Магнит Маркет падает всё сильнее. Есть ли надежда?
По итогам 2024 года Магнит Маркет занял лишь 57 строчку в рейтинге ТОП-100 крупнейших интернет-магазинов по версии Data Insight. Для сравнения - в 2023 году, когда Магнит Маркет еще был KazanExpress, маркетплейс красовался на 39 позиции. За один год - сразу на 18 позиций ВНИЗ. Разбираемся в статье, в чем может быть причина такого провала, и есть ли перспектива роста.
МАГНИТные БУРИ.
Впервые маркетплейс KazanExpress (ныне Магнит Маркет) появился в рейтинге Data Insight в 2022 году, когда аналитики представили ТОП-100 крупнейших интернет-магазинов по итогам 2021 года. Скромная, но довольно перспективная площадка KazanExpress уже тогда заняла в нем достойное 50 место. Годом позже KazanExpress лихо поднялся в рейтинге на 36 позицию в той же категории “Универсальные магазины”. 2023 год - KazanExpress практически не сдает позиции и оказывается на 39 строчке.
А потом началось! Ритейлер “Магнит” договорился о покупке 100% ООО “КазаньЭкспресс”. Запустилась масштабная трансформация - KazanExpress стал Магнит Маркетом. Казалось, что все начиналось так хорошо и ярко. Магнит Маркет открыл доступ к сайту mm. ru, провел ребрендинг мобильного приложения для клиентов. Чуть позже маркетплейс стал частью приложения "Магнит". На ТВ, на билбордах, в Интернете запустилась активная рекламная кампания Магнит Маркета. Масштабно открывались всё новые и новые ПВЗ в магазинах "Магнит". Трафик гнали, как могли, используя различные маркетинговые инструменты, но Магнит Маркету так и не удалось “высоко поднять голову”. По данным Data Insight, за год Магнит Маркет по обороту упал на 24%, а по заказам на 34%. Вниз по лестнице - сразу 18(!) позиций.
Почему так получилось? На наш взгляд, была не решена основная проблема - проблема с ассортиментом. Покупателям нужны товары и по лучшим ценам, дешевые товары. Этим привлекал в своё время KazanExpress, но это же стало прекращаться еще в 2023 году с введением повышенных комиссий за дешевые товары и другими нововведениями, а в 2024 совсем сошло "на нет". Да, это улучшало экономику маркетплейса, увеличивало средний чек, но дешевых товаров и товаров по лучшей цене становилось все меньше. Продавцы теряли веру в маркетплейс, больше не ставили низкие цены в надежде на высокие продажи. Ну и сам "Магнит" до сих пор практически не ввел ассортимент своих офлайн-магазинов по выгодным ценам. Конечно, Ozon и Wildberries тоже не стояли в стороне и ввели быструю доставку на многие товары, отчего преимущество KazanExpress в доставке за сутки нивелировалось. Покупатели начали постепенно уходить, а новые - не задерживались, отсюда и такое падение оборотов, которое было бы еще больше, не проводи Магнит Маркет свои маркетинговые кампании.
2025 ГОД И ПОПЫТКА ВСЁ ИСПРАВИТЬ?
Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, в начале 2025 года на должность директора рекламной платформы "Магнита" ставят Людмилу Марлье. Ей доверили важную задачу - развивать новый бизнес-формат “Рекламные технологии” (AdTech). Марлье и ее команда должны были сосредоточиться на разработке эффективных рекламных продуктов и механик с учетом мировых и российских практик. Кроме того, на команде Марлье - интеграция рекламных технологий в существующие продукты и синхронизации их с другими проектами, в числе которых и Магнит Маркет.
В портфолио Людмилы Марлье, казалось бы, весомый опыт. Она руководила рекламной платформой Wildberries. Еще раньше возглавляла направление AdTech в СберМаркете и занималась развитием рекламных технологий в Яндексе. Также к команде AdTech Магнита этой весной присоединились Денис Ардаширов, экс-руководитель отдела монетизации рекламной платформы СберМаркета, и Егор Юркевич, который вместе с Марлье ушел из Wildberries.
Судя по всему, руководство сделало ставку на опытных маркетологов и топ-менеджеров, но что же мы видим сейчас.
ПО СТОПАМ МЕГАМАРКЕТА?
Нынешняя маркетинговая стратегия Магнит Маркета отчасти напоминает тернистый путь, по которому шел другой маркетплейс - Мегамаркет. Чтобы привлечь покупателей на площадку, Мегамаркет буквально с ног до головы закидывал пользователей бонусами и промокодами. Были случаи, когда размеры возврата бонусов “Спасибо” на Мегамаркете доходили до 90%, а иногда и превышали 100%.
Что это - невиданная щедрость или сбой системы? Но факт остается фактом. Покупатель приобрел товар на Мегамаркете, а после получил бонусов “Спасибо” в размере "стоимость товара + 19% сверху". Получается, что покупатель еще и заработал на маркетплейсе. Об этом случае мы рассказывали здесь.
Представитель крупной сети DNS в свое время заявил, что многочисленные продажи с "дикими" маркетинговыми вложениями наблюдались во второй половине 2023 года, особенно в четвертом квартале. Причем основным "дарителем" был именно Мегамаркет, подтверждает он. "Кешбэков давали настолько много, что в ряде товарных категорий динамика отличалась от нормальной сезонной, показывая небывалый рост. А это приводит и к отложенному отрицательному спросу, и ситуативной потере привычными продавцами доли", — отметил он. Эксперт был уверен, что "вливание маркетплейсами больших бюджетов" в целом ненормальной рыночной практикой, которая должна исчезнуть в будущем.
И хотя Мегамаркет второй год подряд сохраняет 4 позицию в рейтинге ТОП-100 крупнейших интернет-магазинов по версии Data Insight, по заказам маркетплейс в 2024 году упал на 8%. Вывод - как только пропали “жирные” бонусы “Спасибо”, покупатели ушли, сам продукт пользователям не понравился. К тому же Мегамаркет в начале 2025 года закрыл сразу 11 действующих складов и отказался от системы FBS — доставки со склада продавца. Сейчас на Мегамаркете возможны лишь схемы работы DBS и Click & Collect, то есть товары можно хранить только на складах маркетплейса, который сам собирает и доставляет заказы.
Магнит Маркет, в свою очередь, решил сжигать деньги пусть не на кешбэки, а на многочисленные промокоды для своих текущих покупателей. Тактика рабочая, но явно не на долгосрочную перспективу.
Примерно с начала февраля 2025 года и по сей день Магнит Маркет "бомбит" на e-mail, через телеграм или даже просто на главной сайта свои промокоды, зачастую довольно "жирные". К примеру, промокод "ЛЕГКО" давал скидку 400₽ от 1200₽, то есть выше 30%. В марте был промокод "САХАР" на 600₽ от 1800₽, в апреле "СОЧНО" на 500₽ от 1500₽. Это далеко не все промокоды, постоянно приходящие действующим покупателям на e-mail, пушами и другими способами.
Безусловно, это дает рост оборота маркетплейса в моменте, ведь действующие покупатели делают больше покупок плюс многие продавцы, вероятно, делают самовыкупы себе "в плюс". Но дается это огромной ценой для маркетплейса, а также приучает покупателей не покупать без промокодов. Новых покупателей, при этом, почти не приходит, не все знают про промокоды и их отталкивают текущие цены и ассортимент площадки. Более того, Магнит Маркет практически прекратил все остальные вливания в маркетинг.
На фоне этого селлеры Магнит Маркета словно потеряли веру в маркетплейс, уже не рассчитывая на рост продаж. Продавцы распродают старые позиции, новых - не завозят. Возьмем данные сервиса внешней аналитики маркетплейсов SellerFox (бесплатный инструмент без ограничений по времени и функционалу). В самый сезон уже наблюдаем яв��ый спад в категории “Дача, сад и огород”.
Мы заметили, что Магнит Маркет пропал, например, из самых популярных в России кешбэк-сервисов. Получается, что Магнит Маркет не считает нужным показывать "скидку" только экономным покупателям, пользователям кешбэк-сервисов, но дает ее всем. Как уже писали, рекламы Магнит Маркета практически нигде нет, бюджет “сжигается” на промокоды. Старая база покупателей, как и селлеров, сокращается, новая - не растет. Правильный ли это путь - баловать покупателей промокодами? Не исключено, что вскоре даже самые преданные покупатели Магнит Маркета просто перестанут совершать покупки без промокодов.
К тому же одним из конкурентных преимуществ KazanExpress многие продавцы и покупатели считали доставку всегда на следующий день. Еще осенью 2024 года гендиректор Магнит Маркета Константин Измайлов заявил, что маркетплейс работает над запуском схемы FBS. Когда Магнит Маркет все же запустит продажи со склада продавца, говорить о доставке товаров за 24 часа будет и вовсе невозможно. Хотя, если это даст больше ассортимента по низким ценам (что вряд ли), то это будет хорошим решением. Как мы заметили ранее, доставка за один день уже есть на большинство товаров у ведущих маркетплейсов.
О ЧЕМ ПРОСЯТ СЕЛЛЕРЫ
Селлеры Магнит Маркета при этом продолжают закидывать телеграм-чат маркетплейса вопросами. К примеру, просят сделать функционал разъединения и соединения SKU в карточках, как на Ozon и Wildberries. Продавцы хотят переносить карточки из другого магазина в рамках аккаунта, но такой опции на Магнит Маркете нет. Кроме того, селлеры Магнит Маркета до сих пор не могут увидеть количество оставшегося товара одного SKU при просмотре карточки через компьютерную версию своего личного кабинета.
Или взять многочисленные ситуации с блокировкой. Из-за технических особенностей площадки Магнит Маркет может заблокировать карточку только по ID товара. Получается, что, если у маркетплейса есть замечания только к 1 SKU, блокирует он в любом случае всю карточку. Продавцы считают, что Магнит Маркету не хватает разработчиков, не говоря уже о маркетологах.
ИТОГО
Увы, но похоже, что пока еще "Магнит" смотрит на свой маркетплейс как на "дорогую игрушку", у которой можно понажимать на "кнопочки" и она начинает "двигаться". Когда бюджет на эту игрушку закончится ее, вероятно, "выкинут на помойку". Сможет ли и захочет ли Магнит Маркет стать эффективнее и перестать сжигать деньги в угоду текущих цифр, а думая про перспективу? Мы можем наблюдать за ответом на этот вопрос прямо сейчас.
Надеемся, вам понравилось наше небольшое исследование о состоянии дел маркетплейса Магнит Маркет. Будем рады ответить на вопросы, комментарии, а может и раскрыть что-то подробнее в будущем!