Уходим в онлайн

Согласно данным исследования Data Insight, в России доля интернет-торговли в ВВП в 2018 году составила 2,5%. Вырастет ли доля онлайн-ритейла в следующем году и что будет с офлайн-торговлей? Эксперты в разных сферах делятся своими прогнозами, что же станет с российским e-commerce в новом году.

Уходим в онлайн

Леонид Рафаилов, Генеральный директор компании “AST”:

Делать конкретные прогнозы по росту онлайн-продаж - дело неблагодарное. Этот процесс напрямую связан с развитием интернет технологий и технологий в сфере телекоммуникаций. То что рост будет – это факт просто неоспоримый. То, что он будет связан именно с этим, тоже сомнению не подвергается. Но насколько он будет активным, сказать сложно. Закрытие больших торговых центров, например в Америке, происходит очень быстро. По релевантному запросу по этой теме выпадает множество ссылок на статьи, в которых представлена статистическая информация. Например, http://ibusiness.ru – дает данные о закрытии 3.5 тысячах крупных ТЦ на начало 2017 года. Даже в масштабах Америки эта цифра выглядит внушительно. Если учесть отставание в развитии ритейла в нашей стране, то что-то подобное ожидает нас в ближайшее время. Здесь, как говорится, слилось множество факторов воедино. Немаловажную роль сыграл и мировой финансовый кризис 2008-2011 годов, от последствий которого оправились еще не все страны. Он сформировал у людей привычку экономить и более внимательно относится к своим финансам и времени. В двух словах, нет смысла косвенно оплачивать стоимость аренды ТЦ и всей ее инфраструктуры – если можно не оплачивать, и просто заказать нужный товар через интернет.

Интересна и тенденция быстрого роста агрегаторов, что очень хорошо видно на примере eBay, AliExpress и Amazon.

Интернет сервисы, мобильные приложения, благодаря которым, можно совершать покупки “не выходя из дома”, точнее не выпуская из рук смартфона, будут “на коне” в ближайшее время. Причем рост и окупаемость мобильных приложений будет больше, примерно в той же пропорции, в какой потребитель больше пользуется мобильными устройствами, по доступной аналитике от Google Analytic, это 70% (мобильные устройства) и 30% (стационарные компьютеры).

К слову, в нашей стране этот рынок еще не очень занят, но с каждой секундой, именно секундой, выйти на него будет все сложней и сложней. Предсказуемо вырастет спрос на сервисы доставки. Это вот две области, которые в ближайшем будущем составят “золотое ядро” российского бизнеса по доходности в области ритейла, точнее в смежных с ним областях. Или ритейл будет позиционировать себя правильно в интернет пространстве, или проиграет. И это еще “по-серьезному” на мировых рынках не зашел разговор о big date и как следствие о “персонализации” продаж. Будем ждать внедрения этих технологий с минуту на минуту.

Наталия Пекшева, Генеральный директор компании “Цвет Диванов”:

В мебельной отрасли доля онлайн-торговли в 2018 году составила около 8 % от общего объема продаж. Все-таки, мебель для покупателя пока непривычно выбирать в интернете, особенно когда дело касается дивана. Но мы видим положительную динамику третий год подряд и прогнозируем существенный рост онлайн продаж в следующем году, доля должна подрасти до 10%.

Часто покупатели, посетив один из мебельных салонов, получив консультацию и протестировав образец, оформляют заказы через пару недель в интернет-магазине, созрев для покупки. И наоборот, изучив ассортимент в интернете, покупатель приходит в ближайший магазин для тестирования конкретной модели и оформляет заказ там.

Получается классический образец омниканальной коммуникации: и покупателю удобно, и нам выгодно.

Несмотря на стагнацию спроса, мы планируем рост и наших оффлайн продаж более, чем на 30% за счёт открытия новых магазинов и развития ассортимента.

Олег Краус, Основатель и генеральный директор “Atlas Delivery”:

Если рассматривать только внутренний рынок, доля онлайн-ритейла в России в этом году вырастет на 7-9%. Если учитывать и трансграничную торговлю, рост составит 15-20%. В целом, наш внутренний рынок онлайн-ритейла заметно отстает от темпов роста развитых стран. Это связано с ухудшением покупательской активности и падением реальных доходов населения. Кроме того, крупнейшие игроки в России не стремятся инвестировать в технологии в отличие от сопоставимых компаний в Европе, США и Азии. Российский рынок объективно слаб и инвестировать в технологии на уровне мировых лидеров сейчас слишком рискованно. Однако есть отдельные сегменты, которые растут быстрее рынка: доставка еды и онлайн-покупки товаров из Китая.

Доставка еды выросла за счет субсидирования сервиса крупными инвесторами. А в онлайн-покупки из Китая вложились китайские гиганты. В первую очередь компании субсидируют доставку товаров и вкладывают колоссальные инвестиции в маркетинг. Это позволило даже при ослаблении рубля существенно нарастить долю рынка (около 30% за 2018 год). Полагаем, что данный тренд получит своё продолжение и в 2019 году.

Андрей Мельников, Главный специалист сервиса “ТелеМед”:

В ушедшем году рынок digital health формировался в условиях очень жёсткого регулирования со стороны Правительства РФ, Минздрава и отсутствия необходимых подзаконных правовых актов. На сегодняшний день проблем в отрасли значительно больше, чем факторов, располагающих к её развитию. Основные игроки рынка уже определились и пребывают в ожидании того, что будет предложено законодателем и регуляторами в 2019 году, предпринимая попытки сегментировать рынок и ища эффективные бизнес-модели.

Внедрение медицинских услуг с применением телемедицинских технологий в существующую систему здравоохранения, лицензирование медицинских информационных систем и их интеграция с Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), внедрение цифровых технологий в лабораторные комплексы, обучение специалистов телемедицине - вот основные задачи отрасли на текущий год.

В вопросе внедрения носимых устройств дистанционного мониторинга также имеется ряд неразрешенных практических вопросов.

Таким образом, в 2019 году не стоит ждать значимых “прорывов” в сфере digital health. Все участники рынка будут заняты адаптацией своих продуктов к существующим условиям работы и подготовкой к возможному вхождению в программы ОМС. Основным драйвером освоения ниши ОМС будут федеральные медицинские центры, которые активно разрабатывают легко масштабируемые модели дистанционного взаимодействия “врач-пациент” в различных отраслях медицины.

Расширение рынка, вероятно следует ожидать в сегменте В2В. Когда компании формата “Клиника - офлайн + онлайн” будут насыщать продукты страховых компаний, дополняя их возможностями дистанционной медицинской поддержки клиентов.

Сергей Капустин, Сооснователь Акселератора онлайн-школ “ACCEL”:

По оценкам экспертов, в 2019 году российский рынок онлайн-образования вновь покажет прирост на 17-25%, а к 2021 году дорастет до 55,3 млрд рублей. Это связано, во-первых, с тем, что в российском EdTech остается много свободных ниш и открывается большой простор для развития бизнеса и реализации креативных идей. Во-вторых, в России набирает обороты идея обучения длиною в жизнь (lifelong learning), когда совершенствование профессиональных навыков, а также личное развитие воспринимается как потребность человека на протяжении всей его жизни.

Запуская бизнес в сфере онлайн-образования в России, можно выбрать практически любую нишу, даже если в ней уже есть прибыльные школы. Дело в том, что конкуренция в онлайн отличается от конкуренции в офлайне: ученики зачастую проходят несколько курсов в одной или близких по содержанию нишах, пробуя разные подходы и изучая тему с разных ракурсов.

Среди всего массива ниш онлайн-образования можно выделить те, что обладают наибольшим потенциалом роста и доходностью. В первую очередь, это обучение удаленным профессиям. Конъюнктура российского рынка труда стремительно меняется, появляются новые дистанционные профессии, а старые отмирают. Многие люди хотели бы уйти на фриланс, но пока не решаются – не хватает знаний или мотивации. Онлайн-школа может помочь им обрести и то, и другое с перспективой быстрой финансовой отдачи. Не теряют популярности онлайн-школы о спорте и здоровье: это высококонкурентная ниша, но в ней не так много качественных и, что важно, комплексных продуктов с собственной идеологией.

Хорошо работают ниши, связанные с человеческими отношениями, психологией и саморазвитием. Среди мужской аудитории останутся востребованными курсы про бизнес, инвестирование и управление, среди женской – про хобби, рукоделие, рисование. Онлайн-школы кулинарного мастерства сейчас привлекают аудиторию обоих полов, особенно те, что учат печь торты, пряники и прочие сладости. Модными становятся направления астрологии и таро: люди хотят больше знать о своей жизни, обладать более широким инструментарием для получения ответов на свои вопросы. Традиционно популярная и прибыльная ниша – иностранные языки: преподавая редкие языки вы встретите меньшую конкуренцию, но даже в случае с английским остаётся много возможностей для заработка. Дело в том, что авторские онлайн-школы ценятся за харизму эксперта, его личный бренд и оригинальность подхода. Наконец, помните, что прибыльной для вас может стать самая неожиданная ниша – главное, чтобы вы любили то, что делаете, и знали, о чём говорите.

77
4 комментария

кто эти люди?

3
Ответить

Лол

1
Ответить

Демидова и то больше знают.

Ответить

Диваны знаю!

Ответить