Как мы разрабатываем маркетплейс для маркетплейсов

Денис Гордиенко, генеральный директор Bright Mobile, о разработке единого окна для работы с товарами на маркетплейсах.

Сегодня я хочу рассказать про развитие сервиса, который мы начали разрабатывать в прошлом году. Его суть в том, что поставщики, которые выкладывают товары на своём сайте и на разных маркетплейсах, могут загружать их разом в единое окно. То есть они подключаются к серверу нашего заказчика и загружают на него свою номенклатуру, а уже сам сервис раскидывает товары по маркетплейсам.

В этой статье я расскажу о том, как сервис работает сегодня, что мы собираемся зарелизить через месяц и какие у нас есть планы по его развитию в будущем.

Как это работает?

Как правило, поставщиками здесь являются производители, которые хотят торговать без посредников, и они платят Агрегатору меньший процент, чем при типовой формации. Они загружают на Агрегатор остатки и обновляют цены – это происходит автоматически по API.

В рамках MVP загрузку номенклатуры мы сделали через CSV-файл, а при добавлении новых товаров или снятия их с производства файл просто подгружается заново. Сервис автоматом определяет, куда загружать базу и распределяет товары на Озон, Вайлдберис и на Яндекс.Маркет.

Главной проблемой для нас стало API маркетплейсов. У Яндекс.Маркета оно было вполне приличное, к нему претензий практически не было (хотя кое-что в документации и было написано двояко). Другое дело – Wildberries... Адекватный API у него появился только осенью прошлого года: маркетплейс хоть и уже давно раскрученный, а поставщики по-прежнему загружали на него свою номенклатуру через ЛК.

Осенью 2020 года Wildberries наконец заявили, что они доделали своё API – правда, немножко покривили душой, т.к. картинки через неё до сих пор нельзя нормально загрузить. Почти сразу после запуска что-то сломалось, и вот уже три месяца, как они всё это дело чинят. Из-за этого изображения поставщику приходится добивать вручную, на данный момент эту функцию взял на себя администратор сервиса нашего заказчика.

У Ozon тоже были кое-какие нюансы, но по сравнению с Вайлдберис всё отлично, жаловаться просто грех.

Планы на будущее

На стороне поставщика в любом случае должен быть программист, который настраивает API и тот, кто формирует CSV-файл. Сейчас перед нами стоит задача выйти на поставщиков более мелкого уровня, а у них как раз особенно наблюдается отсутствие денег на внутреннюю автоматизацию и адекватное подключение к API маркетплейсов.

Вообще, вся эта идея «маркетплейса для маркетплейсов» потому и родилась, что у программистов поставщика часто не хватает знаний, умений или денег, чтобы самим сделать прямые интеграции. Агрегатор нашего заказчика упрощает и удешевляет этот процесс. Мы заметили, что кроме крупных, у средних и малых поставщиков есть необходимость в подобном решении. И наша задача – взять их всех на себя: их много, и крупному бизнесу они неинтересны.

Получается, что у Агрегатора теперь будет фронтенд, который делится на две части.

  • Публичная – небольшой сайт, описывающий идею, преимущества и условия использования продукта.
  • Личный кабинет поставщика. API не потребуется, так же, как не потребуется и нанимать программиста или заниматься другими сложными задачами. Вместо этого можно воспользоваться ЛК, и загружать базу товаров через него.

Сам личный кабинет также состоит из нескольких ключевых разделов.

Первый – номенклатура

Именно здесь производитель загружает CSV-файл со всеми товарными остатками. Отсюда они уходят в уже созданный функционал и раскидываются по маркетплейсам. Также пользователь может регулировать здесь количество остатков, продолжая передавать их по API или вручную. Решили оставить оба варианта, чтобы удобно было и большим компаниям, и маленьким, у которых в номенклатуре лишь несколько десятков позиций.

Второй – заказы

Когда на маркетплейсе создаётся заказ, он приходит в нашу систему, а затем по API передаётся к поставщику. Он видит его в своей 1С, как покупку в обычном интернет-магазине. Проблема заключалась в том, что не у всех поставщиков имелась нормальная 1С, а у кого-то и вовсе её не было – просто вели номенклатуру в экселе.

У меня от такого волосы дыбом, 2021 год на дворе, но что поделать – таков мир. Поэтому наша система заказы таким поставщикам отправляет в личный кабинет, отображая их обычным списком.

Третий – настройки магазина

Здесь поставщик указывает, что вообще магазин из себя представляет и что производит, чтобы пользователям было понятно, с кем они имеют дело. Соответственно, эта информация отправляется в маркетплейсы в профиль магазина.

В третьей версии планируется закрытый раздел для оптовых покупатель. Соответственно, эти данные будут там тоже выводится.

Четвёртый - монетизация

Также будет четвёртый модуль про оплату – пока в работу не ставили, но вопрос назревает. Здесь будет отражаться монетизация и сверка оплаты с Агрегатором и конечным поставщиком.

Фишка Агрегатора в том, что за пользование берётся не абонентская плата, как в некоторых аналогах, а процент с заказов. И за этот процент поставщики (особенно малые) существенно упрощают свой бизнес, получая в рамках этого автоматизированного сервиса и отдел маркетинга, и отдел продаж, и отдел сбыта. Совсем как Яндекс.Еда в ресторанном бизнесе – подключаешься, загружаешь и продаёшь. За доставку и клиентов беспокоится уже сам Яндекс. Всё, что делает ресторан – получает заказы и передаёт их курьеру.

В нашем сервисе история на 90% такая же, только вместо еды – товары, и в контуре – не клиенты, а маркетплейсы, и уже они осуществляют доставку и работу с ними на последней миле. Мы же обеспечиваем маркетплейсы номенклатурой, товарными остатками, ценами, загружая товары в нужные категории – всем этим занимается оффлайн-подразделение сервиса. Оно осуществляет консультирование и сбор купленных товаров для передачи их в маркетплейсы.

Преимущества подхода

Наш Агрегатор – пример того, как можно зарабатывать вместе с уже раскрученными сервисами. Многие начинающие стартаперы так и рвутся в бой, желая бороться с китами рынка, но это совершенно ни к чему - на разработку, а тем более на маркетинг потребуется не один и даже не десять миллионов.

Я рекомендую не бороться с раскрученными аналогами, а зарабатывать с ними. То есть видеть проблему, которую создают эти маркетплейсы, и реализовывать свой сервис с оглядкой на эти проблемы. И включать добавочную стоимость – в нашем случае выгода заключается в едином окне по всем маркетплейсам.

Другой важный момент – не привязываться к одному поставщику, например, к Wildberries. Допустим, вы придумали какую-то фишку, которая улучшает работу поставщика с этим маркетплейсом. В итоге, он просто заберёт её себе, а вы останетесь без бизнеса. Наш агрегатор рассчитан на несколько маркетплейсов, и как бы Я.М, Озон или Вайлдберис ни старались, украсть эту идею они не смогут, даже если захотят, ведь она рассчитана не только на них, а на весь рынок маркетплейсов в целом.

Надстройку для загрузки товаров в Озон Вайлдберис явно делать не станет. Чтобы никто не оставил вас без бизнеса, ваша идея должна обеспечивать такую же защиту – быть востребованной, но чтобы крупные игроки украсть её у вас не могли.

Посмотрите, какие есть в вашей сфере раскрученные сервисы, есть ли у них API, что они предоставляют, и какие имеются проблемы у людей, сотрудничающих с этими сервисами (необязательно маркетплейсами, ведь это могут быть и другие области). Придумайте, как их можно улучшить, сделав добавочную стоимость.

Трата на привлечение будет минимальной: в нашем случае клиенты - это все те поставщики, которые хотят продавать на маркетплейсах, но не могут. Соответственно, сами маркетплейсы привлекают поставщиков, а наша задача - собрать тех, кому сложно это сделать самостоятельно.

1717
26 комментариев

А я этот комментарий пишу через приложение для приложений.

19
Ответить

А я комментирую через коментарий для коментариев

5
Ответить

Опять гребанное фбс, фишка маркетплейсов в складе, а стопятидесятая витрина покупателю не нужна. И где тогда гудс, Эльдорадо и там далее? 

2
Ответить

В итоге, скоро конечному покупателю просто невозможно будет попасть на первичного продавца.
Каждый хочет снять свои сливки, по сути, ничего не делая, но имея возможности манипулироаать поисковой выдачей.
Зато потом, если вдруг какой косяк "Разбирайтесь с продавцом сами" а при наличии МаркетПлейсаМаркетПлейса, и подавно.
Т. е воспользовались своим положением, выдали в поиске то, что надо, продали, сняли процент и всё, далее спрос как с гуся вода и в подтверждение регулярные жалобы тут.

5
Ответить

Четвёртый - могетизация

Проблема заключалась в том, что не у всех поставщиков имелась нормальная 1С, а у кого-то и вовсе её не было – просто вели номенклатуру в экселе. У меня от такого волосы дыбом, 2021 год на дворе, но что поделать – таков мир. Это норм, не все знают что 1с можно арендовать в облаке за 1к с небольшим в месяц, плюс неайтишникам в ней часто трудно разобраться, а разводил на рынке очень много. Поэтому для многих «бесплатный» эксель - практически единственный вариант пока.

2
Ответить

Вот, кстати, да: почему у всех вредная привычка говорить о своём и мимоходом обязательно пинать Excel?

Ответить

Когда идеи для маркетплейсов кончились, настала очередь маркетплейса для маркетплейсов. Многие рвутся в Ozon, wildberris, а когда туда попадают, понимают что мегабарыги (маркетплейсы) на ваших продажах зарабатывают деньги, а поставщик (вы) зарабатывает гемморой.

2
Ответить