Кадровый кризис на маркетплейсах и не только: почему люди больше не хотят просто работать на кого-то?
Найти сейчас менеджера маркетплейсов – та еще задачка. Думаю, многие владельцы бизнеса согласятся. Но проблема даже не в том, что кандидатов мало, а в том, что HR-кризис только начинается и не только на маркетплейсах.
Почему так происходит? Выскажу небанальное мнение. Людям надоело просто зарабатывать деньги кому-то. Особенно это заметно в сфере маркетплейсов, где бизнес-модель долгое время строится на принципе "купил дешевле – продал дороже".
Но если владельцу бизнеса понятна мотивация зарабатывать больше, то что с этого получает его команда? Какую личную ценность он видит в этом процессе? Деньги – не мотивация сами по себе. Конечно, процент от выручки или бонусная система – важные факторы, но они работают только до определенного момента, и, кстати, внедрены в очень небольшом проценте маркетплейсовых компаний.
Кто и зачем пришел работать на маркетплейсы?
Эта ниша сформировалась буквально за четыре года, и я отлично понимаю, кто пришел в эту сферу и почему – за это время я отучила почти 2000 менеджеров маркетплейсов.
🔹 Постковидная переоценка ценностей. Пандемия заставила людей задуматься: "Как я живу? Совместима ли моя жизнь с офисной работой 9-18?"
🔹 Бегство от рутины. В нишу пришли те, кто устал от найма, стабильных, но скучных профессий и захотел чего-то нового.
🔹 Ожидание свободы. Люди мечтали о фрилансе, гибком графике и работе "из любой точки мира", но в итоге столкнулись с дедлайнами, стрессом и ежедневной рутиной.
Проблема в том, что мотивация просто работать за деньги перестает работать.
Россия – страна смыслов
Почему люди десятилетиями работают в крупных корпорациях, даже если зарплата не самая высокая? Почему остаются там, где, казалось бы, нет гибкости и свободы?
Потому что там есть стабильность (конечно, мнимая), идея, система, сообщество, культура. Не везде и не всё, но точно чаще, чем в маленьких компаниях, где собственник зачастую не обладают управленческими компетенциями.
В нашем менталитете глубоко заложено стремление "делать вместе", работать не просто ради денег, а ради чего-то большего. Мы не хотим быть просто винтиками, нам важны смысл, идея, принадлежность к чему-то значимому.
И вот главный вопрос: почему ваши сотрудники должны работать именно у вас?
Что вы им даете? Просто зарплату и KPI? Сегодня этого недостаточно. Люди хотят работать там, где они чувствуют ценность своего труда, хотят развиваться и быть частью чего-то большего.
И где теперь брать вовлеченных сотрудников?
На мой взгляд, единственный выход из этой ситуации – строить бренд, основанный на смыслах.
✅ Бизнес не ради денег, а ради идеи, за которой хочется идти.
✅ Не просто товар, а ценность, которую он несет.
✅ Не просто сотрудники, а единомышленники, объединенные общей миссией.
Когда бизнес отражает ценности его основателей, когда в нем есть смысл, тогда люди приходят в команду не просто ради зарплаты – они хотят быть частью чего-то важного.
А значит, они не уйдут при первой же возможности. И это работает в обе стороны, когда ваша цель – только извлечение прибыли, Х2, Х10, то к вам и подтягиваются более «алчные» сотрудники, которые с легкостью перейдут в другую компанию, если им предложат оклад на несколько тысяч больше.
В новых реалиях все больше бренд компании становится важен не только для клиентов, но и для сотрудников. Создавайте смыслы – и к вам будут приходить не просто работники, а те, кто разделяет ваши ценности.
Анна Ковтун. Маркетолог, бренд-стратег лидеров рынка
Все о создании смысловых брендов в моем тг канале