Коллапс на складах Ozon: что происходит и как вам уберечься от подобного?

Грузовики простаивают по 5 дней, продавцы несут миллионные убытки, покупатели массово отменяют заказы. С чем это связано? Рассказываю в статье.

Коллапс на складах Ozon: что происходит и как вам уберечься от подобного?

В конце августа 2025 года у Ozon произошел масштабный сбой на складах в Москве и Санкт-Петербурге. Ближайшие даты отгрузки сдвинуты за пределы 3 сентября, грузовики простаивают по 5 дней.

Официально пресс-служба говорит о «технических сложностях», но эксперты указывают на кадровый кризис после перехода Ozon на собственную систему найма вместо аутсорсинга линейного персонала: грузчиков, комплектовщиков, упаковщиков и т.д.

Этот кейс отлично показывает, что происходит, когда компания отказывается от аутсорсинга линейного персонала в пользу собственного найма.

Коллапс на складах Ozon: что происходит и как вам уберечься от подобного?

Почему отказ от аутсорсинга персонала ударил по ним так сильно?

Во-первых, они потеряли скорость реагирования

Они теперь не могут быстро масштабировать команду при пиковых нагрузках, а на складах и производствах это случается часто.

Качественный аутсорсер может вывести 50 человек на объект за 5-10 дней. Собственный HR отдел на это потратит 2-3 недели, если вообще справится. Потому что массовый подбор линейного персонала не имеет почти ничего общего со штучным наймом квалифицированных сотрудников: другие каналы поиска, другая воронка найма, другая мотивация и другие системы адаптации.

У хорошего аутсорсера всегда есть база людей, к которым можно обратиться, помимо поиска в рынке. Например, у нас в базе лежит 33к рабочих по разным направлениям и для разных видов объектов. При любом заказе мы в первую очередь идем по ней.

Во-вторых, это экономически невыгодно

Когда вы нанимаете людей в штат, то должны платить существенные налоги, тратить деньги на поиск людей, содержать специализированных HR и бухгалтеров, обеспечивать больничные, отпускные и прочие расходы.

Аутсорсер берет все это расходы на себя, а также он может нанимать людей как самозанятых или ГПХ, за счет чего существенно экономит на налогах.

Для компании взять персонал в аутсорсинг почти всегда на 15-20% выгоднее, чем устраивать в штат с учетом всех скрытых расходов.

Например, штатный комплектовщик с ЗП 70к обходится на самом деле далеко НЕ в 416 рублей/час (70к / 21 рабочий день / 8 часов). С учетом всех налогов, расходов на поиск сотрудника, больничных, отпусков выходит — 762 рубля / час. Почти в 2 раза больше.

При этом качественный аутсорсер предложит в районе 650 рубля за час и тем самым сэкономит компании минимум 15%.

Подробную математику со всеми статья расходов при официальном найме я считал вот тут.

А вот тут рассказывал реальный кейс экономии 6.9 млн на ФОТ, благодаря аутсорсу персонала.

В-третьих, появляется куча работы по управлению людьми

Когда люди работают в штате, то это ваша обязанность следить за их выходом на смену, разговаривать в случае невыхода и оперативно заменять другими людьми. Также вам необходимо решать организационные вопросы с ними и постоянно заниматься бумажной работой в силу высокой текучки среди синих воротничков.

Если вы работаете с аутсорсером, то вся эта головная боль ложится на него. Но в отличии от вас, аутсорсер работает с этим годами и имеет четкие стандарты и протоколы действия в таких случаях.

Какие вопросы задать аутсорсеру, чтобы выбрать наиболее качественного, писал вот тут.

Но малому и среднему бизнесу аутсорсинг еще выгоднее, чем гигантам

Чем вы меньше, тем критичнее для вас каждый рабочий. Давайте посмотрим, что будет, если 1 комплектовщик не выйдет на смену:

  • Для склада на 1000 человек = 0,1% простоя
  • Для склада на 10 человек = 10% простоя

В этом примере склад на 10 человек каждый день простоя теряет в 100 раз больше, относительно оборота.

Поэтому так важно оперативно заменять людей, если не вышли, а также заранее подбирать качественных рабочих.

А штатный HR чаще всего с этим не справляется, потому что у него нет готовой базы кандидатов, навыков массового подбора и опыта работы с неквалифицированным персоналом.

В то время как для качественного аутсорсера оперативно вывести 10 человек на объект, проинструктировать их и контролировать выход на смены — обычный вторник. Потому что это его основная специализация.

Итак, для каких бизнесов аутсорсинг критически важен?

Вот основные признаки того, что вам стоит задуматься об аутсорсинге:

  • Текучесть персонала выше 40% — собственный HR не справляется
  • Сезонные пики нагрузки — нужно быстро масштабировать команды
  • Срывы из-за нехватки людей — теряете деньги на простоях
  • Руководитель тратит время на кадровые вопросы — вместо развития бизнеса
  • Долгий поиск замены — вакансии висят неделями

Отрасли, где аутсорсинг особенно эффективен:

  • Логистика и склады — высокая текучесть, сезонность
  • Производство — потребность в быстром масштабировании
  • Торговля — пиковые нагрузки в праздники
  • E-commerce — непредсказуемые всплески заказов

Понравился материал? Поставьте реакцию, это поможет статье продвинуться на VC

Больше про аутсорс и найм линейного персонала — в моем телеграм канале.

48
22
10
4
4
2
360 комментариев