Как проходят торги на электронных торговых площадках

Электронные площадки (ЭП) представляют собой комплекс, гарантирующий взаимодействие между организатором и участниками закупок на всех стадиях заключения сделки. Об особенностях и этапах проведения торгов рассказывает Юлия Романова, директор Академии продаж группы электронных площадок otc.ru.

Как проходят торги на электронных торговых площадках

В закупках принимают участие три стороны: заказчик, поставщики и оператор (ЭП). Каждая из этих сторон имеет свой правовой статус и не должна реализовывать полномочия другой стороны – иначе может возрасти риск манипуляций.

Обратите внимание: госзакупки (тендеры по 44-ФЗ) заказчики могут проводить только на 8-ми федеральных площадках. Остальные тендеры проводятся на коммерческих площадках.

Типы тендеров:

■ Закупки по 44-ФЗ

Участниками в таких торгах могут являться ИП, физлица и юрлица, а заказчиками – государственные и муниципальные органы. По 44-ФЗ закупаются органы власти, внебюджетные фонды и бюджетные ведомства. Данный закон нормирует планирование закупок, отбор поставщиков, а также заключение и исполнение контрактов.

■ Торги по 223-ФЗ

По 223-ФЗ обязаны закупать компании с долей участия государства выше 50%, естественные монополии, бюджетные учреждения, которые тратят собственные средства, гранты или средства субподряда, и организации, занимающиеся регулируемыми видами деятельности (например, водоснабжением). Требования к участникам представлены в каждом тендере отдельно – для этого заказчики создают положения с указанием специфики заказа, регламентом тендера и прочими сведениями.

■ Коммерческие тендеры

Коммерческие тендеры проводят торговые сети, частные компании и т.д. Они организуют такие процедуры по своему желанию, цель – найти лучшего поставщика.

Где проводятся торги

По 44-ФЗ

Тендеры по 44-ФЗ проходят на 8 федеральных площадках – «Сбербанк-АСТ», «Росэлторг», «РТС-тендер», «Заказ РФ», «РАД Госзакупки», «ТЭК-Торг», «ЭТП ГПБ» – дочерняя компания «Газпромбанка», «Национальная электронная площадка» (ранее ЭТП ММВБ). Если вы интересуетесь закупками по 44-ФЗ, следует выбирать именно эти площадки.

По 223-ФЗ

По данному закону проводятся аукционы на таких платформах, как ОТС.ru, АО «Электронные торговые системы», B2B-Center и проч.

Коммерческие тендеры

Самыми популярными ЭП для таких процедур являются OTC.ru, B2B‑Center и др. При этом многие предприятия используют собственные платформы – например, бренды «Пятёрочка» и «Карусель» размещаются на личной площадке X5 Retail Group.

Способы проведения электронных торгов

По 44-ФЗ

  • Аукцион – в данной процедуре побеждает тот, кто предложит самую низкую цену. В открытом аукционе могут участвовать все желающие. В формате закрытого аукциона проводится закупка, сведения о которой составляют государственную тайну.
  • Конкурс – эта процедура, победителем которой признается участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта. В 2022 году останется только открытый и закрытый конкурс, двухэтапный и с ограниченным участием исключаются. Заказчик проводит конкурс в том случае, если ему важна не только цена, но и другие характеристики предоставляемой продукции или услуг, например, опыт работы (количество исполненных контрактов).
  • Запрос котировок – максимальная цена заказа в данном случае не может быть больше 3 млн рублей, а победителем считается участник, предложивший самую низкую стоимость.
  • Закупка у единственного поставщика – этот конкурентный метод допустим в случаях, регулируемых ст. 93 44-ФЗ.

По 223-ФЗ

Такие закупки могут осуществляться различными методами, однако самыми популярными считаются конкурс и аукцион. Также есть неконкурентная закупка – это закупка у единственного поставщика.

Способы проведения коммерческих тендеров

Как известно, подобные мероприятия проводятся частными организациями и индивидуальными предпринимателями на собственные финансовые средства и по своим правилам. Сведения о закупках указываются в извещении, публикуемом организатором.

Важно: Коммерческие тендеры проводятся компаниями негосударственной формы собственности. При этом организатор не всегда обязан заключать контракт – поскольку подобные процедуры не регулируются ст. 1057-1061 ГК РФ. Для защиты от мошенничества необходимо детально проанализировать деятельность заказчика и узнать, есть ли у него арбитражные дела по невыплатам контрагентам.

Как проходят торги на электронных торговых площадках

Приведём простой пример аукциона по 223-ФЗ. Строительная организация желает приобрести спецодежду для сотрудников. Компания определила стоимость договора, подробно описала цвет, фасон и размер необходимой одежды. Организация объявляет тендер, затем участники (поставщики одежды) подают заявки. Компания рассматривает все заявки: если документы участника не соответствуют требованиям документации закупки, заявка подлежит отклонению. Далее проходят сами торги, затем следует подведение итогов и заключение договора с победителем.

Ниже мы расскажем подробно о механизме проведения аукциона по 223-ФЗ.

Подготовительный этап

Любая закупка подразумевает наличие техзадания, требований к заявкам и их обеспечению. Документы можно изучить до регистрации на электронной торговой площадке. Если тендер подходит и вы желаете принять участие, необходимо зарегистрироваться на электронной площадке, на которой пройдут торги, и получить электронную подпись. Для подачи заявки участникам потребуется выписка из Единого государственного реестра, устав организации и её банковские реквизиты – это стандартные требования, подробный список документов нужно смотреть в требованиях к участникам тендера. Некоторые заказчики требуют предоставить доказательства наличия материально‑технической базы – например, правоустанавливающие документы на офисные и складские помещения.

Закупки по 223-ФЗ делятся на 2 вида: закупки для всех поставщиков и закупки только для поставщиков из числа малого и среднего предпринимательства (МСП).

Регистрация на сайте ЕИС необходима, если поставщик планирует участвовать в закупке для малого и среднего бизнеса. После регистрации на сайте ЕИС поставщик, относящийся к МСП, автоматически попадает на торговые платформы. Если поставщик желает принять участие в процедурах, предназначенных для любого бизнеса, регистрация на сайте ЕИС не нужна – достаточно регистрации на платформе, которая проводит торги.

Юлия Романова, директор Академии продаж группы электронных площадок otc.ru

Как проходят сами торги

После нахождения тендера, составления заявки и отправки её заказчику поставщика ждут еще два этапа: рассмотрение заявок заказчиком и проведение торгов. Если ваша заявка подходит, вы допускаетесь к процедуре торгов.

Рассказываем, как проводится аукцион. При открытом аукционе за ценовыми предложениями может следить любой желающий. Аукцион предполагает установку времени приёма ценовых предложений – оно составляет 10 минут от начала проведения процедуры до истечения срока подачи предложений о стоимости контракта, а также 10 минут после поступления последнего предложения о цене. Подать предложение, равное НМЦ (начальная максимальная цена закупки), нельзя, при этом первое предложение представляет собой снижение стоимости в шаге аукциона. Таким образом, стоимость уменьшается на величину 0,5-5% от НМЦ. Обратите внимание, что мы описали самый распространенный вариант проведения аукциона, есть и другие.

Для рассмотрения и отбора заявок заказчики составляют протокол. Объявление победителя происходит в заранее оговорённый срок. Победителем аукциона становится поставщик, который предложит самую низкую стоимость. Срок заключения контракта в данном случае составляет от десяти дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов процедуры.

Как распознать проблемный контракт

Если так называемый заказчик просит определённую долю (к примеру, оплату сертификата для победы) или характеризуется испорченной судебной историей, то такой контракт может быть проблемным. Кроме того, лучше воздержаться от участия в так называемых «госзакупках», которые проводятся через частную организацию, поскольку заказчиком таких процедур должно выступать государство.

Итог

Как видим, участие в закупках позволяет поставлять свою продукцию или предоставлять услуги и работы крупным компаниям, бюджетным и государственным предприятиям. Основным преимуществом участия в электронных закупках является возможность получения новых рынков сбыта и продажи продукции заказчику из любого города. Участники закупочных процедур получают доступ к широкой базе заказов и могут взаимодействовать с заказчиками без посредников, сэкономив при этом время и денежные средства.

66
Начать дискуссию