Как большие маркетплейсы обрабатывают миллионы SKU в месяц?

Когда у вас небольшой классический ecommerce, то вы вряд ли задаетесь вопросом автоматизации процессов. То ли дело, когда компания растет, увеличивая ассортимент товарных карточек и количество поставщиков (мерчантов).

Предлагаю рассмотреть вопрос контент-менеджмента в e-commerce более внимательно, основываясь на больших проектах, которые мы создавали в Scallium.

Контент-менеджер в e-commerce: кто это?

Контент-специалист в e-commerce отвечает за создание товарных карточек на витрине. Либо же за модерацию и обогащение этих карточек от сторонних вендоров и дистрибьюторов.

Ключевые показатели такого сотрудника — количество обрабатываемых карточек. Скажу по опыту, что хороший показатель для контент-менеджера — добавление 10000 SKU в месяц, если, конечно, налажена вся инфраструктура для отдела.

Считаете, что 10000 SKU обработать нереально? А именно такое количество, если не больше, обрабатывают менеджеры в крупных маркетплейсах.

Расскажу, как они это делают.

Почему товары на витрину загружаются так долго?

Вопрос автоматизации контента нельзя оставлять в стороне. В вашем бизнесе на этапе масштабирования, если процессы не будут правильно выстроены, создается очередь из загружаемых товаров. Я лично знаю проекты, где очередь составляет более 100, а то и 150 тысяч SKU.

Пример. Возьмем интернет-магазин, который сотрудничает с различными производителями. Бизнесу нужно:

  • Добавлять карточки товаров на сайт (составлять детальные описания, добавлять атрибуты и выбирать необходимую категорию).
  • Наполнять карточки информацией (введение дополнительных данных, текстовые или визуальные обновления).
  • Модерирование товаров и их интеграция с витриной интернет-магазина.

Небольшой проект способен решить все эти процессы с помощью 1-2 контент-менеджеров. Другое дело, если вы масштабируете магазин (к примеру, создаете полноценный маркетплейс со всей IT-инфраструктурой)— у вас растет ассортимент, но и появляется немалое количество уязвимых мест внутри процессов.

Если ничего не предпринимать, начнет расти время на обработку заказов — товар на витрине появится позднее обычного. Кроме того, появляются ошибки в карточках, потому что из-за возросшего объема задач контент-менеджер не успеет вовремя вносить необходимую информацию. И часто сам ошибается из-за большой нагрузки.

Как правило, все эти ситуации решаются так — открываются новые вакансии контент-менеджеров. Но есть вариант эффективнее, который способен сохранить время: следует обратить внимание на IT-модернизацию работы контент-отдела и автоматизацию.

Что предлагает сейчас рынок?

Кейс мультикатегорийного интернет-магазина

К нам пришел мультикатегорийный магазин с проблемой: контент-менеджеры не справляются с нагрузкой, в очереди более 7000 товаров. Мы начали поиск решения, однако анализ показал, что текущая PIM-система клиента — обычная учетка по SKU. Поставщики отправляют магазину товары в Excel.

Магазин пытался улучшить ситуацию наймом дополнительных специалистов: процессы улучшились, но со временем проблема вернулась. Только возрос бюджет на зарплаты, не считая того, что новый персонал нужно было еще обучать.

Мы предложили клиенту не увеличивать штат, а обратить внимание на внедрение платформенной модели маркетплейс, а также PIM-системы, которая является обязательным модулем торговой ecommerce-платформы.

Магазин уже работал по модели дропшиппинга, то есть сам товары не закупал, а размещал SKU своих партнеров. Но к модели маркетплейс он еще не шагнул.

Как маркетплейс с помощью PIM автоматизирует работу контент-отдела

Пройдусь по основным этапам.

Этап 1. Оформление карточек товара

Размещая карточки товара, менеджеры по контенту добавляют данные самостоятельно. Задача маркетплейса и PIM-системы — автоматизировать процессы, организовать все так, чтобы ваши поставщики самостоятельно добавляли товары, а ваш контент-отдел лишь модерировал их.

Как большие маркетплейсы обрабатывают миллионы SKU в месяц?

Когда мы переходим к теме импорта, то это должно быть выполнено так, чтобы было меньше ручной работы. Импорт должен иметь инструментарий, чтобы во время процессов осуществить анализ значений атрибутов и выявить, имеется ли подобный товар в системе. Если ответ «да», то платформа будет просто подвязывать прайс поставщика к текущему товару без дублей.

Возьмем еще для примера копирование карточки товара, которая уже имеется. Вам нужно заменять описание нескольких атрибутов товара автоматически и избавиться от постоянного ввода характеристик. В решении “маркетплейс” есть возможность добавления эталонных карточек — когда имеется шаблон карточки товара, что уже заполнена. Данную фишку использовать может как контент-специалист, так и мерчант — всего-навсего регулируя свои ценники.

Этап 2. Обновление карточек товара

Если данные необходимо обновить, существует несколько хороших инструментов. Например, вы хотите поменять одинаковые характеристики товаров — это можно будет сделать одним кликом, а не утомительной процедурой редактирования каждой последующей карточки. Данный инструмент называется массовыми операциями с контентом.

Как большие маркетплейсы обрабатывают миллионы SKU в месяц?

Бывает и так: пришла партия нового товара и там закралась массовая ошибка в контенте (допустим, в названии бренда производителя). Что делать? Можно, конечно, внести изменения во все карточки товара вручную. А можно автоматизировать процесс и исправить ошибку массово.

Этап 3. Модерирование товара

Финальный этап — модерация. Здорово, если все будет автоматизировано и система будет ставить задачи перед ответственным сотрудником. Допустим, мерчант открывает систему и вносит туда новые наименования. В это самое время контент-специалисту приходит сообщение: «Необходима модерация». В дальнейшем, когда наш менеджер по контенту вернет данные поставщику для доработки, тому придет сообщение, что именно следует поменять.

Не обойтись и без принципа единого окна. Для того чтобы контент-специалист не искал задачи, а сразу видел их в едином интерфейсе. Что, опять же, позволяет организовать решение “маркетплейс” и PIM-система в частности.

Как большие маркетплейсы обрабатывают миллионы SKU в месяц?

Следует помнить, что именно люди будут работать с системой для управления контентом. Необходимо, чтобы эта IT-система по максимуму облегчала все процессы. В таком случае контент-менеджер сумеет обработать гораздо большее SKU, а ваш бизнес сумеет выстроить такую работу, в которой затраты на управление контентом будут оптимизированы с максимальной выгодой для бизнеса.

33
Начать дискуссию