Почему UX Facebook и его Marketplace — это тост, который упал маслом вниз

Давайте договоримся на берегу. История не столько про Facebook, сколько про ситуацию которая складывается в отрасли продуктового дизайна. Начнем с простого: Facebook — это самая большая социальная сеть на планете. Но, откровенно говоря, интерфейс их продуктов похож на лабиринт, нарисованный пьяным архитектором. Если вы хоть раз пользовались их Marketplace, то наверняки почувствовали, что вас за это должны хотя бы накормить бесплатным бургером. Почему же Facebook — этот гигант с бесконечными деньгами — никак не улучшает свой UX? Давайте разберемся.

Почему UX Facebook и его Marketplace — это тост, который упал маслом вниз

Эффект снежного кома: все сидят здесь, потому что все здесь

Facebook давно поймал всех на удочку привычки. Люди используют его не потому, что это удобно, а потому, что «а где ещё?». Их Marketplace работает по принципу «достаточно плохо, чтобы жаловаться, но достаточно хорошо, чтобы не уходить».

Вот вы заходите, чтобы продать старый велосипед. Уже на этапе выбора категории вы теряете веру в человечество: фильтры не работают как надо, поиск выдаёт странные результаты, а интерфейс просто кричит: «Мы ЭТО НЕ ПЛАНИРОВАЛИ». И всё же, почему люди продолжают это терпеть? Потому что там есть аудитория. И это работает, пока есть те, кто готов купить ваш велосипед (или что-то ещё) за 10-ку.

UX на минималках: как сделать плохо, но чтобы работало

Marketplace от Facebook — это идеальный пример того, как можно выживать за счёт аудитории, даже если продукт ужасен. Например, фильтры. Хотите найти стол? Готовьтесь увидеть стулья, диваны и пару случайных собак. Сортировка? Её как будто проектировал человек, который никогда ничего не искал в интернете. Вы не можете легко найти, что вам нужно, но зато можете случайно купить то, что не планировали.

А теперь посмотрите на конкурентов — платформы, которые специализируются на продаже подержанных вещей. Их UX продуман до мелочей, но они не могут конкурировать с Facebook, потому что у них нет того, что есть у гиганта — многомиллионной аудитории.

Где продуктовая команда?

Возникает логичный вопрос: что делает продуктовая команда Facebook? Ответ прост — они смотрят на метрики. Если метрики растут, зачем что-то менять? В мире Facebook важно не то, насколько вы довольны интерфейсом, а то, сколько раз вы нажали на кнопку «Опубликовать». Улучшать UX? А зачем, если это не влияет на рекламные доходы?

Шутка про баги и фичи

Marketplace — это как бабушкина табуретка: скрипит, но не ломается. Каждая новая функция напоминает лоскутное одеяло, где баги становятся фичами. А вы попробуйте не заметить, как ваш поисковый запрос приводит вас к товарам из другой страны или категории. Но Facebook это не волнует, ведь пользователи всё равно вернутся.

Аудитория решает всё

И вот главный урок: в мире технологий аудитория — это главное. Вы можете делать сколько угодно убогий продукт, но если у вас есть люди, которые им пользуются, вы всё равно на коне. Facebook может позволить себе игнорировать UX-дизайн, потому что знает, что никто не уйдёт. Люди приходят туда, где их друзья, где есть покупатели и продавцы. И пока у Facebook есть эта аудитория, никакие конкуренты не смогут его сдвинуть.

Итог: будущее без перемен?

Facebook — это империя, построенная на привычке и массовости. Но как и любая империя, она не вечна. Если когда-нибудь появится продукт, который предложит тот же масштаб, но с лучшим UX, Facebook будет не сладко. А пока мы все будем продолжать теряться в их интерфейсе, продавая свои старые велосипеды.

реклама
разместить
Начать дискуссию