Как привлечь инвестора для бизнеса?

Общаясь со многими селлерами, я слышу одну и ту же фразу: “Для роста моего бизнеса мне не хватает денег”. Действительно, не раз мне приходилось наблюдать за стагнацией потенциально успешного бизнеса просто из-за отсутствия дополнительных вложений. Единственным решением этой проблемы является привлечение инвестиций. Я уверен, что многие из вас задумывались над этим вопросом, может даже пытались совершить эти поиски, но скорее всего они не увенчались успехом (раз вы читаете эту статью). Что ж, давайте разбираться, что вы делали не так и как повысить вероятность успеха!

Кто же такой инвестор? И как он выглядит?

Инвестором может являться любое физическое или юридическое лицо, которое дает тебе деньги на открытие или развитие бизнеса. Здесь подчеркну слово “любое”, так как инвестировать в тебя могут и твои друзья, знакомые, родители, дальние родственники и так далее. Если пойти по этой схеме, то скорее всего получить средства для бизнеса будет проще, нежели привлечение стороннего бизнесмена, с которым вы даже не знакомы. Но даже близкому кругу нужно уметь продать себя и свою идею.

У инвестора есть несколько причин работать с тобой:

  • В тебя можно вложить 1 рубль и получить 10 рублей.

Что думает инвестор: у тебя есть рентабельная, воспроизводимая и масштабируемая бизнес-модель, ты принес мне реальные просчеты будущего роста прибыли и я понимаю, что мои инвестиции окупятся в n-нное количество раз.

  • Тебе просто можно доверять.

Эта причина как будто про близкий круг, но не только с друзьями это сработает, если вы уже успешный бизнесмен, ваш потенциальный партнер ранее мог видеть вас и слышать о вашей работоспособности, а соответственно он готов отдать вам деньги просто потому, что знает и доверяет твоим знаниям, опыту и экспертности. Отсюда совет: максимально расширяйте нетворкинг всеми возможными способами.

  • К тебе можно пристроиться.

Есть достаточно большой процент инвесторов, которые хотели бы увеличить свою прибыль, открыть что-то новое и тд, но у них нет своей идеи, поэтому для него отличное решение - взять готовую идею и вложить в нее средства.

Исходя их вышесказанного ты можешь заранее определиться, какого инвестора ты ищешь, на каких условиях ты хочешь работать и какой процент вовлеченности ты ждешь от него. Рассмотрим 2 варианта:

  • Определить точный портрет инвестора и именно такого и искать, диктуя свои условия.
  • Искать разные типы инвесторов и во время переговоров подстраивать свои условия под их интересы.

В чем разница?

  • Если у тебя ранее не было опыта работы с инвестициями - не стоит сразу выстраивать четкий портрет того, с кем ты хочешь работать, как минимум потому, что ты еще новичок в этом деле и можешь просто неправильно представлять себе потенциального партнера, а как максимум: уменьшение воронки инвесторов уменьшает твои шансы на привлечение.
  • Если у тебя ранее были подобные проекты и ты уверен в себе или тебе нужен стратегический партнер (со знаниями и ресурсами), тогда круг можно сузить и искать именно того, с кем ты хочешь работать.

Как же выглядит воронка привлечения инвестора?

Да, я не ошибся, процесс привлечения инвестора - это та же продажа, только продаете вы себя и свой бизнес, поэтому здесь тоже нужно учитывать воронку конверсии:

Как привлечь инвестора для бизнеса?

Данная модель, естественно, не хрестоматийная и не стоит думать, что для всех случаев все выглядит именно так, возможно, у вас 1 контакт = 1 инвестор (тогда я пойду учиться к вам), но как основа, с которой вы можете начать свои поиски, данная воронка очень даже применима.

Как искать инвестора?

  • Ближний круг: родственники, друзья, знакомые, знакомые знакомых
  • Сообщества предпринимателей, бизнес-конференции

Составь список всех бизнес-мероприятий на месяц и посети их. Проведешь время с пользой и соберешь контакты, расширишь нетворкинг.

Задача: подготовить устную презентацию проекта на 30 секунд и закрыть встречу:

  1. подготовься и потренируйся
  2. знакомься с людьми (первые ряды)
  3. начни с вопроса: чем занимаешься, расскажи о себе (не нужно строить диалог сразу с продажи своей идеи, лучше сначала узнать, что может быть интересно инвестору и с какой стороны к нему зайти с предложением)
  • Бизнес-чаты

Задача: привлечь внимание:

  1. пиши коротко (приветствие и 2 абзаца)
  2. тизер во вложении
  3. яркая картинка
  4. 1 раз в два дня дублируй сообщение на протяжении 2 недель
  • Таргет

Задача: четко упаковать суть твоего предложения и сгенерировать заявки с таргетированной рекламы

  1. создай лендинг
  2. найди таргетолога и поставь задачу на привлечение трафика

Минусы: Стоит денег (стоимость заявки от 200р), конверсия ниже 1 %

  • Авито

Задача: создать 3 разных объявления, всегда отвечать на звонки и сразу скидывать информацию:

  1. создай 3 разных объявления - ищу инвестиции, ищу партнера, продам долю
  2. текст одинаковый, кроме заголовка и первого абзаца
  3. возьми за основу текст письма
  4. лучше купить пакет, который повышает количество просмотров.
  • Площадки для инвесторов

Существуют специальные площадки для бизнес-коммуникаций, на которых находятся люди, которые интересуются инвестированием.

Что дальше?

  • фиксируй все контакты в таблице (не нужно доверять собственной памяти, структурируй и записывай каждое действие по проработке инвестора)
  • веди воронку, следи за конверсиями на каждом этапе
  • тестируй гипотезы для улучшения конверсии (используй разные заходы к инвестору, разные стратегии и презентации)
  • дополняй свою таблицу новыми данными (контакты, комментарии - помечай каждое новое действие, чтобы не потерять горячего инвестора)
  • в статусе указывай следующий шаг
  • 1 раз в неделю напоминай о себе результатами (отчет за неделю) потенциальным инвесторам - инвестор не думает о тебе каждый свой день, поэтому лучше напоминать о себе, прикрепляя к сообщениям новые данные по рынку, проделанную работу и любые изменения, которые раскрывают тебя как работоспособного бизнесмена и целеустремленного человека, инвестору не должно казаться, что ты просто сидишь на месте и ждешь пока все начнет работать.

В привлечении инвестиций важно помнить, что деньги вкладывают в тебя! Ни в рынок, ни в маркетплейс, ни в продукт, поэтому всегда начинай с себя. Задай себе вопросы: действительно ли ты похож на человека, которому можно довериться, и хочется ли строить с тобой бизнес?

Еще больше полезной информации найдете на моем Youtube канале и в Telegram, поэтому подписывайтесь и предлагайте в комментариях темы для обсуждения.

22
Начать дискуссию