Топ-5 нишевых маркетплейсов России. Куда пойти продавать, помимо “шаблонных” Wildberries и Ozon?

Wildberries, Ozon, AliExpress, Goods, Яндекс.Маркет. По данным Data Insight на январь 2021 года, эти маркетплейсы возглавляют рейтинг по количеству российских продавцов. В крупных маркетплейсах селлеров привлекает возможность доступа к огромной аудитории и удобство логистики. Все это очевидные факты и любой продавец, решивший выставить свой товар на маркетплейсе, найдет тысячу и одну статью с одним и тем же списком лидеров рынка e-commerce и с одними и теми же сравнениями этих маркетплейсов между собой.

Я же, в качестве гимнастики для мозга и пилюли против такой хитрой и опасной штуки как “шаблонное мышление”, предлагаю взглянуть на вопрос чуть иначе. Конечно, нужно пробовать выставляться на больших маркетплейсах, спору нет. Но стоит ли на этом останавливаться? Большой маркетплейс – это когда всего много. Но “много” не обязательно равно “хорошо”. Много трафика, но он далеко не всегда качественный и “твой”, много продавцов, но это создает дополнительную конкуренцию. Тут-то и возникает мысль обратить внимание не только на гигантов-универсалов, но и на нишевые маркетплейсы.

Что это такое?

Если обычный маркетплейс любят сравнивать со старым добрым рынком, где продают все подряд и покупают все подряд, то нишевой маркетплейс – это тот же рынок, но продают там, к примеру, только рассаду и семена, а ходят туда только дачники. Да, людей туда приходит меньше, но эти люди точно знают, почему идут именно на этот рынок. А на рынке точно знают, что и как продавать именно этим покупателям.

Сейчас развитие нишевых маркетплейсов переживает настоящий бум. Совсем недавно на рынке электронной коммерции это было скорее редкостью. Но e-commerce развивается бешеными темпами, покупатель становится все требовательней и рынок отвечает появлением нового популярного формата – узкоспециализированных маркетплейсов.

Преимущества нишевых маркетплейсов

  • Сфокусированный и лояльный покупатель. У нишевого маркетплейса есть четко определенная целевая аудитория с конкретными потребностями и болями. Покупатель приходит зная, что именно в этом маркетплейсе закроют его потребности.
  • Экспертность. Нишевый маркетплейс на то и нишевый, что, выбрав одну специализацию, разбирается в ней лучше всех. Там точно знают, что рассказать о товаре покупателю. И как это сделать.
  • Сервис. Какие инструменты и IT-решения нужны именно этой ЦА? Как выстроить техподдержку и инфраструктуру для удобства именно этих покупателей? Пока гигантские маркетплейсы с переменным успехом пытаются “угодить” всем, нишевый e-commerce всегда опережает по качеству сервиса, просто потому что угодить кому-то конкретному проще, чем абстрактной толпе.
  • Более выгодные условия по комиссии, логистике и рекламной поддержке. Этот пункт работает не всегда. К примеру, если вы придете в Lamoda, комиссия вам маленькой точно не покажется. Но вот если вы придете в более локальный и еще не так сильно раскрученный нишевой маркетплейс, условия у вас будут максимально приятные. При этом все преимущества, описанные выше, остаются.

Топ-5 нишевых маркетплейсов

Этот список можно было целиком составить из таких гигантов как Citilink, DNS, MВидео или Lamoda. Но интереснее поговорить о пока менее раскрученных нишевых маркетплейсах, где конкуренция и комиссии еще довольно комфортные, а качество сервиса еще не пало жертвой масштабирования. Поэтому критериями отбора стали не объемы продаж, а главные характеристики нишевого рынка: качество сервиса, полезный функционал, уровень экспертности, размер комиссии для продавцов. Также я специально выбрала маркетплейсы с разными специализациями. Возможно, какие-то из этих площадок станут отличным дополнительным каналом продаж именно для ваших товаров.

Специализация: товары для дома, дачи, ремонта и строительства

“Все инструменты” предлагают своим покупателям профессиональные консультации-онлайн, возможность аренды инструментов и видеообзоры от блогеров. Эта площадка подойдет продавцам товаров, связанных со строительством, домом, дачей и ремонтом. Но при этом вы обязательно должны быть официальным поставщиком бренда. Этот маркетплейс работает не по классической модели и не берет комиссию с поставщиков.

Специализация: товары со склада, эконом-товары, возрастная ЦА.

Selvis – довольно молодая площадка, которая хорошими темпами набирает популярность примерно последние полгода. Интересна идея позиционирования: этакий “клуб по интересам для тех, кому за...” от e-commerce. У маркетплейса есть выраженная ориентированность на возрастную ЦА, при этом ту, что нацелена на экономию. Получается довольно четкий портрет, в соответствии с которым маркетплейс формирует интерфейс, функционал (например, сортировка по цене за 100 грамм) и маркетинг (привлечение возрастных блогеров для PR). Судя по успеху стратегии, ниша с этой ЦА действительно пустовала и Selvis “попали в яблочко”. Такая площадка подойдет и продавцам традиционно возрастных товаров (например, пояса из собачьей шерсти или палки для скандинавской ходьбы), и тем, кто хочет расширить покупательскую аудиторию. Маркетплейс осуществляет доставку по Москве и Московской области. Из очевидных плюсов площадки – низкие комиссии за оплаченный заказ и логистику: от 4,5 % с доставкой маркетплейса.

Специализация: мебель.

Платформа, на которой производители мебели предлагают свои товары покупателям. Мебельный marketplace — формат интернет-магазина, довольно популярный на Западе, но в России его пока освоили крайне мало. Komod собрал производителей мебели на одной площадке. Это довольно удобно: покупателям не нужно исследовать сотни сайтов, тратить время на каталоги. Чтобы стать продавцом на площадке, нужно обязательно быть производителем мебели.

Специализация: цветы и товары подарочной тематики

Удобство сервиса в большом выборе предложений по конкретной тематике: подарки и праздники. Есть свое приложение, позволяющее отслеживать треккинг. Этот вариант подойдет только продавцам со своим складом либо розничным магазинам, ищущим дополнительный канал продаж: у маркетплейса нет своих складов. Своя доставка есть только по Москве. Комиссия: от 3% за транзакцию (при покупке клиентом с прямой ссылки на магазин), от 5% за транзакцию в остальных случаях.

Специализация: фермерские продукты

Площадка запущена совсем недавно и работает в тестовом режиме. Но идея и уровень реализации заслуживают внимания. В этом маркетплейсе покупатель может увидеть фермеров своего региона, их товарные предложения и заказать доставку до дома. Старая добрая фермерская ярмарка, но на рынке e-commerce. Комиссия от 10 до 40% в тарифах без абонентской платы. И от 2,5 до 20% в тарифах с абонентской платой.

Разумеется, это не все достойные внимания представители нишевого e-commerce. Я постаралась привести самые интересные и небанальные, с моей точки зрения, примеры. Если вам есть, чем поделиться, пишите комментарии.

1414
19 комментариев

Что-то ваш "Топ" больше на "занесли немножко" смахивает! Или, вы сами владелец всех перечисленных сайтиков-годовасиков? ;))) Уж если и выделять самых-самых, то Ярмарка Мастеров тут точно должна быть на первом месте! Не Etsy конечно, но тут, скорее, чисто географическо-популяционные ограничения.

8
Ответить

Согласна, что Ярмарка Мастеров - очень достойный проект. Постараюсь, в следующий раз сделать более широкую выборку. Безусловно, интересных нишевых маркетплейсов больше, чем 5.

Ответить

комод.ру маркетплейс?)
просто дроп подняли... статьи 2016 года...
вся мебель все равно в bestmebelshop.ru

2
Ответить

Зашел на комод и офигел, в 2021м сайт не адаптирован под телефон.

2
Ответить

Это же не маркетплейс, просто фабрика.

1
Ответить

Днс никак не МП - они продают только свой товар

2
Ответить

Большое Вам спасибо за отзыв о Экосистеме сельского хозяйства Agraroom https://agraroom.ru/shop. Я работаю в студии https://dstglobal.ru/ и работала над разработкой этой экосистемы. Было очень приятно прочитать, что Вы оценили наши труды и идею. Проект скоро заработает в полном режиме. Еще раз большое Вам спасибо))

2
Ответить