Живые ёлки напрокат: сколько стоит реализовать экопроект и можно ли на нём заработать

Маркетолог Любовь Чернышева основала проект «Живые ёлки напрокат» в 2016 году вместе с сыном Сергеем. Цели заработать денег не было, семья решила создать собственный экологический проект.

Живые ёлки в горшках <a href="https://vk.com/albums-132743518?z=photo-132743518_456239029%2Fphotos-132743518" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">vk.com</a>
Живые ёлки в горшках vk.com

Два года Чернышева жила в Европе и видела, что там популярна аренда живых ёлок. Её друзья ставили дома на Рождество растения в горшках из питомников, а после праздников возвращали обратно.

Любовь нашла специалистов по хвойникам из Польши и Германии. Они поделились с ней опытом бесплатно: как выращивать хвойные растения, ухаживать за ними и подготавливать к аренде. Позже Чернышева по объявлению в интернете нашла такого эксперта в Екатеринбургской области.

Мы с семьёй никогда не покупали срубленные ёлки, иногда только лапник для запаха. Не хотели участвовать в ежегодной посленовогодней вакханалии «отнеси ёлку на помойку».

Ставили искусственную, но от неё не было ощущения детского праздника, как от живой. Я часто задумывалась, как сделать так, чтобы на Новый год дома стояло живое дерево, которое будет расти дальше после праздника.

Любовь Чернышева

В 2016 году семья запустила экопроект «Живые ёлки напрокат». Идея заключалась в том, чтобы выращивать пихты и ели в своём питомнике, сдавать растения в горшках в аренду на новогодние праздники, а затем возвращать обратно в грунт до следующего года. С 2019 года проектом управляет сын, а Любовь занимается продвижением.

Основная миссия проекта не коммерция, а сохранение живой природы.

Есть понятие «экологичные действия» — это когда ты проявляешь ответственность и осознаёшь последствия своих решений. Выбираешь то, что не нарушает природную целостность. Этот принцип бережного отношения ко всему живому мы и транслируем.

Любовь Чернышева

Жизненный цикл «ёлки напрокат»

Первые ёлки семье продал специалист по хвойникам, с которым она консультировалась: 30 взрослых деревьев в горшках по 500–700 рублей за штуку, и их можно было сдавать в аренду в тот же год.

Чтобы вырастить дерево с нуля до 1,5 м требуется около 10 лет. В первый год жизни ёлка вырастает в среднем на 3–4 см, рассказала Чернышева. В течение следующих 10–12 лет ежегодный прирост составляет 10–15 см. Затем растение увеличивает темпы роста: у 15–16-летнего дерева прибавка достигает 70–75 см в год.

Также семья купила саженцы в питомнике в Челябинске. Десять штук стоимостью 500–1500 рублей в зависимости от размера и типа растения. Это были ели, сосны и пихты ростом 40–50 см и возрастом около пяти лет.

Чтобы сдавать такие деревья в аренду, нужно вырастить их минимум до 1 м, говорит Чернышева. На это требуется три-четыре года. Однако процесс можно регулировать: ускорять специальными прикормками и замедлять с помощью прищипки или стрижки.

У Чернышевых уже была земля в собственности в Екатеринбурге, около 3 га, поэтому место под питомник покупать не пришлось. Саженцы нужно пересаживать в грунт, так как для них это естественная и комфортная среда, «подращивать» и формировать корневую систему в виде кома, чтобы не повредив корни переместить в горшок на сезон аренды. Корни ели растут в стороны, сосны — вглубь, и могут достигать нескольких метров в длину. Поэтому корневую систему деревьев специально подгибают и затягивают мешковиной.

Пересаживать растения из грунта в горшок, в котором оно сдаётся в аренду, Чернышева начинает в начале ноября. Она и её команда отбирают самые здоровые растения, которые прошли адаптацию и смогут пережить временный переезд.

Затем она увозит их на склад. Её семья арендует помещение за 3500 рублей в месяц на весь зимний сезон. Там поддерживается специальный температурный режим: +5–8 °C. Это позволяет удержать растения в анабиозе, естественном сезонном процессе, при котором все жизненные соки дерева замирают на зиму, и подготовить к переезду в квартиры к временным хозяевам.

Ёлки, помещенные в горшки перед переездом <a href="https://vk.com/elkinaprokat_ektb?z=photo-132743518_457239575%2Falbum-132743518_00%2Frev" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">vk.com</a>
Ёлки, помещенные в горшки перед переездом vk.com

Ёлки команда сдаёт в аренду на новогодние каникулы — с 25 декабря по 10 января. Это оптимальное время, чтобы растение не успело выйти из анабиоза. Ели ёлка пробудет в тепле дольше двух с половиной недель, она может успеть выйти из анабиоза и погибнуть, так как пересадка в грунт возможна только весной.

В январе курьер забирает все растения и отвозит их обратно на склад до весны. Когда сходит снег, ёлки высаживают в грунт в питомнике: некоторые до следующего сезона, другие — насовсем. В аренду сдаются растения высотой от 1 м до 2 м, ёлки большего и меньшего размера могут не пережить пересадку и погибнуть. В среднем одно дерево можно использовать пять-шесть сезонов.

Ёлки, которые уже не подлежат аренде, остаются у Чернышевых в питомнике. Иногда их выкупают клиенты или знакомые семьи, чтобы высадить у себя на участке. За это нужно доплатить к стоимости аренды — 500 рублей за один метр растения. Любовь рассказывает, что в этом случае она консультирует покупателей по уходу за растениями и помогает с пересадкой, так как чувствует ответственность за каждое дерево, которое вырастили.

Некоторые клиенты выкупают ёлки и высаживают на своих участках, но, как правило, не больше 2-3 за сезон.

Вложения и прибыль

Первоначальные вложения для запуска в 2016 году составляли около 60 тысяч рублей. В них входила:

  • Покупка взрослых ёлок и саженцев.
  • Покупка горшков.
  • Аренда склада.
  • Покупка грунта и подкормки.

Ежегодные вложения составляют около 20 тысяч рублей — это расходники:

  • Новые горшки: деревья растут, нужны ёмкости литражом больше.
  • Грунт, подкормки.
  • Стрейч-плёнка для упаковки перед транспортировкой.
  • Аренда склада.
  • Оплата консультаций специалиста по хвойникам.
  • Бензин для доставки ёлок.
  • Зарплата курьерам.
  • Подарки постоянным клиентам: игрушки, гирлянды, набор новогоднего декора и другие.
  • Налоги — 6% с выручки.

В 2020 году Чернышевы закупили саженцы голубой ели, в дополнение к расходникам, это ещё 39 тысяч рублей вложений. Они пока растут и не сдаются в аренду до следующего года.

Саженцы голубых елей
Саженцы голубых елей

К декабрю 2021 года в питомнике Чернышевых около 200 деревьев. За исключением новых голубых елей, все растения они купили в 2016 году при запуске проекта. Однако часть из них всё ещё подрастает и не сдаётся.

Стоимость аренды зависит от типа и высоты растения:

  • Ель, сосна — 1500 рублей за метр.
  • Пихта — 2000 рублей за метр.

Высота горшка не учитывается. К стоимости дерева прибавляется цена доставки туда и обратно — 600 рублей.

В 2016 году, в первый год работы, Чернышевы окупили половину затрат, выручив с аренды 30 тысяч рублей. Последующие годы им также удавалось частично компенсировать собственные расходы. В 2020 году Чернышевым удалось заработать 50 тысяч рублей, 39 тысяч из которых они потратили на закупку саженцев голубой ели.

Мы изначально и по сей день не позиционируем наш экопроект как бизнес, не пытаемся на нём заработать. Мы понимаем, что можно получать на этом гораздо больше прибыли: сдавать дороже живые, сдавать искусственные, продавать их. Можно приехать в любой питомник, выкупить ёлки, которые готовятся под вырубку, либо заказать уже готовые для продажи деревья в горшках, например в Адыгее или в Карачаево-Черкесии.

Однако что делать с теми растениями, которые продать не удастся, если заранее не позаботиться о месте для их высадки. Выкидывать? Мы не рассматриваем свой проект как бизнес ради денег. У сына магазин бытовых товаров, я зарабатываю как интернет-маркетолог. А экопроект — это наш вклад в мир и природу.

Любовь Чернышева

Команда и клиенты

Семья юридически ведёт проект как индивидуальное предпринимательство. У Любови уже было ИП до идеи с «Живыми ёлками напрокат». Первыми клиентами в 2016 году стали друзья. Потом включилось сарафанное радио — тогда в аренду сдали около 30 ёлок.

Сайт Чернышевы делали при запуске проекта в 2016-м своими силами. Его хостинг стоит 600 рублей в год. Сторонних специалистов по продвижению семья не привлекает — этим Любовь занимается сама. Деньги не вкладывает, развивает органически: публикует в группах во «ВКонтакте» и Facebook новости, анонсы, фотографии, информацию о ёлках и Новом годе.

К 2021 году у проекта 50 постоянных клиентов. Основной трафик поступает с сайта и групп в соцсетях, на них подписаны около 500 человек.

Проект сезонный, говорит Чернышева, подготовку начинает в ноябре. До этого времени ёлки растут в естественных условиях в питомнике, и им не нужен особый уход. В начале зимы команда отбирает и готовит растения к аренде, фотографирует их и публикует снимки и видео на сайте и в соцсетях.

Каждому дереву присваивается номер. Этот же номер дублируется на горшке. Забронировать ёлку можно через специальную форму на сайте или в соцсетях после предоплаты в 10%.

Нам было важно сделать стоимость аренды доступной и сопоставимой с ценой срубленных ёлок. Чтобы человек осознанно выбирал живую, заплатив столько же.

За каждое дерево мы берём залог в размере 2000 рублей. Это дисциплинирует арендаторов, заставляет их относится к растению бережно. Мы возвращаем залог, если растение сдаётся после праздников без повреждений. Условия невозврата прописаны в договоре аренды — деньги не возвращаем, если у дерева обломаны ветки, опалена хвоя, оно пересушено или залито.

Вместе с ёлкой мы выдаём владельцам памятку по уходу. К сожалению, не все подходят к этому ответственно: ставят растения вблизи отопительных приборов, забывают поливать, а перед возвратом заливают его. Таким арендаторам мы можем отказать в услугах на следующий год или поднять залоговую сумму — это работает и заставляет относиться к ёлкам бережнее.

Любовь Чернышева

25 декабря курьер развозит заказанные деревья и оформляет договоры аренды, а 10 января — проверяет состояние растений и забирает обратно.

К сезону 2021 года в команде экопроекта семь членов: Любовь с сыном, специалист по хвойникам, два курьера и три помощника, которые ухаживают за растениями в питомнике. Любовь объясняет, что держать штат на постоянной основе не имеет смысла из-за сезонности. Все члены команды — близкие люди, которые разделяют идею заботы о природе и помогают проекту безвозмездно.

Чернышевы работают только в Екатеринбурге и области, однако получают заказы из Москвы, Сакнт-Петербурга, Тюмени, Перми, Краснодара и других регионов.

6868
93 комментария

Бизнес, который приносит выручку ровно 1 раз в году, при этом требует вполне ощутимых усилий почти круглый год. Ну так себе занятие. Нечто вроде приюта для бездомных собак.

17
Ответить

Вы, видимо, не дочли до слов

Основная миссия проекта не коммерция, а сохранение живой природы

4
Ответить

Это идея очень геморройная, а за питомник просто весело смотреть на то, что люди не монетизируются!

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Кажется тут есть существенный плюс для клиентов том, что раз ёлка живая, то с неё не сыпятся иголки под конец. И она весь свой "срок службы" хорошо выглядит и хорошо пахнет.

В остальном мне кажется это какой-то бред - считать что срубленная ёлка - ущерб экологии. Их выращивают в специальных питомниках, или рубят под ЛЭП. Экология не страдает. Людям, которые из-за этого фактора покупают ёлки в горшке стоит перестать страдать хернёй.

15
Ответить

Вопрос экологии — это не только про ущерб от рубки. Представьте сколько елок можно было бы не убивать просто так, а высадить потом. Как минимум не большой город каждый год украшать.

2
Ответить

Складывается впечатление что люди на VC:
а) не читают дальше первого предложения. Там сразу написано, что это НЕ бизнес. И что нет цели зарабатывать (хотя автор в комментариях уже написала, что будут развивать постепенно).
б) если идея не соответствует мега заработкам — значит вкладываться в нее смысла нет. Видимо кроме профита в 100 процентов других целей быть не может.
в) люди не умеют банально наблюдать за тем, что происходит вокруг. Начиная с огромного количества выкинутых елок, которые кому-то надо перерабатывать ( и незаконна вырубка), заканчивая хотя бы бизнесом на трупах саженцев, которые явно могли бы послужить куда более благой цели чем просто высохнуть в ожидании в магазине или дома, впрочем, какая разница, исход один.
г) где ваша эмпатия? человек банально захотел сделать что-то хорошее для себя и окружающего, а доброе слово сказали 2.5 человека.

Отличное начинание как по мне. Если автор захочет прийти в Питер, буду рад поддержать такой проект, так как звучит он крайне классно, плюс думаю у нас и спрос будет хороший, пусть и со временем.

Единственное что и правда бы хотелось узнать - статистику все же по деревьям, так как кажется, что процент выживания явно не 80 процентов даже.

14
Ответить