Товарный знак для Wildberries - отзыв владельца Лабарум и основателя WBSELL

Добрый день, я - Максим Глушков, владелец юридической фирмы Лабарум. Отзывы о том, нужен ли товарный знак для маркетплейсов разные, сегодня мы с главным разработчиком IT-сервиса WBSELL Никитой Палеховым разбираем “Феномен Маркетплейсов” и как с этим связан товарный знак.

В интернете часто вижу вопросы о том, необходимо ли регистрировать товарный знак для продаж на маркетплейсах. Крупные торговые площадки, например OZON или Wildberries, иногда (с существенными ограничениями) допускают к сервису продавцов, у которых нет своего товарного знака. Значит ли это, что регистрация бренда – пустая трата времени и денег?

В недавней беседе с руководителем фирмы по аналитике маркетплейсов WBSELL Никитой Палеховым, помимо перспектив онлайн-сервисов, мы обсудили и вопрос патентования. Компания Никиты занимается аналитикой продаж на сайте Вайлдберриз, то есть непосредственно контактирует с продавцами и знает всю “внутреннюю кухню” сервиса. На сайте Вайлдберриз покупает каждый – от бабушек до детей, поэтому я решил поделиться с вами полученной от Никиты информацией, ведь это будет актуально и полезно для каждого читателя.

Товарный знак для Wildberries - отзыв владельца Лабарум и основателя WBSELL

Сильно ли повлиял коронавирус на онлайн-продажи?

Конечно! Вообще COVID повлиял абсолютно на все – от личной жизни токаря Михаила из российской глубинки до государственной политики самых развитых стран мира. Если на большинство сфер бизнеса вирус повлиял негативно, то маркетплейсы, безусловно, от этого только выиграли. У этой тенденции есть 3 объяснения:

· Во-первых, офлайн-покупки были невозможны из-за закрытия магазинов на время карантина, поэтому люди перешли к использованию онлайн-магазинов;

· Во-вторых, одним из немногих развлечений для людей дома – это шопинг. Так что многие люди покупали вещи от «нечего делать»;

· В-третьих, онлайн-магазины сделали огромные скидки на свои товары на время пандемии;

А как изменилась ситуация в цифрах?

Товарный знак для Wildberries - отзыв владельца Лабарум и основателя WBSELL

Оборот Вайлдберриз в 2020 году по сравнению с 2019 вырос почти в 2 раза (на 96%). Число продавцов на маркетплейсах увеличилось с 19 тысяч до 91 тысячи (то есть почти в 5 раз) – это нереально много. Люди поняли, что продавать онлайн – прибыльное дело, отсюда и такой приток предпринимателей. Как писали в своей статье сами Wildberries, в среднем за сутки люди делали полтора миллиона заказов, а в 2019 году – 750 тысяч.

Я ожидал, что будет огромный рост продаж, но не настолько. А какие товары в основном покупали? Вряд ли же только одежду

Не только одежду, но всё же большинство людей покупали товары из fashion-сферы. Топ-5 самых популярных категорий:

1) Около половины всего оборота товаров составил fashion-сегмент;

2) потом товары для детей (16%);

3) товары для дома (12%);

4) Электроника и бытовая техника (11%);

5) Товары для красоты (9%)

Самое интересное следующее: темп роста продаж по сравнению с 2019 годом. Объём продаж некоторых товаров увеличился в десятки раз по сравнению с предыдущим годом: например, одни люди начали больше внимания уделять своему здоровью – от этого рост продаж товаров для здоровья на 1659%; другие – уехали на дачу и решили заняться там благоустройством участка, привести в порядок огород или сад, и как итог – продажи в категории «садовая техника» увеличились на 1140%; третьи – остались дома и увидели много проблем в своём жилье, поэтому начали скупать инвентарь – от этого и рост товаров этой категории на 709%.

* полную информацию можете увидеть на гистограммах

Товарный знак для Wildberries - отзыв владельца Лабарум и основателя WBSELL

В больших городах многие и так знали об онлайн-магазинах, а вот что насчёт регионов? Стала ли онлайн-торговля для них спасением в этот тяжёлый период?

Я думаю, что да :) Переход в онлайн дал людям возможность потерять минимум комфорта предкарантинной жизни.

Вообще по поводу этого есть исследование. Было выявлено, что наибольший рост пользователей сервисов как раз из дальних регионов. Например, в 2020 году пользователей из Чукотки стало на 243% больше, в Ингушетии – на 224%, а вот в Чувашии на сайте Вайлдберриз теперь заказывает на 185% больше людей, чем в 2019 году. Так что да, из-за пандемии люди освоили технологии онлайн-покупок. В какой-то степени, пандемия пошла им на пользу.

Вы сказали, что число продавцов увеличилось в целых пять раз. Как думаете, почему произошел настолько резкий скачок?

Маркетплейс упростил документооборот, поэтому процесс регистрации для продавцов сейчас – дело нескольких дней. Согласно опросам, большинство продавцов и так собирались перейти в онлайн, так что пандемия послужила «толчком» для тысяч предпринимателей.

В некоторых категориях товаров появились сотни новых брендов. Например, в сфере продуктов питания – более полутора тысяч новых компаний, а в «товарах для животных» - около 700.

Как человека, который тесно связан с патентованием, меня волнует вопрос: “Все ли продавцы регистрируют товарный знак?”

Нет, не все, но большинство. Предприниматели могут подписать соглашение, что будут продавать товары без зарегистрированного знака и вести свою деятельность на свой страх и риск, при этом с определенными ограничениями.

В любом случае, такие люди сильно рискуют.

Немного статистики: 10% продавцов, у которых нет своего товарного знака, покидают Вайлдберриз в течение первой недели, так как им приходит претензия от правообладателя; 27% – в первый месяц, 52% - в первые три месяца, а 88% - в первые полгода.

Товарный знак для Wildberries - отзыв владельца Лабарум и основателя WBSELL

После этих слов я хочу завершить разбор нашего интервью и сделаю акцент на вопросе о патентовании товарного знака.

Многие из наших клиентов – предприниматели в сфере продажи продуктов питания и одежды, а это одни из самых крупных категорий при покупке на маркетплейсах. Мы опросили 120 клиентов из этих сфер, они также оставили отзыв о фирме Лабарум. Вопрос был такой: «Почему вы решили зарегистрировать товарный знак?»

Ниже я приведу самые популярные ответы наших заказчиков, и вы узнаете, почему желательно зарегистрировать товарный знак.

Причина №1 – «Мне так спокойнее»

78% клиентов назвали эту причину самой первой. Сейчас продавцов становится все больше, следовательно, повышается вероятность совпадения названий/логотипов и прочих отличительных знаков бренда. Для того, чтобы вам не прилетел иск за использование чужого товарного знака, его нужно зарегистрировать первым. Даже если вы первым стали продавать товар с названием «Ромашки Краснодара», но не зарегистрировали его как товарный знак, то вполне можете стать ответчиком на суде. А потом – запрет на реализацию товара в лучшем случае, в худшем – огромный штраф.

Также есть и недобросовестные люди, которые специально ищут организации без зарегистрированного товарного знака, патентуют это название и пытаются отсудить у компании деньги. В таких случаях суд иногда становится на сторону ответчика, но всё равно суд – штука неприятная, к тому же занимающая много времени. Такое обычно происходит с компаниями типа «Свежесть», «Солнышко» или салон «Наталья» - то есть с типичными названиями.

Как уже было сказано ранее, без зарегистрированного знака шанс того, что ваш товар не будет убран с виртуальных полок в течение 6 месяцев – 1 к 10. Если к этому добавить ещё возможность судебных разбирательств и штраф, то можно смело говорить, что риск того не стоит.

Сразу могу привести два неудачных кейса наших клиентов.

Заказчик (ещё до сотрудничества с нами) вместе со своими компаньонами купили партию шарфов и перчаток, чтобы протестировать нишу. Так как это было что-то вроде эксперимента, ребята не стали регистрировать товарный знак и начали продавать продукцию на одном из маркетплейсов. Через полторы недели им прилетела жалоба, после чего они не могли продавать эти вещи из-за нарушений прав правообладателя. Итог оказался не так плох: несмотря на то, что они лишились возможности реализовать большую часть товара, они хотя бы избежали суда. Второму нашему клиенту этого сделать не удалось: мужчина собственными руками изготавливал мебель и продавал под брендом, названным в честь его дочери. Но, как оказалось, название уже 4 года зарегистрировано другой компанией, которая решила воспользоваться ситуацией по полной и пошла по схеме «жалоба – суд – штраф».

Эти люди на своём опыте осознали, что шутки с чужими правами плохи – слишком больно можно обжечься. Сейчас они развивают свой бизнес, обладают правом правообладателя на свой бренд, а также участвуют в нашем опросе, за что им отдельное спасибо.

Неосознанное нарушение чужих прав – распространённое явление в сфере торговли, и многие не хотят пополнить ряды «штрафников» по этой статье. Чтобы избежать проблем, нужно предварительно проверить свой товарный знак либо онлайн, либо при помощи патентного агентства.

Причина №2 – Возможность брендирования

Все производители и продавцы хотят сделать свой товар особенным, выделить его среди других. Самый верный способ осуществить это – товарный знак. Если вы не хотите, чтобы кто-то продавал под вашим названием некачественный продукт – зарегистрируйте бренд. После регистрации товарного знака можно переходить и на международный рынок, что невозможно сделать без зарегистрированного знака.

Причина №3 – Защита

Знаки часто регистрируют для того, чтобы самому выдвигать претензии конкурентам. Бывает такое, что недобросовестные предприниматели хотят легкой наживы и зарабатывают на использовании имени другой фирмы. Если у вас нет права на это название, то вам нечего предъявить человеку, а если у вас есть запатентованный знак – действия конкурентов будут считаться преступлением.

Немного цифр: 40% клиентов ищут в поиске Вайлдберриз товары по названию бренда и могут попасть не к вам, а к конкуренту. Чтобы обезопасить себя от таких нежелательных персонажей, схватившим ваш кусок пирога, следует зарегистрировать бренд. Как говорят в спорте: лучшая защита – это нападение.

Как зарегистрировать ТЗ?

Представим, что вы начинающий предприниматель или собираетесь им стать, что нужно сделать для регистрации товарного знака?

Подробнее можно почитать в моих предыдущих постах (ссылки), а сейчас я тезисно расскажу о самом важном.

· Самое первое, что желательно сделать, это ответственно отнестись к выбору исполнителя. Вы можете обратиться к практикующему юристу или в патентное агентство. Советую обращаться в агентство, ведь шанс того, что ошибется 1 человек гораздо выше, чем ошибутся несколько (как в фирме). Советую обращаться в фирму, где есть патентные поверенные – специалисты в сфере регистрации ТЗ;

· Проверка ТЗ. Если вы обращаетесь к специалистам, то вам проверяют его бесплатно. Она необходима для того, чтобы в Роспатенте вам не сказали «отворот-поворот», так как ваш товарный знак может быть очень похож на зарегистрированное лого или название другой компании;

· Процесс регистрации. Вы предоставляете все необходимые документы и другие данные специалисту, после чего вам выдается приоритетная справка. Приоритетная справка – документ, который даёт вам предварительное право на использование ТЗ. Мы предоставляем её в течение нескольких дней, но некоторые компании выдают её спустя месяц или даже позже. Полный процесс получения права на знак длится от нескольких месяцев до года, то есть придётся подождать;

· Потом вы можете проверить свой товарный знак в реестре Роспатента по ссылке: https://www.fips.ru/registers-web/action?acName=treeBack;

Кто не рискует, тот не пьет шампанское?

Сегодня мы с Никитой Палеховым описали вам текущую ситуацию на маркетплейсах России. Количество брендов постоянно увеличивается, а вместе с этим растёт и риск неосознанно нарушить права другого предпринимателя. Если при офлайн-продажах ещё можно скрыть подобный трюк, то в онлайн, как показывает практика, почти все подобные случаи выявляются в течение полугода. Без зарегистрированного товарного знака вести дела действительно проще: не нужно тратить время и деньги – но стоит ли это того, чтобы постоянно «сидеть на иголках» и бояться, что тебя заметят?

В этом вопросе я не могу быть непредвзятым, ведь я всегда выступал за справедливый и честный бизнес, более того, сам являюсь юристом. Тем более, что товарный знак делает бизнес защищённым, то есть приносит вам пользу. Да, нужно подождать во время регистрации, но с приоритетной справкой бренд уже будет закреплён за вами.

Подводя итог, хочу сказать, что продавать без ТЗ реально, но эта ситуация схожа с ездой без прав – теоретически возможно, но последствия могут быть тяжелыми.

А как вы считаете, товарный знак – защита прав или их ущемление?

77
2 комментария

Здравствуйте. Интересует регистрация.

Ответить

С товарным знаком, бизнес можно развивать и спать спакойно

Ответить