QC Manual: как инспектор по качеству проверяет вашу продукцию в Китае
Устали получать дефектные партии? Разработайте QC Manual — инструкцию для инспектора по качеству, как проверять именно вашу продукцию. Только сначала прочитайте, как делать не нужно.
На связи Игорь Панфилов, я сооснователь и директор по развитию IPVG — агентства комплексных QMS/QaaS решений. Более 15 лет наша команда помогает управлять качеством продукции и поставщиков в Китае, от малого бизнеса до крупных предприятий.
Сегодня в обзоре короткий и циничный взгляд на один из инструментов контроля качества, так называемый QC Manual — инструкцию для инспектора по качеству, как проверять именно ваш товар.
Как работает индустрия QC
Экспертиза по категории
Штатные инспекторы глобальных поставщиков QC-сервисов выезжают на задания каждое утро. Грубо говоря, как таксист, которому пришел вызов.
Поэтому у инспектора в день может быть 3–4 инспекции — условно, от носков до пылесосов. И хорошо, если он опытный, со стажем, специалист, который набрался экспертизы хотя бы в половине из товарных категорий в задании. Другую половину товаров он будет оценивать только строго по инструкции.
Качество инструкций и реальность
Крупные компании в этой сфере разработали множество детальных инструкций: как, что и когда делать — на все случаи жизни.
Инструкции просто отличные. Но что же именно хочет проверить клиент? Он должен это сказать в предоставленном собственном QC Manual, или хотя бы tech pack (инженерная спецификация) на английском языке.
Если ничего нет или разобрать невозможно, инспектор честно заполнит полсотни листов А4 галочками “quality not confirmed”. Это что же, товар ни на что не годен??? Нет, всё в порядке. Наверное. Просто у инспектора никаких оснований отметить, что “Quality passed”. А как мы помним, качество — это попросту совпадение требуемого и полученного.
Вид контроля
Кстати, для упрощения мы здесь говорим о простейшем виде контроля, иногда называемом FRI или FQC. Это инспекция полностью произведенной товарной партии, готовой к погрузке, — т. е. когда поезд уже почти ушел.
Если реализуется программа управления качеством, видов инспекций намного больше, начиная от инспекции входящих компонентов и многого другого. В этом случае заказчик уже не может подготовить никакую инструкцию: нужен именно tech pack на товар и стандартные образцы.
Эксперты QCM разрабатывают планы контроля на основании аудита завода, вида продукции, ценового сегмента, специфических требований клиента, формальных или неформальных норм индустрии.
Техпак: ожидание и реальность
У крупных компаний с большим инженерным штатом с этим всё более-менее в порядке.
Что может быть не так? Например, инженерный блок клиента необоснованно абсолютизирует требуемое качество продукта и без контроля со стороны коммерческого менеджмента «выгрузит» техпак на детские игрушки, который сгодится для проверки автомобильного двигателя.
Никто (!) из инспекторов такую проверку в реальности проводить не будет. И даже если случится чудо и проверку по такому документу проведут, товар инспекцию не пройдет, потому что технологические процессы завода резиновых игрушек сильно отличаются от машиностроения.
А могут быть неправы «коммерсанты»? Сплошь и рядом.
Особенность профессии — фокус на нетехническом образовании. Поэтому коллеги из коммерческого блока нередко не понимают инженеров (текстильных технологов, технологов-пищевиков).
Например, неверно понимая позиционирование своего бренда и канал реализации, они направляют на инспекцию требование жесткого контроля цвета — ну красиво же??? Никакая партия инспекцию не пройдет, при том, что она будет сделана идеально в рамках своей индустрии. Примеров «не попадания в реальность» множество.
А что же у мелкого бизнеса? Ситуация гораздо хуже, потому что нет даже «стандартных образцов», и никакую документацию на товар делать просто некому. Поэтому даже заказать инспекцию будет сложно — инспектору не на что опереться. Если он, конечно, хочет сделать реальную работу, а не отработать формальный номер и поскорее выехать на следующее задание.
Как вы думаете, ЧТО выберет обычный инспектор? Ему еще, кстати, после всех инспекций их оформлять, отправлять и отвечать на кучу вопросов.
Как создать QC Manual
По-хорошему, инструкция по проверке качества делается исходя из управления рисками в конкретном случае — индустрия, поставщик, продукт, история дефектности конкретного продукта.
Уже поэтому редкий заказчик может выпустить грамотный, рабочий QC Manual. Только те, у кого в штате есть полноценная служба управления качеством. В РФ это будет всегда международная служба, потому что у нас есть дефицит и современных специалистов в области управления качеством, и, тем более, знающих ТРИ языка — русский/китайский/английский. У вас есть такая?)))
Как я уже говорил, бывает так, что заказчик в QC Manual транслирует весь техпак. Увы, это не работает. У инспектора в реальной жизни нет столько времени и отрабатывать 50 страниц QC Manual он не будет, неважно, что вам расскажет подрядчик. Сделаете две страницы — приходите)
Что же делать??? Много — плохо, строго — плохо, мало — еще хуже!!!
Друзья, именно поэтому QaaS/QMS — это отдельная индустрия огромной сложности. Если вы испытываете сложности и никакие попытки инспекций их пока не вылечили, вам нужна экспертиза QaaS. Из этого блока уже будет сформировано задание в QMS, и ситуация вскоре будет нормализована.
Если вы испытываете сложности с качеством и никакие попытки инспекций их пока не вылечили, приходите в IPVG — ждем вашу заявку на сайте.