Юнит-экономика для маркетплейсов: как грамотно делать расчёты и не запутаться в цифрах

Юнит-экономика — оценка прибыльности одной единицы или юнита. Это поступление денег от одного юнита минус расходы на то, чтобы это событие свершилось. В качестве юнита выступает продукт, пользователь или клиент. Когда вы знаете, сколько приносит один юнит и сколько вы на него тратите, можно принимать ключевые для бизнеса решения.

В этой статье подробно — с расходами и показателями — расскажем о том, как мы проводим отбор и предварительный просчет товаров. Также разберемся, почему товар, у которого при продаже может быть 3 цены сверху, не всегда прибыльный.

Сразу предупреждаю — будет много цифр и таблиц, но они доступно объяснены и дадут понимание, как считать полную юнит-экономику для маркетплейсов.

Расходы на закупку и доставку товара

Перед тем как приобретать товар в Китае, определитесь с первоначальными расходами. Уже на этом этапе можно просчитать, насколько будет экономически выгодно закупать этот товар в Китае.

Первые расходы, которые учитываются при закупке товаров из Китая:

  • Стоимость товара
  • Таможенные пошлины
  • Стоимость логистики

Дополнительно могут возникнуть расходы на услуги посредника, который будет выкупать товар в Китае. В его обязанности также могут входить: контроль за изготовлением товара на фабрике или заводе, проверка товара на наличие брака и целостности партии перед отправкой, контроль за упаковкой и отправкой товара. Стоимость услуг таких посредников и условия сотрудничества отличаются. Одни берут фиксированные 10% вне зависимости от суммы заказа, другие смотрят именно на сумму заказа и берут от нее от 1% до 15%. У нас таких расходов нет, так как в штате есть сотрудник, который работает напрямую с Китаем. Но для многих эта статья расходов может быть в списке обязательных.

Также в самом начале учитывайте налог, который заплатите у себя в стране с каждой проданной единицы товара.

Напомню, что мы почти не используем услуги карго, поэтому при ввозе «в белую» появляется ещё один платёж в виде таможенной пошлины. Мы перепробовали разные каналы логистики: одно время возили контейнеры через Забайкальск, потом ушли на сборные грузы через Уссурийск. Но в итоге сроки везде стали ухудшаться, а цена выросла до 1,95$ за килограмм (1,25$/кг за машину до Уссурийска + 0,7$/кг за поезд до Москвы).

Остановились на перевозке контейнером по следующей схеме:

  1. Товары собираются на складе в китайском городе Иу. Их упаковывают в контейнер, который затем отправляется в порт Нингбо
  2. Оттуда на корабле груз идёт до Владивостока, где проходит растаможивание
  3. После этого контейнер едет по ЖД до Москвы

Цикл доставки за 80-кубовый контейнер обходится нам примерно в 17000$, что при пересчёте на килограммы выходит 1,2$/кг. По времени получаем около 45–50 дней от Китая до Москвы.

Юнит-экономика для маркетплейсов: как грамотно делать расчёты и не запутаться в цифрах

Таможенные платежи считает наш логист. Для этого необходимо знать HS Code, от которого дальше идут все расчёты

Юнит-экономика для маркетплейсов: как грамотно делать расчёты и не запутаться в цифрах

Расходы на реализацию товара

До начала реализации товаров на вайлдберриз учтите расходы, с которыми вы можете столкнуться:

  • Индивидуальная упаковка
  • Коробка
  • Отправка товара до склада Вайлдберриз
  • Контент
  • Стоимость склада
  • Стоимость хранения товара на складе Вайлдберриз — считается за единицу товара в день
  • Средняя стоимость упаковки одной единицы товара упаковщиком

Наши усреднённые показатели за полгода:

  • 19 рублей — работа упаковщиков + аренда склада + паллеты
  • 5,4 рубля — средняя цена пакета для товара
  • 2,7 рубля — средняя стоимость отправки одного товара до Вайлдберриз

Посчитали мы это следующим образом — вытащили все расходы из нашей финансовой отчётности по следующим статьям: зарплата упаковщиков, упаковка, доставка до Вайлдберриз.

Посмотрели по нашим ИП количество доставленных товаров за определенный промежуток времени и поделили суммы на эти 3 числа. Тут упаковка и доставка до Вайлдберриз примерные, так как мы используем их для первичной прикидки — подходит нам потенциально товар или нет. Когда перед приездом основной партии мы получаем образцы, то уже пересчитываем их более точно. Чуть позже расскажу, как мы это делаем.

Я уверен, что вы отметили то, что в юнит-экономику мы не заложили ФОТ (фонд оплаты труда) офисной команды. Суть в том, что для обработки 100 артикулов и 400 артикулов команда менеджеров и китаистов нужна одинаковая, а вот команда склада увеличивается, но стоимость упаковки одной единицы товара будет такой же. Поэтому ФОТ офисной команды не влияет на отбор товара.

  • Комиссия Вайлдберриз
  • Логистика для клиентов Вайлдберриз (из-за которой на первой партии мы чуть не улетели в трубу)

Их тоже добавляем в таблицу к себестоимости по каждому товару.

Далее пересчитываем стоимость упаковки на каждый товар (у нас цену даёт складской менеджер, когда к нему приезжают образцы), а также пересчитываем стоимость доставки до Вайлдберриз, так как у нас есть все показатели:

  • В газель влезает 8 паллет
  • На каждый паллет влезает 8 коробок
  • В каждой коробке помещается 100 единиц этого товара (для примера взяли 100, может быть другое количество)

Тогда стоимость доставки одного товара получается:

10 000 рублей (стоимость газели) ÷ (8 паллет × 8 коробок × 100 единиц) = 1,56 рубля.

Плюс мы используем лайфхак для ускорения приёмки — это стоит 50 рублей на коробку. Отсюда получаем ещё одно число: 50 ÷ 100 = 0,2 рубля на единицу товара.

Итого получается: 1,56 + 0,2 = 1,76 рубля на единицу товара — доставка до склада Вайлдберриз.

Этот показатель записываем в себестоимость товара. Тогда таблица принимает финальный вид:

Юнит-экономика для маркетплейсов: как грамотно делать расчёты и не запутаться в цифрах
Юнит-экономика для маркетплейсов: как грамотно делать расчёты и не запутаться в цифрах
Юнит-экономика для маркетплейсов: как грамотно делать расчёты и не запутаться в цифрах

Основные показатели и финальные расчёты

Наверное, вы заметили, что в расчётах мы не учитываем возвраты и двойную логистику. Дело в том, что возвратов у нас ~1%, поэтому этим показателем в себестоимости мы решили пренебречь. Но если вы хотите учитывать его в расчетах, для этого берите средний показатель по возвратам — 5-10%. Также учитывайте, что у каждой категории товаров свой процент возвратов: например, для одежды и обуви он самый высокий и достигает 50-60%.

Теперь у нас есть финальная себестоимость наших товаров перед продажей. Помимо этого показателя данные расчёты дают возможность понять, что и как можно оптимизировать: учтены все виды расходов, которые можно менять и смотреть влияние каждого из них на конечную себестоимость.

Например, мы изначально думали, что габаритные товары, которые помещаются по 20–30 штук в коробку, имеют высокую себестоимость из-за доставки до Вайлдберриз. Но выяснилось, что этот показатель слабо влияет на что-либо.

Чтобы узнать сумму заработанных с продаж денег, надо понять за какую цену вы будете продавать товар. Для этого ориентира мы берем цену конкурента, на которого собираемся равняться, и умножаем ее на 80%. По нашему опыту это вполне нормальный процент для демпинга и первичного выхода на рынок.

Теперь считаем следующие 2 показателя:

  • Маржинальность = Чистая прибыль / Цена продажи
  • Наценка = Чистая прибыль / Себестоимость

Сейчас расскажу, зачем каждый из них нужен.

Нашей ошибкой в просчётах первой партии было то, что мы ориентировались лишь на наценку. Поэтому у нас появился товар, который чуть было не стал для нас убыточным.

Разберем этот случай на конкретном примере — расширитель для бюстгальтера. Себестоимость — 10 рублей, продажа — 85 рублей.

Первоначальные расчёты:

85 × 88% – 40 – 7% × 85 = 28,85 рублей — сумма к перечислению за продажу товара по цене 85 рублей, где:

  • 85 — цена продажи товара в рублях;
  • 88% — сколько после вычета комиссии ВБ (12%) к нам на счет приходит за товар;
  • 40 — стоимость в рублях логистики товара до покупателя ВБ;
  • 7% — налоги.

Чистая прибыль: 28,85 – 10 = 18,85 рубля

Маржинальность: 18,85 ÷ 85 = 0,22

Наценка: 18,85 ÷ 10 = 1,8

Из этого расчета мы видим, что у товара хорошая наценка и почти 2 цены сверху. Но неожиданно (даже обязательно, мы же на ВБ) в нас прилетает, например, 2 акции подряд, которые вынуждают снизить цену на ~15%.

После такого «сюрприза» требуется новый расчёт:

85 × 85% × 88% – 40 – 7% × 85 × 85% = 18,52 рубля — сумма к перечислению за продажу товара со скидкой 15%, где:

  • 85 — цена продажи товара;
  • 85% — снижение цены на 15%;
  • 88% — после вычета комиссии ВБ;
  • 40 — логистика;
  • 7% — налоги.

Чистая прибыль: 18,52 – 10 = 8,52 рубля

Маржинальность: 8,52 ÷ 72,25 = 0,11

Наценка: 8,52 ÷ 10 = 0,85

Чувствуете, как начало «пахнуть» убыточным товаром? Если понизить цену ещё на 10%, то товар уйдёт в минус, даже несмотря на то, что по нему хороший показатель наценки. Для того чтобы исключать такие товары на этапе рассмотрения — что продавать на Вайлдберриз — мы используем показатель маржинальности. Он напрямую показывает, как будет меняться чистая прибыль при акциях. Поэтому мы не закупаем товары, у которых маржинальность меньше 0,3% (при показателе цены, равной 80 процентам от конкурента).

Это позволяет нам демпинговать ценой до 50% — иногда без продажи товаров в минус. Также к этим двум факторам стоит добавить, что товары, у которых просчётная наценка ниже 2%, мы тоже не берём. Так как процесс отбора товара у нас происходит нейросетями, то мы можем позволить себе такую роскошь.

2121
15 комментариев

%% в расчетах какие-то странные: 8,52 ÷ 72,25 = 0,11%
Либо "0," надо убрать, либо знак процента.

2
Ответить

Да, вы правы. Отредактировали статью, теперь вроде без недоразумений :)

2
Ответить

Вы хотя бы проценты научиться получать, счетоводы.
0,85% они получили ))))

Про правило скобок в мат выражениях уже не говорю - 4 класс вы точно прогуливали

2
Ответить

И счетоводы ошибаются) Спасибо! Отредактировали, проценты убрали

А что не так с правилом скобок? Пересчитали, все расчеты все еще верны, да и 4 класс мы не прогуливали

Ответить

📌 Для интересующихся WB напоминаем ссылку на субботний бесплатный вебинар от нас: https://t.me/+FBTMxS4IMH84Yjky

2
Ответить

Маржинальность = Чистая прибыль / Цена продажиНаценка = Чистая прибыль / СебестоимостьМаржинальность: 18,85 ÷ 85 = 0,22%

Есть проблема в определениях и %

1
Ответить

Проценты уже пофиксили, мерси :)

Проблемы в определениях не видим, многие так же считают эти показатели. А как вы определяете эти два термина?

Ответить