Как продавать товары и услуги зарубежным клиентам в условиях санкций

Если у вас есть покупатели за пределами России, то сейчас вы, как и многие предприниматели, столкнулись с ограничениями. В этом материале мы предлагаем несколько решений, как восстановить отправку товаров за рубеж и получать оплаты от иностранных клиентов бесперебойно.

Как продавать товары и услуги зарубежным клиентам в условиях санкций

Приём платежей от иностранных покупателей

Из-за отключения ряда российских банков от SWIFT и многочисленных санкций российским гражданам стало сложно получать деньги из-за границы. Особенно это коснулось бизнеса — ведь, например, индивидуальные предприниматели и юридические лица должны принимать деньги от покупателей из-за рубежа только на расчетные счета. Рассмотрим несколько способов приёма денежных средств, которые подойдут бизнесу:

  1. Перевод по банковским реквизитам

Этим способом можно получить деньги по договору практически из любой страны. Главное — найти банк, который на данный момент подключен к SWIFT и который не попал под санкции иностранных государств. Получать оплату из-за границы можно, например, на счета в «Райффайзен Банке», «Россельхозбанке» и «Газпромбанке». От предпринимателя потребуется открыть счёт, запросить реквизиты для переводов из других стран и поставить их в договор (или на сайте). Здесь важно помнить, что для оплаты счёта клиентам придётся, скорее всего, лично посещать офис своего банка и заполнять все реквизиты. Кроме того, конвертация перевода будет проходить по курсу, установленному банком. На зачисление может уходить от нескольких рабочих дней до нескольких недель. И каждый раз при поступлении средств придется готовить документы по сделке и вносить данные о платеже в системы учёта.

2. Приём оплаты через платёжный сервис Robokassa

Этот способ подойдет индивидуальным предпринимателям и всем юридическим лицам. Супер-способность Robokassa — помимо проведения платежей сервис будет бесплатно формировать чеки в полном соответствии с 54-ФЗ — они автоматически отправляются покупателям и в налоговую. Никаких доплат за кассы, фискальный накопитель и пр.

Где можно принимать онлайн-оплату:

  • На сайте — это может быть интернет-магазин на миллион товаров, или лендинг на один товар (электронный или физический товар с доставкой);
  • В Telegram-магазине RobokassaShopBot — как правило, используется для небольшого ассортимента, так как отображение большой многоуровневой витрины в Telegram-чате на телефоне не удобно покупателям;
  • Где угодно, отправляя ссылку на оплату — в мессенджере, в чате, по почте и пр.

Способы приема оплаты:

  • Платежная страница: открывается на сайте или в Telegram после корзины;
  • Платежная ссылка: продавец формирует ссылку и отправляет клиенту;
  • QR-код: платежная ссылка зашивается в код, его можно распечатать, показывать с экрана или отправлять в электронном виде.

Далее все просто. При оформлении покупки покупатель производит оплату картой иностранного банка (оплатить картой РФ, конечно, тоже можно). С баланса списывается необходимая сумма в валюте его карты и предпринимателю поступает сумма покупки в рублях, указанная в карточке товара/услуги, за вычетом комиссии сервиса Robokassa. Сроки зачисления средств продавцу — от нескольких минут.

Чтобы принимать платежи через Robokassa, достаточно заключить один договор, пройдя регистрацию в системе и приложив электронные копии учредительных документов.

3. Открытие счёта в банке за границей

Этот способ подойдёт тем, кто часто принимает оплату из-за рубежа. Чтобы принимать деньги, нужно выбрать страну, которая не попала под санкции и в которой нерезидент может открыть бизнес или хотя бы счет в банке. Например, это может быть Казахстан. Предпринимателю понадобится изучить местное законодательство и зарегистрировать подходящую форму бизнеса, затем открыть счёт в местном банке и использовать его для приёма платежей. Деньги со счёта в зарубежном банке можно будет переводить на счёт в России. Конвертация будет проходить по курсу банков, а сама операция может занять несколько недель.

4. Криптовалюта

В соответствии с российским законодательством, зарегистрировать криптокошелек на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо нельзя. Но существует вариант, который позволяет бизнесу законно использовать криптовалюту для приема оплаты — прием платежей через крипто-процессинговый центр. Такой центр выступает посредником: принимает деньги у покупателя и передает их вам в криптовалюте, рублях или долларах. В России работает несколько центров: Triple A, Bitpay, Coinbase Commerce и другие. Предпринимателю нужно будет заключить договор обслуживания, прописать согласие покупателей на оплату криптовалютой в своей оферте и принимать деньги на корпоративный расчётный счёт.

Деньги на счет из центра обычно доходят в течение нескольких рабочих дней. Конвертация проходит по курсу биржи, с которой работает центр, на момент оплаты — поэтому вы не потеряете на разнице курсов валют.

Отправка товаров за границу

С приемом платежей разобрались. Однако, трансграничная торговля - это не только товар и его оплата. Еще надо доставить товар быстро и, желательно, дешево. Международная доставка зависит от множества факторов, и если их упустить, можно ввести покупателя в заблуждение. Поэтому при отправке товаров за рубеж нужно быть максимально внимательным. Ниже рассмотрим основные нюансы.

Для многих покупателей стоимость доставки — решающий фактор при выборе продавца. Если вы можете сделать её бесплатной для клиента (то есть включить в стоимость товара), не пренебрегайте этим. Но в случае отправки за рубеж сделать точный расчёт на этапе формирования цены практически невозможно. Ведь если для российских клиентов с этим все более или менее ясно, то просчитать время и затраты на пересылку в разные страны - сложная задача. Какие факторы здесь нужно учесть?

  • Ограничения по экспортируемым/импортируемым товарам. Не все товары можно отправлять за рубеж почтой. Например, запрет действует на весь алкоголь, включая пиво, табачные изделия, оружие и его составные части, яды, опасные отходы. Кроме того, в стране отправления могут существовать свои внутренние ограничения на импорт каких-либо категорий товаров, либо дополнительные пошлины.
  • Заполнение таможенной декларации. Здесь важно вносить все данные на английском языке, указать адрес возврата, совпадающий с вашим юридическим адресом из ЕГРЮЛ или ЕГРИП и правильно выбрать категорию отправления. Не стоит выбирать категорию «Подарок», если отправляете товар от юрлица другому юрлицу — таможни многих стран считают это способом уклониться от обязательных платежей и задерживают такие посылки до тех пор, пока отправитель не предоставит дополнительные документы. Категория «Коммерческий образец» подходит, если вы отправляете образцы продукции для маркетингового изучения и продвижения, тестирования, сертификации или участия в выставках, а также для отправки корпоративных подарков. Приложите сопроводительное письмо на английском, поясняющее цель отправки. При выборе категории «Продажа товара» нужно будет приложить счет, подтверждающий, что получатель купил этот товар на ту сумму, которая указана в декларации.
  • Выбор логистической компании для доставки груза:

- DHL Express ставит в приоритет срочную доставку при отправке товаров - в том числе и за рубеж (не включённых в списки для запрета или ограничений на вывоз/ввоз, в зависимости от страны отправления). Сервис отличается гибкостью ценовой политики - к примеру, доставка будет на 20% дешевле, если вы работаете на УСН. А если вы - клиент платежного сервиса Robokassa, DHL Express предложит вам дополнительную скидку и специальные условия работы.

- Одним из главных логистических операторов при отправке посылок является “Почта России”. Учитывая сложную международную ситуацию, почтовые отправления в этом случае не всегда могут доходить до конечного адресата. Зато тарифы на отправления отличаются доступностью.

- “Деловые линии” предлагают ограниченные варианты по доставке за рубеж с индивидуальным расчётом.

- Pony Express принимают к отправке за рубеж широкий список товаров в соответствии с законодательством с обязательным заключением договора на обслуживание.

Выводы

Какой бы сложной ни казалась ситуация, всегда будут различные варианты развития бизнеса. Здесь необходимо внимательно подойти к решению для каждой конкретной задачи: где-то важно создать комфортные условия для проведения платежа, а где-то есть возможность передать посылку с оказией (и это будет дешевле и надёжнее, чем с логистическим оператором). Самое важное - соблюдать действующее законодательство и условия договора с покупателем.

33
Начать дискуссию