Как научить нейросети торговать на маркетплейсах и при этом не разориться

Наша история началась в середине 2020 года, когда один из нас предложил: «А давайте разработаем машинное обучение под вайлдберриз, чтобы максимально автоматизировать все процессы алгоритмами».

Мы — продуктовая команда, которая разрабатывает штуки, связанные с машинным обучением. Начав работать на маркетплейсах исключительно ради спортивного интереса, мы даже не думали о выходе на ежемесячные обороты в миллионы рублей уже через несколько месяцев.

Знакомство с Wildberries

Для начала, чтобы понять механику всего, что происходит на маркетплейсах, мы закупились постельным бельём на 100 000 рублей, и в течение двух месяцев наблюдали за процессами продажи нашего товара. Увидев, что даже случайный товар с «Садовода» можно сливать с определённой динамикой, решили уже серьезней заняться этой темой и подключить к процессу инвестора, так как сумма будущих вложений была — на тот момент — для нас неподъемной. Инвестора нашли среди знакомых и дали ему долю в 30%.

Далее мы свели показатели в одну таблицу и провели анализ результатов. На основе полученных данных перешли к планированию и разработали для себя стратегию развития: просчитали экономику, прописали все процессы и путь из точки «А» в точку «Б», составили план продаж, распределили роли каждого участника.

Очень важно в начале любого бизнеса уделять внимание планированию и прописывать стратегию развития. Так вы сможете избежать серьёзных ошибок и будете знать, в каком направлении двигаться дальше. Многие начинающие предприниматели игнорируют этот момент, ошибочно считая, что для торговли на маркетплейсах достаточно купить товар, накрутить ценник и получить прибыль. В итоге столь хаотичные и не поддающиеся никакой логике действия будет сложно проанализировать и сделать из этого необходимые выводы. Результат такого безответственного подхода к бизнесу — убытки, кассовые разрывы и банкротства.

Следующим шагом стало формирование команды, которая должна была помочь выйти на маркетплейсы. Последовал месяц, за который мы провели порядка 30 собеседований. Результат этой кропотливой работы — сформированная команда из 6 человек:

  • Китаист — специалист по работе с Китаем — 100 000 руб/мес
  • Менеджер по продажам на маркетплейсах — 130 000 руб/мес
  • Аналитик по закупкам — 130 000 руб/мес
  • Руководитель склада — 100 000 руб/мес
  • 4 упаковщика — 200 000 руб/мес (по 50 000 каждый)

Подготовительные работы

Подготовившись к старту, мы сформировали первый заказ и отправили 3 000 000 рублей в Китай — товар повезли через карго. Чтобы зря не терять время, в ожидании доставки, приступили к составлению описания товара для карточек, а также написанию контента для соцсетей и рекламных кампаний.

Здесь хочется отметить один важный момент

Мы заранее арендовали склад и офис, так как подвернулось очень выгодное предложение, которое нельзя было упускать. Команду, как писали выше, набирали тоже заранее, и выплачивали зарплату — люди нам были необходимы, так как основная работа не позволила бы делать всё самим. Данные расходы мы включили в нашу финансовую модель и понимали, что пока нам нечем будет торговать на маркетплейсе, всё это придётся оплачивать. Именно в этом моменте многие ошибаются — заранее арендуют склад и офис, не думая о том, что эти расходы придётся потом включать в себестоимость первой партии товара. Тогда все расчёты «пойдут по швам», и перед предпринимателем возникнет дилемма — сделать высокую наценку на товар или поставить конкурентоспособную цену. В первом случае придется ждать, пока товар кто-то купит, из-за чего процесс возврата инвестиций будет надолго заморожен. Во втором же придется вовсе работать в ноль или нести убытки.

Рекомендация: Не стоит спешить с созданием дополнительных статей расходов

К нашему удивлению, товар приехал без задержек к середине декабря, и мы приступили к упаковке. Чтобы ускориться, сами подключились к этому процессу. И вот настал долгожданный момент, когда всё было готово к первой отправке товара на склад вайлдберриз в Коледино, но нас ждало разочарование, которое обошлось нам в приличную сумму непредвиденных расходов. Оказалось, что вайлдберриз до 10 января ограничил поставки тем, у кого еженедельный оборот был меньше 100 000 рублей. Потеряли ещё месяц.

Старт продаж на Wildberries

Настало 10 января. Мы отгрузились и начали выкупать товар. В тот момент ещё не было алгоритмов вайлдберриз, которые банили отзывы. Поэтому буквально за неделю мы залетели в топ-5 по каждой из наших категорий, оставив по 30–40 отзывов на товары. В какие-то из дней с ПВЗ нам отгружали товары коробками, а другие клиенты жаловались, что мы занимаем очередь с выкупами на 3 часа в день.

Продажи уверенно пошли вверх

Дальше нас ждал ещё один неприятный момент, который напомнил нам одну народную мудрость — доверяй, но проверяй. Оказалось, что наш аналитик не включил в экономические расчёты затраты на логистику до покупателя — вайлдберриз берёт за это дополнительную плату, отдельно от комиссии за каждый проданный товар. Наша юнит-экономика по некоторым товарам стала уже не такой привлекательной.

Ок, решили слить неприбыльный товар ещё быстрее, чтобы вытащить из него хоть какие-то деньги и сконцентрироваться на прибыльном. Пока концентрировались, товар неожиданно закончился и случился жесточайший товарный разрыв. Произошло это потому, что складской учёт мы вели в Гугл-табличках и, естественно, запутались. Перешли на МойСклад, которым до сих пор пользуемся и считаем, что он — с нужными расширениями — вполне удовлетворяет нашим потребностям. Ещё одной проблемой было то, что закупили товара всего на 3 месяца, а с непредсказуемой логистикой этого оказалось недостаточно. Отныне закупаемся на большее количество времени.

Результаты и выводы

За месяц на этой партии мы получили оборот в 3 000 000 рублей, с чистой прибылью всего в 500 000:

  • 1 340 000 — Дозакуп
  • 660 000 — ФОТ
  • 210 000 — Налоги
  • 290 000 — Склад + Офис + прочие расходы

В итоге пока ждали прибытие второй партии, опять 2 месяца платили зарплату и аренду, а потом снова тратили деньги на выкупы.

Чтобы выбраться из неприятного положения, решили расширять ассортимент и поменять алгоритм отбора товаров. Тут уже внедрили наши программистские навыки — подцепились через API к аналитическим инструментам и натыкали 20 условий — по типу минимальной цены продажи, ССП и других, которые позволили сузить количество потенциальных товаров с 20 млн. до 150 штук. Отдали Китаисту на просчёт — заказали из них 30.

Ещё отказались от карго, потому что для дешёвых товаров народного потребления оно выходило слишком дорогим. Решили везти с таможенными документами и белой растаможкой, потому что у нас в команде есть логист с 10-летним опытом работы в этом направлении. Благодаря ему удалось снизить затраты в среднем порядка 15% на артикул.

На второй партии получили тот же оборот — 3 000 000 рублей в месяц, но уже с чистой прибылью почти в 800 000 с учетом затрат на команду.

Вторая закупка оказалась куда удачнее первой. У нас появилась правильная юнит-экономика, на основе которой мы теперь отбираем за неделю по 50–60 высокомаржинальных товаров — практически без человеческого вмешательства. Всё это стало возможным благодаря нашим улучшенным алгоритмам.

Переход к продукту и монетизация

Отбор товара таким алгоритмом занимал много ручного времени для отсеивания неподходящих товаров, поэтому мы пошли дальше и внедрили машинное обучение. В итоге ускорили процесс отбора в несколько раз и сейчас он включает в себя:

  • Несколько алгоритмов ранжирования
  • Сбор признаков товаров с 5 источников
  • Оценку габаритов товара по картинкам
  • Парсинг китайских маркетплейсов 1688 и TaoBao
  • Сравнение фотографий с русских и китайских маркетплейсов
  • Сравнение описаний на русском и китайском языке

Это позволяет с приемлемой первичной погрешностью прикинуть, какие товары стоит отдавать на просчет китаисту, а какие нет. Сейчас отбор 500 подходящих товаров занимает около 1-3 дней без аналитика по закупкам, потому что большую часть его функций мы автоматизировали, а остаток переложили на менеджера по продажам.

Когда у нас появилось более-менее целостное понимание происходящего, мы решили, что наши гипотезы успешно прошли валидацию и можно оборачивать это в продукт для селлеров российских маркетплейсов. Мы можем делать полный цикл услуги, начиная от отбора и закупки самого товара и заканчивая доставкой до российского склада заказчика со всей сертификацией. А наши нейросети — ключевое отличительное свойство нашей команды — позволяют отбирать высокомаржинальные продукты с минимальным количеством временных затрат.

Подробнее про то, как улучшить товарные карточки и увеличить конверсию покупок — читайте в следующей статье.

1313
36 комментариев

Аналитик по закупкам — 130 000 руб/мес

Если у Вас "искусственный интеллект" товары подбирал, какова роль данного персонажа?

Без ссылки на поставщика на ВБ выглядит как очередная инфоцыганская сказка)

14
Ответить

Мне еще понравился менеджер по продажам который не знал что вб за логистику берет и это порой больше комиссионных.

14
Ответить

На сколько я понял аналитик был еще до старта проекта,подбирать товары ИИ начал чуть позже

3
Ответить

Почему инфоциганская сказка:
"Перешли на МойСклад, которым до сих пор пользуемся.."как нативочка от МС же.

2
Ответить

Прилагает ссылку из ЛК в качестве оправдания за то, что не пруфанули свои слова.
Ниже в комментариях есть ссылка на наш тг канал, в котором ещё больше информации о нас.

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Сейчас так работает автоматизированный e-commerce. Этому можно посвятить отдельный пост, но не на нашем канале

1
Ответить