ее сумму можно обозначить тремя способами. Первый: в диапазоне, который оговаривает закон, - от 10 тысяч до 5 млн рублей. Второй: двойной размер выручки от продажи контрафактного товара. Третий: двойная стоимость выручки по лицензии или договору коммерческой концессии (если у правообладателя заключены подобные договоры с партнерами).

Также вы вправе требовать уничтожить весь товар конкурента - ведь он является контрафактом.

Если конкурент не соглашается с досудебной претензией, подаем иск в суд. После вашей победы в суде конкурент понесет еще и судебные издержки. За время судебного процесса увеличится и сумма компенсации: ведь все это время нарушитель продолжал использовать ваш знак незаконно.

Резюмируем

Являясь законным обладателем товарного знака, не спешите сдавать свои позиции, какими бы страшными не казались угрозы конкурентов. Закон на вашей стороне. Вы не должны идти на поводу. Вы сами можете предпринимать активные действия.

Начните с простого - напишите в техподдержку маркетплейса и попробуйте с их помощью удалить комментарии, доказав, что негатив не имеет под собой оснований. Вы также можете заблокировать кабинет нарушителя, который торгует под брендом, созвучным с вашим.

Если поток отрицательных отзывов не прекращается, сообщите конкуренту о вашем намерении написать заявление в УФАС и предъявите ему досудебную претензию. Это заставит его буквально поменяться с вами местами. Пусть он теперь оценит нависшие над ним угрозы. При грамотно составленной претензии ему не захочется продолжать атаковать вас фейковыми отзывами. Ему придется принять решение о регистрации своего товарного знака, который никоим образом не будет мешать вашему.

Если вам нужна экспертная консультация по вопросам интеллектуальной собственности, свяжитесь с нами в WhatsApp по номеру +79229092784 или Telegram @zhelezno_pb. Эксперты “Железно” готовы помочь!

Больше материалов об интеллектуальной собственности и ее защите читайте в блоге патентного бюро “Железно” и в сообществе ВКонтакте.

.

1313
Начать дискуссию