Глава «Яндекс.Маркета» рассказал о будущем площадок компании, конкуренции с Mail.Ru Group и планах доставлять алкоголь

Главное из интервью Максима Гришакова газете «Коммерсантъ».

О развитии «Беру» и судьбе «Яндекс.Маркета»

Цель компании — сделать из «Беру» лидера на рынке электронной коммерции с широкой сетью доставки и интеграцией в экосистему «Яндекса» и «Сбербанка». Партнёры ожидают, что маркетплейс станет единственным интернет-магазином, в который люди будут приходить за покупками, в том числе из «Яндекс.Маркета».

У нас есть площадка для сравнения цен и выбора товаров «Яндекс.Маркет». Туда приходят примерно 3 млн человек в день, чтобы найти и сравнить товары, почитать отзывы. У нас подключено больше 20 тысяч магазинов. Товаров на площадке более 160 млн.

Это очень прибыльный проект, но, возможно, на каком-то этапе люди все равно выберут какой-то один онлайн-магазин и будут туда ходить. Поэтому мы решили построить свой маркетплейс «Беру», где можно найти товар и купить. Ему пять месяцев, и мы только что вышли из бета-тестирования.

Во время тестирования мы проверяли качество сервиса, чтобы покупатели получали заказы вовремя, когда мы обещаем. Сейчас «Беру» вышел на хорошие показатели, которые дают нам возможность начать масштабную рекламную кампанию.

У «Беру» большие планы. Планируем развивать логистическую инфраструктуру. Нам приходится инвестировать в неё агрессивнее других, потому что нужен масштаб. Сейчас каждый заказ обходится гораздо дороже, чем если бы мы были в десять раз больше. Мы хотим, чтобы наши сервисы были связаны с экосистемами акционеров нашего совместного предприятия.

Максим Гришаков, гендиректор компании «Яндекс.Маркет»

В ближайшие несколько лет «Яндекс.Маркет» и «Беру» продолжат развиваться отдельно друг от друга, но Гришаков допустил возможность их слияния в будущем.

В будущем возможны разные сценарии. Что будет через пять-шесть лет, не знаем. Сейчас обе модели растут и развиваются, не противоречат друг другу. А сольются ли под какой-то один зонтик через какое-то время, наверное, шанс есть. Может быть, это случится, будем смотреть на то, что для бизнеса на том этапе будет важно.

О конкуренции с Alibaba и Mail.Ru Group

Гендиректор «Яндекс.Маркет» приветствует создание таких партнёрств, как у Mail.Ru Group с Alibaba Group. Гришаков уверен, что большое количество крупных игроков с высоким качеством товаров и обслуживания способствует росту доли онлайн-торговли в России, и каждому хватит места на рынке.

Такого плана сделки я очень приветствую. Объясню почему. В России доля электронной коммерции от всех розничных продаж составляет 3–5%. Консенсусное значение за прошлый год — 4%. Это очень мало. В Китае — около 20%, в Северной Америке — где-то 10%, в Великобритании — 15%, в целом Россия находится в хвосте. С чем это связано? Множество барьеров. Люди не доверяют, потому что много некачественных интернет-магазинов. Также нет инфраструктуры, которая будет помогать товар держать рядом с покупателем, чтобы его быстро доставить.

Чем больше будет сильных игроков, чем больше денег будет инвестироваться в качество, доставку, тем быстрее доля электронной коммерции в России будет расти. И вот когда она достигнет 15–20%, поверьте, всем хватит места. Если бы рынок был развитый и не рос на 20–30% в год, там бы все толкались, боролись за это место и лидерство. А сейчас просто надо расширять поле для игры, и там топ-три или топ-пять игроков будут прекрасно себя чувствовать. Это позволит работать над качеством сервиса, конкурировать по ценам.

Кроме того, Mail.Ru Group и Alibaba ещё предстоит «разобраться и понять», как они будут работать, добавил Гришаков. «Когда будет чёткое понимание, будем нашу реакцию на это формулировать», — заключил он.

О торговле алкоголем в интернете

Гендиректор «Яндекс.Маркета» поддерживает легализацию продажи алкоголя в интернете. Эту инициативу сейчас обсуждает Евразийская экономическая комиссия, в которую входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. Но компания не хотела бы «просто» продавать алкоголь, отмечает Гришаков.

В онлайн-продажах алкоголя могут быть интересные истории, например, с вином. Можно делать уникальные вещи на основе алгоритмов. Предположим, раз в месяц я заказываю упаковку вина, из них половину бутылок я сам выбрал, а вторую половину мне добавил робот — какие-то новые вина, подобранные на основе того, что я люблю. Мы с нашими технологиями можем это делать.

Просто продавать крепкий алкоголь — это, наверное, не очень правильно. Хотя все знают, что магазины, которые теряют лицензию на алкоголь, долго не живут, потому что алкоголь составляет значительную часть от оборота любого офлайн-ритейла.

В начале 2000-х онлайн-торговля развивалась за счет электроники и книг, дисков, но тогда никто не верил, что можно покупать в онлайне одежду. Последние семь лет именно одежда помогала расти электронной коммерции. На следующем этапе — пять-семь лет по нашим ожиданиям — драйвером будут продукты питания и FMCG. Надо инвестировать в этот сегмент.

О способах доставки

«Яндекс.Маркет» пока не планирует создавать собственную курьерскую службу, а пользуется услугами других фирм. Вместо этого компания намерена сфокусироваться на доставке в постаматы и пункты выдачи — на них приходится почти половина всех заказов «Беру».

Если говорить про инвестиции в службу доставки, то планов по созданию собственных курьерских служб у нас пока нет. Может быть, мы к этому придем, но кажется, что на рынке представлено большое количество компаний, которые это делают очень неплохо. Точно не будем делать магистральную доставку.

А вот на постаматы будем смотреть. Это тема интересная, технологичная и набирает все большие обороты. У «Беру» почти половина заказов приходит именно в пункты выдачи и постаматы. Сейчас их в Москве, по-моему, уже больше трёх тысяч. И это удобно. Потому что курьер, в какой бы он ни был курьерской компании, может приехать не вовремя, особенно в мегаполисе. А если у тебя есть недалеко от дома постамат, ты можешь получить товар, когда тебе удобно.

Вскоре у «Беру» появятся постаматы в «Сбербанке». От этого выиграют обе стороны, считает Гришаков.

Будем тестировать не пункты выдачи, а постаматы. У «Сбербанка» более 14 тысяч отделений, в целом это очень хорошие локации, обычно в проходных местах. Для «Сбербанка» это тоже польза, так как приводит дополнительный трафик в банк.

На что пойдут инвестиции «Сбербанка»

«Сбербанк» инвестировал в совместное предприятие на базе «Яндекс.Маркета» 30 млрд рублей. По словам Гришакова, компания пока не использовала эти деньги.

Полученные 30 млрд рублей мы будем инвестировать в том числе в логистическую структуру, качество сервиса, улучшение технологий, привлечение покупателей и маркетинг. Безусловно, любые бренды надо рекламировать и поддерживать, без этого просто никуда не деться.

Серьёзных инвестиций пока не делали, но скоро начнём. Уже стартовала федеральная рекламная кампания, например. Очевидно, и мы это не скрываем, что «Беру» будет инвестиционным проектом какое-то время, потому что невозможно без масштаба конкурировать и расти быстрее, чем большие компании.

Также мы планируем открытие новых категорий. Начинаем пока с категорий частотных и оборачиваемых. Наша исторически сильная категория — электроника и бытовая техника. Но есть ещё автозапчасти, одежда, продукты питания, алкоголь — когда разрешат, об этом будем думать.

8 комментариев

До Амазона им пока как моське до слона, увы...

4
Ответить

Не понимаю отличия «Беру» от «Я.Маркета». И там и там продавцы сторонние на площадках.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Зашёл, посмотрел, спасиба ненада)

Ответить

Склад в Санкт-Петербурге планируется?

Ответить