Умные роботы Amazon, альянс «Яндекса» и «Сбербанка», конец MediaMarkt

Главные события 2018 года, изменившие электронную коммерцию в России и мире по версии eCommerce-агентства Aero.

Работники Amazon на забастовке в Берлине Фото Maurizio Gambarini / Associated Press
Работники Amazon на забастовке в Берлине Фото Maurizio Gambarini / Associated Press

Роботы и логистика

В 2018 году Джефф Безос признан самым богатым человеком в современной истории. В это же время сотрудники Amazon регулярно бастуют из-за низкой оплаты и плохих условий труда. Поэтому компания стремится внедрять в свою работу роботов — роботы не бастуют (пока что).

  • Amazon давно использует роботов для логистики, но в 2018 году компания начала заменять машинами и «белых воротничков» с шестизначными зарплатами. Алгоритмы роботов умеют предугадывать, какие товары будут популярны на маркетплейсе, и заключают сделки с нужными брендами, так что участие живых людей не требуется;
  • В прошлом январе Amazon открыл первый Amazon Go — автоматизированный магазин без продавцов и касс. За год компания открыла 9 таких магазинов в Сиэтле, Сан-Франциско и Чикаго, а к 2021 обещает запустить 3000 магазинов;
  • BingoBox, китайская сеть автоматизированных магазинов, развивает функцию self-checkout уже несколько лет. У сети больше 500 точек в Китае, Тайване, Малайзии и Южной Корее;
Так выглядят магазины BingoBox
  • Экспериментальный магазин без кассиров появился даже в Минске: в зоомагазине ZOOQI X сделать покупки можно со смартфона со скачанным приложением. Магазин открыт в районе Новая Боровая, где работает много IT-компаний, поэтому аудитория проекта — в основном разработчики.

Весь 2018 компании разных стран пытались автоматизировать логистику и решить проблему «последней мили».

  • Американская сеть супермаркетов Kroger запустила беспилотные автомобили компании Nuro для доставки продуктов в Кроксдейле, Аризона. Доставка стоит $5.95.
Беспилотник Nuro
  • JD.com запустил 20 роботов-курьеров, которые доставляют товары покупателям в радиусе 5 км от роботостанции в городе Чанша. Робот похож на небольшой автобус с тридцатью отсеками высотой в 1,7 метра. Максимальная нагрузка — 200 кг, в день робот может сделать до 2000 доставок;
  • Хотя еще в 2013 года Джефф Безос обещал наладить к нашему времени доставку дронами, Amazon всё еще далек от этого. Зато шаги в этом направлении предпринимает государство: в мае администрация Трампа утвердила трехлетнюю программу работы с техническими и авиационными компаниями. Они должны протестировать и наладить процессы беспилотной доставки дронами по США к 2021 году;
  • Исландский маркетплейс Aha запустил тестовую доставку дронами в Рейкьявике: дроны поднимают груз до 3 кг и переносят его на расстояние до 8 км. Одна доставка обходится в среднем в $7 (из них электричество стоит 25 центов) и занимает 4 минуты вместо 25 на машине. Пока все доставки прошли без сбоев и аварий;
  • «Почта России» тоже пытается стать технологичной и в марте этого года провела пробный запуск почтового дрона в Улан-Удэ. Сразу после запуска дрон за 1,2 млн рублей разбился о трехэтажку. Организаторы полета обвинили точки Wi-Fi, которые сбили дрон с курса. Справедливости ради, со второй попытки удалось обойтись без жертв.

Взлет eGrocery

Доверие к шопингу в онлайне растет, и люди привыкают покупать FMCG -товары, в частности, еду. За последние два года глобальные онлайн-продажи продуктов выросли на 15%, в России — на 40%. В 2018 году продуктовое направление развивали:

  • Wildberries, маркетплейс, который ассоциируется в основном с одеждой, запустил продажи снеков и бакалеи на платформе;
  • Ozon, который уже давно продает еду, в этом году сильно расширил ассортимент и добавил продукты категории фрэш: мясо, молоко, фрукты и овощи;
  • Маркетплейс «Беру» полноценно запустился только в октябре и почти сразу стал продавать большой ассортимент продуктов, но пока не продает скоропортящиеся продукты;
  • X5 Retail Group, открывшая два dark-stores «Перекрестка» в Москве и Петербурге — магазины без покупателей, которые работают для сборки интернет-заказов. По сути это склады, которые похожи на магазины для быстрого подбора продуктов. В компании утверждают, что московский dark-store увеличил мощность онлайн-супермаркета в 3,5 раза.

Рынок доставки готовой еды по данным NPD вырос на 19% и это не предел. 36% россиян регулярно заказывают блюда из кафе на дом.

Главным событием в 2018 году в этом сегменте стало появление сервиса «Яндекс.Еда». Он запустился 2 марта, поглотив сервис Foodfox, а затем к нему присоединилась команда закрывшегося Uber Eats. За год сервис заработал в 25 городах, подключил более семи тысяч ресторанов-партнеров, выкупил сервис по доставке фуд-конструкторов «Партия еды», открыл собственные dark kitchens и активно продвигается у блогеров.

Главная сделка года

Целый год «Сбербанк» и Alibaba Group договаривались о создании совместного предприятия, но ничего не вышло. В итоге Alibaba начал переговоры с Mail.ru Group, а «Сбербанк» пошел к «Яндексу».

В апреле «Сбербанк» и «Яндекс» закрыли сделку по созданию совместного предприятия на базе «Яндекс.Маркета». «Сбербанк»приобрел акции «Маркета» на 30 млрд руб, всё предприятие оценили в 60 млрд руб. В мае запустилась тестовая версия интернет-магазина «Беру» с ассортиментом в 25 000 видов товаров. За время тестирования площадка выполнила около 180 000 заказов. В октябре маркетплейс заработал в полноценном режиме и стал доступен для всех желающих.

В ноябре в рамках сделки в тестовом режиме запустился маркетплейс Bringly, где продаются товары поставщиков из Турции, Южной Кореи, Китая, Германии, Великобритании, Израиля и других стран. На старте на площадке продавались более 4 млн товаров. В основном платформа ориентирована на дешевые товары и пытается потеснить Aliexpress.

Цифровизация производителей

В 2018 году за онлайн-продажи взялись производители и бренды, которые поняли, что с помощью интернета можно продавать оптовым и розничным покупателям, минуя длинную цепочку посредников. Производители учатся выстраивать прямые продажи на маркетплейсах и собственных площадках.

  • FMCG-производитель Reckitt Benckiser открыл первый интернет-магазин бренда Durex в июне 2018 года. К открытию компанию подтолкнули рекордные продажи на Aliexpress: например, в 2016 году бренд Durex стал самым продаваемым на Aliexpress в День холостяка. Также в 2018 году RB запустила официальный интернет-магазин бренда бытовой химии Finish, где продает (в том числе по подписке) средства для посудомоечных машин;
  • Международный холдинг LVMH запустил в России монобрендовый интернет-магазин Louis Vuitton с доставкой по всей стране. До этого LVMH убедился в прибыльности онлайн-каналов с помощью создания мультибрендового онлайн-магазина 24 Sevres. На площадке представлены одежда и аксессуары 160 брендов. Доставка с платформы осуществляется в том числе и в Россию, занимает 3-4 дня и стоит 20 евро.

По данным исследования «Производитель - новый ритейлер» при выходе на конечного покупателя 63% производителей используют комплексную стратегию: развивают собственный интернет-магазин и в то же время продают на партнерских сайтах, 24% используют собственную площадку, 13% продаются только на маркетплейсах и партнерских сайтах. .

R.I.P.

В этом году не обошлось и без потерь.

  • В августе «Медиамаркт» объявил о ликвидации ассортимента со скидками до 70%, а соцсети наполнились видео с покупателями, сражающимися за уцененные товары. Магазины сети были проданы группе «Сафмар» Михаила Гуцериева, которой также принадлежит «М.Видео» и «Эльдорадо» — последние из крупных и известных магазинов техники в России после ухода с рынка «Медиамаркта»;
  • 25 июля закрылись мультибрендовые интернет-магазины одежды Quelle и Otto, не выдержавшие конкуренции с Lamoda и Wildberries. Компания Otto Group, владевшая двумя площадками, теперь будет развивать моноплатформы брендов Witt и Bonprix;
  • После пяти лет работы закрылся Pudra.ru, некогда крупнейший интернет-магазин косметики. В декабре магазин проводил глобальные распродажи, а пользователи жаловались на отсутствие большинства позиций в ассортименте. Сейчас на сайте написано, что он находится на реконструкции, но представители компании подтверждают прекращение работы проекта. Приложения магазина исчезли из Google Play и App Store, а соцсети больше не обновляются.

Битва за лекарства в онлайне

В России законодательно ограничена продажа в онлайне лекарств, алкоголя, ювелирных украшений и табака. Тем не менее, эти категории растут даже в условиях запретов.

  • В ноябре аптечные сети попросили Роскомнадзор заблокировать Ozon за незаконную дистанционную продажу лекарств: якобы, на сайте можно заказать доставку рецептурных лекарств на дом. Ozon удалось избежать блокировки;
  • Вслед за ним «Беру» и «Утконос» ввели функцию доставки лекарств до аптек сервиса «Здравсити», а «Яндекс.Маркет» договорился с фармакологической компанией «Протек» о совместной продаже лекарств: их можно будет забрать из точек аптечных сетей «Ригла», «Будь здоров» и «Живика».

64% покупателей готовы к лекарствам в онлайне, а продавцы уже подготовили свои площадки к изменениям в законодательстве. И, судя по всему, они не за горами: законопроект об онлайн-торговле безрецептурными лекарствами был принят в первом чтении еще в 2017 году, второе чтение весь этот год переносилось, и в итоге было назначено на январь 2019 года. Надеемся, что закон наконец будет принят, и покупать фармпрепараты станет удобнее.

Текст подготовлен eCommerce-агентством Aero.

1111
4 комментария

3-4 года и запишете в 'R.I.P' Beru (если у него не сменится целиком руководство и команда). Запомните этот твит.

2
Ответить

+
но пока Сбер их будет кормить за свои деньги - беру будет жить. Тут самая борьба начинается между goods (скорей всего этот первый откинется) и беру.

Ответить

Кажется что в ближайшие 1-3 года будет эпическая битва в сфере торговли - пирог совсем маленький стал, а ртов все больше. Крупные ИМ залезли на рынок продуктовых гигантов, думаю что ответка какая-то тоже будет...вопрос только в том у кого запас прочности больше

Ответить