Почему поставщики постоянно судятся с крупнейшим российским онлайн-ритейлером Wildberries

Бывшие партнёры и эксперты об исках к компании Татьяны Бакальчук.

Интернет-магазин Wildberries по итогам 2016 года стал крупнейшим российским онлайн-ритейлером по версии агентств Data Insight и Ruwards. Аналитики оценили продажи компании в 45,6 млрд рублей. Однако в 2017 году Wildberries испытывает сложности в отношениях с контрагентами. С начала 2017 года компания получила от партнёров 22 судебных иска, в том числе банкротный. Общая сумма исковых требований превышает 283 млн рублей.

За предыдущие три года ритейлер выступал ответчиком в 40 разбирательствах, сумма исковых требований партнёров составляла чуть больше 146 млн рублей.

Почему поставщики постоянно судятся с крупнейшим российским онлайн-ритейлером Wildberries

Задержка платежей и требование бонусов

Летом 2017 года поставщик одежды и обуви «Прайм» (работает под брендом Prime Jeans) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском о признании Wildberries банкротом. В заявлении говорится, что ритейлер должен поставщику 5,6 млн рублей в качестве основного долга и 71,7 тысяч рублей неустойки. Эти суммы «Прайм» отсудил у Wildberries ещё в феврале 2017 года.

На заседании 12 сентября представитель Wildberries ходатайствовал о прекращении дела в связи с погашением задолженности в полном объёме. Представитель «Прайма» на заседание не явился, других требований истец не заявил, говорится в определении суда. В связи с этим суд постановил прекратить производство по делу.

Прежде «Прайм» несколько раз подавал в суд на Wildberries. 4 апреля 2017 года поставщик пытался взыскать с ритейлера задолженности по контрактам в размере €21,4 тысячи и $7,9 тысяч. В общей сложности это около 1,7 млн рублей по курсу ЦБ РФ на момент подачи иска. В июне суд вернул заявление, поскольку истец так и не предоставил все необходимые документы.

13 апреля «Прайм» подал к Wildberries ещё один иск на сумму 140,8 млн рублей с требованием обязать ответчика направить перечень подлежащего поставке товара. Это заявление суд также оставил без движения. В октябре «Прайм» вновь подал иск к ритейлеру — на 1,5 млн рублей, суд пока не принял его к рассмотрению.

Владельцы «Прайма» Марина Титова и Александр Арбузов не ответили на просьбы vc.ru прокомментировать претензии к Wildberries.

В июле 2017 года Арбитражный суд Московской области удовлетворил иск другого поставщика Wildberries и обязал ритейлера выплатить фэшн-дистрибьютору United Fashion Group (UFG, ООО «Импорт-Экспорт») 31 млн рублей за поставленный товар, 420 тысяч рублей в качестве компенсации убытков, возникших из-за непринятого товара, и 200 тысяч рублей на покрытие расходов по оплате госпошлины.

UFG обратилась в суд в марте. В ходе разбирательств компания просила суд дополнительно взыскать 969,2 тысячи рублей в качестве процентов за пользование чужими денежными средствами, однако суд не удовлетворил это ходатайство.

В ноябре 2015 года стороны заключили договор поставки обуви. Осенью 2016 года Wildberries стала «систематически препятствовать отгрузке товара» и задерживать платежи, несмотря на согласованные сроки и условия, сообщили vc.ru в UFG. По словам представителей компании, ритейлер сначала требовал 80 млн рублей в качестве торговой премии — поставщик выплачивает её продавцу за продвижение товара. После отказа предоставить скидку Wildberries пригрозила возвратом сезонного товара на сопоставимую сумму, говорят в UFG. По условиям договора ритейлер может вернуть сезонный товар, если его не удастся продать.

Нам оставалось лишь честно исполнять условия договора и забирать неликвидный товар. Нам был возвращён товар в общей сложности на сумму 41 млн рублей. По нашим сведениям, ни один другой поставщик никогда не принимал возвраты на такие суммы, что говорит только о принципиальной позиции исключить UFG из списка поставщиков.

UFG

Перед обращением в суд UFG в январе 2017 года направила Wildberries письменную претензию с требованием погасить задолженность, однако компания проигнорировала письмо, говорит представитель поставщика. Его слова подтверждаются материалами дела.

Wildberries пыталась оспорить решение, но вышестоящий Десятый арбитражный апелляционный суд оставил его в силе. В октябре ритейлер подал кассационную жалобу.

Кроме того, в сентябре Wildberries подала встречный иск с требованием взыскать с UFG 31,7 млн рублей. Во время суда по иску UFG ритейлер утверждал, что это сумма торговой премии, которую якобы не выплатил поставщик.

В марте, когда UFG обратилась в суд, представитель Wildberries говорил vc.ru, что за время сотрудничества удалось нарастить большой оборот продаж, однако в 2016 году ритейлер обнаружил завышение оптовой цены более чем в 2,5 раза. Это привело к росту розничных цен, говорили в компании.

Бывший партнёр отказался компенсировать полные потери Wildberries и предоставить необходимую скидку для снижения розничной цены и сохранения минимальной маржинальности.

Далее мы действовали по договору, в котором, конечно же, предусмотрен возврат непроданного товара.

пресс-служба Wildberries

Главное условие — отсрочка платежей

Одно из главных условий Wildberries при сотрудничестве — отсрочка платежей за товар, рассказал vc.ru Илья Никифоров, один из бывших партнёров ритейлера. В 2013 году компания Никифорова TheDepartment занималась поставками одежды и обуви. На оплату в срок, по его словам, могут рассчитывать только крупные поставщики и бренды.

Мы предоставляли им отсрочку оплаты 45 дней с момента поставки. Летом 2013 года мы получили от них первые оплаты за заказы, сделанные весной. Задержки были минимальны. Мы не видели причин не отгружать им товар на осень или менять условия.

Илья Никифоров, бывший поставщик Wildberries

Сначала Wildberries делала крупные предзаказы, однако к моменту поставки предлагала разбить поступившую партию на части, объясняя это тем, что «менеджер перестарался», а склад не справляется, рассказывает Никифоров. Так, заказ на осенний сезон разбивался на равные части стоимостью около 2-2,5 млн рублей и полностью отгружался примерно к ноябрю, говорит предприниматель. К тому моменту уже наступало время первых выплат, но Wildberries, по словам поставщика, постоянно откладывала перевод денег.

«Из 2 млн рублей нам было предложено получить 1 млн, а вторую часть суммы подождать пару недель. В итоге 1 млн рублей мы получили с задержкой в пару недель. Все последующие платежи шли всё хуже и хуже», — рассказал Никифоров. По его словам, после 45 дней отсрочки ритейлер задерживал платежи за уже проданный товар ещё на два месяца.

Отношения TheDepartment и Wildberries закончились шантажом со стороны последней, говорит Никифоров. По его словам, в канун нового 2014 года ритейлер заявил, что хотел бы оформить возврат на весь нераспроданный товар стоимостью около 5-7 млн рублей. Предприниматель ответил отказом и объяснил, что предложенное противоречит условиям. Кроме того, начинался уже следующий сезон и товар был неактуален, вспоминает он.

После этого, говорит Никифоров, Wildberries выдвинула жёсткий ультиматум: либо поставщик получает деньги за проданный товар и забирает остатки, либо не получает ничего. В итоге предприниматель принял предложение ритейлера, после чего ждал полной выплаты ещё несколько месяцев.

У нас было два варианта: либо забрать половину денег и товар, либо судиться с ними. Для нас те суммы и объёмы тогда были значительны, и мы согласились на их вариант. Это давало нам хоть какой-то шанс на минимизацию убытков. Возвращённый товар завис у нас на несколько лет, нам пришлось продавать его с гигантскими скидками.

Я понимаю, что моя ошибка в том, что я повёлся на их «объёмы». Но это стало хорошим уроком. По сути, их метод работы сводится к тому, что они набирают малообразованных менеджеров, которые делают предзаказы на свой вкус — без аналитики и прочего. А все риски Wildberries перекладывает на поставщика: продали — хорошо, не продали — шантаж невыплатами и так далее.

Илья Никифоров, бывший поставщик Wildberries

«Возможно, поставщик ведёт себя некорректно»

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Фёдоров в беседе с vc.ru сказал, что не видит серьёзной проблемы в ситуации с Wildberries. По его словам, претензии у поставщиков к ритейлеру возникают с одной и той же периодичностью последние полтора года: Wildberries получает два-три иска в месяц, их средняя сумма составляет пару миллионов рублей, иногда и 200-300 тысяч рублей. Раз в квартал возникает иск на 40-100 млн рублей, продолжает Фёдоров. При объёмах поставок онлайн-магазина это не очень много, отмечает он.

Допускать возникновения исков, конечно, не нужно. Но мы же не знаем, в чём дело. Возможно, они считают, что поставщик некорректно себя ведёт, например, не выплачивает бонусы, поэтому Wildberries тоже не платит ему какие-то деньги за товар. Может, бывают моменты, когда нужны деньги на операционные расходы, и они не платят по два-три месяца части своих поставщиков.

Алексей Фёдоров, президент АКИТ

Скорее всего беспокойство вокруг судебных претензий к Wildberries сильно преувеличено, считает представитель крупного ритейлера, пожелавший сохранить анонимность. «Насколько нам известно, и на рынке, и среди поставщиков нет никаких волнений. Вопросы, скорее всего, возникли из-за отсутствия комментариев от руководства компании», — говорит он.

Поставщикам Фёдоров советует отгружать товар по факторингу — такой метод гарантирует оперативную реакцию банка на любую проблему клиента и быстрый возврат денежных средств. «Это был бы хороший выход из ситуации для всех поставщиков Wildberries» — резюмировал глава АКИТ.

Получить комментарии Wildberries на момент выхода заметки vc.ru не удалось.

Татьяна Бакальчук запустила интернет-магазин Wildberries в 2004 году. По собственным данным, на сайте представлено более семи тысяч брендов. Сейчас у ритейлера больше 800 пунктов самовывоза. По данным базы «Контур.Фокус», выручка ООО «Вайлдберриз» в 2016 году составила 37,6 млрд рублей против 29,5 млрд рублей годом ранее. Чистая прибыль компании за год выросла с 293,8 млн до 318,5 млн рублей.

Почему поставщики постоянно судятся с крупнейшим российским онлайн-ритейлером Wildberries

Wildberries считается самой закрытой компанией на рынке интернет-торговли. Единственное в жизни интервью Бакальчук дала в конце октября 2016 года отраслевому изданию Shopolog. В декабре 2016 года она отказалась общаться с журналом РБК. Если начать общаться с прессой, то начнутся проблемы на работе, объяснила своё решение Бакальчук.

В интервью Shopolog основательница Wildberries описала свой подход к бизнесу следующими словами: «Смотреть только вперёд, идти только вперёд, не оглядываться назад, решать текущие задачи. У нас оформляется один заказ в секунду, при таком темпе ты просто не имеешь право на бесплодную потерю времени». Бакальчук также отметила, что Wildberries всегда развивалась исключительно на собственные средства основателей.

У нас нет задачи выйти на IPO. Нет задачи вводить в бизнес сторонний капитал.

Татьяна Бакальчук
99
28 комментариев

Редакция vc стоит строить графики, например "Фин показатели Wildberries" со значениями на порядки разными с построением ряда ""по основной оси" "по вспомогательной оси" тогда значения прибыли можно сопоставлять, а не видеть полоску из красных пикселей

21
Ответить

Своим видом и манерой ведения бизнеса, напоминает продавщицу с рынков начала 2000-х

6
Ответить

вы так говорите потому что она с прессой не общалась, попробовали бы вы ей в твитер такое высказать

Ответить

дак она вроде как раз таки с подобного и начинала, если не ошибаюсь

Ответить

что в онлайне, что в офлайне крупный ритейл ведет себя одинаково

4
Ответить