Маркетплейсы тебя сожрут. Часть 1

Ты просто пища
Ты просто пища

МП - маркетплейсы.

Уже несколько лет как МП стали неотъемлемой частью нашей жизни. Развиваются они семимильными шагами и для клиента в данный момент они несут лишь преимущества.

Что я чувствую как клиент МП (тут я в основном говорю про озон, но тоже можно сказать и про ЯМ и ВБ).

  • Быстрая доставка. Очень часто на следующий день и даже где-то в карельской глуши, можно получить заказ за пару дней. Честно скажу, это феноменально.
  • Клиент всегда прав. Большинство товаров можно вернуть в течение 14 дней. Хоть у заказов озон Глобал нет кнопки возврата, через поддержку деньги возвращали не раз.
  • Огромный выбор товаров, поставщики конкурируют по цене. Товары повседневного потребления очень часто дешевле чем в магазинах у дома. Однако, узкоспециализированные товары все еще выгоднее брать в специализированных интернет-магазинах.

Что я чувствую как продавец.

  • МП принудительно оформляют возвраты, даже если я с ними не согласен.
  • Периодически вместо отправленного товара приезжает подмена.
  • Нет черного списка клиентов, которые делают подмены или занимаются другим воровством.
  • МП прямо в договоре пишут, что я должен ставить у них самые низкие цены, и если у меня на сайте цены ниже, то будут штрафные санкции. (Очень жду когда ФАС выпишет первые кругленькие штрафы как букинг ком)
  • МП регулярно ( а кое-кто и в принудительной форме) добавляют твои товары в различные распродажи. Как тут соблюдать РРЦ?
  • Комиссия с продажи товара может доходить до 35% (с учетом доставки, эквайринга) и в моих категориях всегда больше 29%.
  • Если я закупаю товар с маржей 35%, то я уже в минусе. По моим ощущениям большинство селлеров этого вообще не осознают.

Что я чувствую как импортер.

  • Магазины которые покупали у меня товар оптом почему-то жалуются, что они ничего не зарабатывают на МП, но всегда находится кто-то, кто продает мои товары дешевле РРЦ.
  • Конкуренты стали напрямую выходить на МП и продают там свои товары сами. Мне тоже пришлось на это пойти, чтобы не потерять долю рынка, теперь вместо крупных отгрузок, мне нужно делать много мелких.
  • Штат пришлось расширить, теперь нужно заполнять карточки товаров, следить за заказами и делать кучу мелких отправок. Разбираться с подменами и испорченными товарами.
  • Заработок не стал больше, хоть у меня теперь оптовая и розничная маржа, комиссия МП и увеличившиеся затраты на зарплатный фонд наоборот съели прибыль.

В следующей части посмотрим сколько селлер теряет при каждой продаже на конкретном товаре.

1 комментарий