Демпинг недобросовестных участников в закупках. Как с ним бороться?

О демпинге в сфере закупок рассказывает Юлия Романова, директор Академии продаж группы электронных площадок OTC.ru.

Понятие

Демпинг – одно из самых негативных явлений в сфере бизнеса. Это искусственное очень сильное занижение цены на товар или услугу, которая не соответствует их рыночной стоимости. Иногда цена опускается настолько низко, что оказывается на уровне себестоимости, а то и меньше.

Демпинг недобросовестных участников в закупках. Как с ним бороться?

В сфере закупок демпинг также встречается. Ситуации с резким падением начальной максимальной цены закупки не позволяют участникам, которые добросовестно участвуют в торгах, получить выгодные поставки. Нередко победителями оказываются фирмы-однодневки. Они получают контракт, потом исполняют его не лучшим образом или вовсе «забывают» о нем. Особенно часто такие ситуации встречаются в сфере предоставления услуг.

Кому и зачем?

Существует несколько основных причин демпинга. Некоторые из них даже могут показаться «благородными», однако на самом деле страдают все: и нормальные поставщики, и заказчики. Так или иначе те организации, которые применяют инструмент искусственного снижения цены, преследуют свои сугубо корыстные цели.

Основные причины демпинга:

  • выход на рынок товаров и услуг с целью вытеснения конкурентов;
  • картельный сговор участников торгов;
  • необходимость реализации остатков продукции;
  • получение, так называемых, имиджевых контрактов, использующихся в целях саморекламы;
  • ложный демпинг, когда заказчик изначально значительно завысил цену по сравнению с рыночной стоимостью.

Разные сценарии

Наиболее часто встречающиеся случаи искусственного занижения цен выглядят примерно следующим образом.

История первая

Проводится закупка спецодежды для крупного металлургического предприятия. Заказчик указывает требования к продукции: из какого материала должна быть спецодежда, ее размеры, крой. В торгах принимают участие четыре компании. Три из них производят качественный товар стоимостью 10 000 рублей за экземпляр. Четвертая компания отшивает спецодежду на небольших фабриках во Вьетнаме. Технически все предложения подходят запросу заказчику, но не с точки зрения качества. В какой-то момент торгов первые три компании неизбежно столкнутся с проблемой себестоимости своего товара, в то время как демпингующая фирма будет иметь солидный гандикап.

История вторая

Во время торгов две компании-пустышки активно начинают снижать цену. Цель – чтобы соперники просто сдались. Еще одна фирма в этот момент делает рациональное предложение по цене. После аукциона компании-однодневки устраняются по тем или иным объективным причинам, а ожидавшая в стороне фирма становится победителем.

Антидемпинг по 44-ФЗ

Меры по борьбе с искусственным занижением цен оговариваются, прежде всего, в статье 37 44-ФЗ. Суть в том, что заказчик обязан применять антидемпинговые меры при снижении НМЦК по конкурсу, аукциону на 25% и более.

ВАЖНО: Эти требования следует предъявлять к закупкам, которые проводятся путем конкурса или же аукциона.

Заказчик данные требования выбирает не самостоятельно. Они регламентированы действующим законодательством. Так, если НМЦК составляет менее 15 млн рублей, то можно несколькими путями доказать свою добросовестность. В первом случае компания, участвующая в тендере, может перевести на счет покупателя определенную сумму или использовать банковскую гарантию. Размер этой цифры должен равняться полуторному объему обеспечения. Во втором случае участник торгов должен подтвердить свой опыт и предоставить «обычное» обеспечение исполнения контракта.

Важно помнить при этом, что цена одного из контрактов должна составлять не менее 20 процентов проводимого тендера.

Для подтверждения соответствия антидемпинговым мерам участник закупки на этапе заключения контракта предоставляет информацию о своей добросовестности. Победитель закупки должен заполнить карточку контракта на электронной площадке и прикрепить сведения о контрактах, которые были ранее исполнены. Также необходимо указать сумму контракта и реквизиты. Информация может быть представлена в табличном виде. Заказчик проверяет информацию. Только после проверки информации о добросовестности текущий контракт подписывается заказчиком.

Если речь идет о товарах, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан (топливо, продовольствие, средства неотложной медицинской помощи, лекарства), поставщику необходимо подготовить гарантийное письмо. Оно должно включать в себя информацию о цене и объемах товара, который будет поставляться.

Юлия Романова, Директор Академии продаж группы электронных площадок OTC.ru

Гарантийное письмо необходимо составить корректно. Если этого не произойдет, то комиссия может принять решение, что участник закупки не предоставил обоснование по цене. В письме необходимо изложить: для кого оно, какой аукцион имеется в виду, информацию по объемам и цене товара, который будет поставляться. Письмо необходимо подготовить до заключения контракта. Комиссия может принять и следующее решение. Она может посчитать, что в гарантийном письме недостаточно аргументов, чтобы заключить контракт по существенно заниженной цене. И тогда могут наступить самые негативные последствия вплоть до попадания в Реестр неблагонадежных поставщиков.

Если стоимость контракта составляет более 15 млн рублей, то поставщик лишается выбора – он обязан обеспечить так называемое «увеличенное обеспечение». Неисполнение требований может грозить этой фирме попаданием в Реестр неблагонадежных поставщиков (РНП).

Следует отметить еще следующий нюанс, который оговаривается в статье 96. А что, если речь идет о закупке для субъектов малых и средних предприятий или же, к примеру, социально-ориентированных некоммерческих организаций? По статье 96-й эти организации полностью освобождены от обеспечения, предусмотренных в рамках борьбы с демпингом. В этих случаях добросовестность организации подтверждается информацией из реестра контрактов, заключенных фирмой-поставщиком.

А что с 223-ФЗ?

В этом законе не имеется прямых упоминаний мер, направленных против демпинга. Заказчик может разработать свои локальные требования по закупкам, руководствуясь основными положения 44-ФЗ.

ВАЖНО: В случае закупок по 223-ФЗ важно подробно отразить, в каких именно случаях и как именно будут использоваться антидемпинговые меры.

Демпинг по 223-ФЗ – это целенаправленное снижение цены в целях устранения конкурентов. Стоимость должна быть ниже рыночной, а иногда и меньше себестоимости. При этом прописывать антидемпинговые меры можно без ограничений – главное, чтобы они защищали от недобросовестной конкуренции и соответствовали рыночным механизмам.

Коммерческие тендеры

Организаторами этого вида торгов являются коммерческие организации. Законодательство не регулирует такие тендеры – компания, проводящая тендер, сама устанавливает процедуры. Кроме того, в отличие от торгов, которые регулируются законами, организатор освобожден от обязанности размещать извещение о проведении закупки в Единой информационной системе.

ВАЖНО: Также следует помнить, что организатор не несет административную ответственность за нарушение при проведении торгов, если эти действия не противоречат Гражданскому кодексу РФ и закону №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Риски демпинга

У демпинга могут быть серьезные последствия.

В первую очередь могут возникнуть серьезные проблемы с предоставлением повышенного размера обеспечения исполнения контракта – ОИК, что предполагает отрыв денег из оборота и сложности с приобретением банковской гарантии.

Также фирма может получить статус уклонившегося от заключения контракта. Это непременно нанесет серьезный урон репутации участника торгов.

Меры, которые применяются для борьбы с демпингом, не позволяют недобросовестному участнику торгов избежать попадания в Реестр неблагонадежных поставщиков. Такие организации на два года лишаются права участвовать в государственных и муниципальных закупках.

Еще один риск – проблема непосредственно с исполнением контракта. Такие случаи – достаточно частое явление, и от этого, прежде всего, страдают заказчики, а также добросовестные поставщики.

Как избежать демпинга?

Одним из способов избежать искусственного занижения цены во время тендера является установление взаимодействия с заказчиком уже на этапе формирования техзадания. В техническом задании излагается потребность заказчика, а поставщик обладает необходимой компетенцией. Иногда сотрудники компании, которая проводит тендер, не обладают должным уровнем подготовки, чтобы прописать техническое задание. Тогда заказчик может обратиться к экспертам участвующих в торгах фирм. К примеру, покупателю можно оказать помощь в составлении технического описания товаров, работ, услуг с учетом потребности.

Также есть еще один инструмент. Есть возможность предоставить покупателю коммерческое предложение и при этом поучаствовать сборе информации о цене. Это предоставит возможность покупателю в процессе формирования начальной максимальной цены и выявления специфики товаров, услуг или работ. Одним из наиболее популярных методов определения НМЦК является анализ сопоставимых рыночных цен. Заказчик имеет право обратиться к участникам торгов и запросить информацию о предлагаемой цене. Это обычно делается в виде официально составленного коммерческого предложения. Участникам рекомендуется сотрудничать с покупателем, чтобы они могли оказывать влияние на формирование стоимости закупки и на характеристики закупаемых ТРУ.

Кроме того, можно воспользоваться возможностями торгов с учетом способа закупки. Так, иногда заказчик проводит тендер через электронный аукцион. Бывает, что они носят обязательный характер. В Распоряжении Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 №471-р «О перечне товаров, работ, услуг в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронном формате (электронный аукцион)» регламентированы условия проведения электронного аукциона. В электронном аукционе существует всего лишь один критерий для определения победителя. И это – минимальная цена. В таких торгах иногда принимают участие компании, которые имеют к нише весьма косвенное отношение. Участников торгов также ожидаемо много. Это приводит к существенному снижению НМЦК. Чтобы избежать такой ситуации, заказчику необходимо комплексно подойти к процедуре определения поставщика. К примеру, покупатель может усложнить процедуру и провести электронный конкурс. Тогда победитель будет определен по другим критериям. Заказчик имеет возможность помочь ему сформировать корректное техническое задание. Кроме того, запросить информацию качественных и технических свойствах товара, а также об экологических характеристиках.

Представители малого и среднего бизнеса участвуют в закупках по двум федеральным законам. Это, прежде всего, 44-ФЗ, а также 223-ФЗ. Здесь покупателю надо учитывать квоту закупок для СМП и МСП, а поставщикам обращать внимание на процедуры. К примеру, согласно 44-ФЗ, заказчики должны закупать у субъектов малого предпринимательства ТРУ в объеме не менее 15%. Существует большая вероятность, что в закупках «не для всех» не будут принимать участие представители крупного бизнеса.

Что в итоге?

Искусственное занижение цены в сфере закупок часто встречается в различных тендерах и наносит вред бизнесу. О «благородных» целях тут говорить не приходится, ведь из-за этих схем страдают как добросовестные поставщики, так и заказчики, которые зачастую не получают соответствующие товары, работы и услуги.

Государство старается жестко применять антидемпинговые меры и в соответствии с этой задачей формирует законодательную повестку. Однако и оно не всегда может решить все проблемы. Бороться с демпингом эффективно могут, прежде всего, сами заказчики и поставщики. Первые хорошо знают свою потребность, вторые являются экспертами в своей нише.

3
Начать дискуссию