реклама
разместить

Зачем ритейлеры запускают магазины без кассиров

Зачем ритейлеры запускают магазины без кассиров

В последние несколько лет ритейлеры тестируют модель магазина без кассиров, где все рутинные операции автоматизированы: товары сами сканируются (например, когда кладешь их в тележку), а деньги списываются с карты.

Это красивая идея, стремясь к которой мы получаем очередное делегирование задач от продавца к покупателю, а не новый уровень сервиса. И это ок.

Автоматизированные магазины — это PR-проекты

Вряд ли какой-нибудь крупный ритейлер верит в то, что в ближайшем будущем его магазины полностью автоматизируются. Для этого нужно выполнить несколько условий:

  • Каждая единица товара должна быть снабжена меткой, на которую среагирует сканер.
  • Только безналичная оплата.
  • Продвинутая аудитория, которая не будет жульничать.

Крупные ритейлеры, которые продают и внутри Бульварного кольца, и в условном поселке Адуево, этим требованиям не соответствует. Да и зачем ходить в магазин, где нет консультантов, а все процессы автоматизированы? Проще заказать в интернете. Реализованные кейсы магазинов будущего — это скорее тестирование технологий и PR-проекты.

И тестируют в основном кассы.

Касса — это атавизм

Касса нужна для того, чтобы справиться со складским и налоговым учетом, а потом выставить покупателю правильный счет. Клиент вынужден участвовать во внутренних процессах ритейлера, что интуитивно кажется не самым лучшим способом организовать процессы.

От касс прямо хочется избавиться. Из-за них возникают очереди, их нужно инкассировать, а работать за ними могут только ответственные сотрудники, которым нужно платить зарплату.

Касса самообслуживания — решение задач ритейлера за счет покупателя

Зачем ритейлеры запускают магазины без кассиров

Ритейлеры давно экспериментируют с тем, кто пробивает товары. Но по настоящему массовыми кассы самообслуживания стали в пандемию, когда у людей появился спрос на бесконтактное взаимодействие. Пандемия прошла, но КСО остались, потому что они решают задачи ритейлеров, а покупатели к ним привыкли.

Кассы, на которых клиент сам пробивает и оплачивает товар, — все еще экспериментальный формат. В отрасли пока нет единой практики и выработанных паттернов, когда и где использовать этот способ оплаты товаров:

  • Например, X5 разрабатывает собственное физическое и программное решение, выделяют довольно большое пространство в магазинах под КСО.
  • Вкусвилл традиционно идет более экономным путем: собирают КСО из простых компонентов и ставят их в любых свободных уголках.
  • Ситилинк использует готовое стороннее решение.

Полной автоматизации магазинов пока не будет

Обычные кассы в ближайшее время вряд ли полностью исчезнут. Слишком много случаев, когда КСО использовать нельзя или просто сложно. В конце концов кассы самообслуживания так же не работают с наличкой.

  • Не все люди готовы активно использовать такой способ оплаты.В городских магазинах с большим количеством населения, живущим с телефоном в руках, формат понятен и актуален. А если зайти в Пятерочку в сельской местности, то там зона КСО будут пустовать даже, если на обычных кассах выстроятся очереди.
  • КСО все равно требуют сопровождения живыми сотрудниками:
    — Покупателям не всегда понятно куда нажимать;
    — Нужно сделать отмену;
    — Подтвердить покупку алкоголя;
    — Отсканировать дополнительный штрих-код для маркированных товаров и т.д.

Мошенничество тоже немаловажный фактор

Возможностей смошенничать на КСО гораздо больше, чем на обычной кассе. Можно не просканировать какой-то товар или, например, пробить 3 йогурта, а положить в пакет 5.

Любой ритейлер закладывает расходы на компенсацию потерь от мошенничества. На КСО уровень этих потерь вероятно выше. В проблемных локациях лучше просто не ставить кассы самообслуживания.

Все это несколько девальвирует идею полностью автоматизированного обслуживания. И потенциально создает негативный опыт на самом важном этапе покупательского пути, когда клиент должен заплатить.

Полное изменение процессов в розничной торговле возможно, если будут пересмотрены процессы оплаты, фискализации, мерчандайзинга и инвентаризации. Чтобы быть готовыми к радикальным преобразованиям, ритейлеры экспериментируют с форматами и гибридными моделями. Магазины без кассиров уже можно запускать в определенных тепличных условиях. А пока ритейлеры активно раскатывают кусочек оптиканальности — КСО.

P.S. КСО во Франции

Супермаркет на окраине Марселя в выходной день
Супермаркет на окраине Марселя в выходной день

Во Франции есть проблема, которая совершенно непонятна нам в России: в воскресенье большинство продуктовых магазинов не работают. Просто вот есть такая традиция, что у всех выходной. Но некоторые ритейлеры открывают магазины, ставят туда пару охранников и включают кассы самообслуживания. Да, это сервис более низкого качество, и алкоголь купить нельзя. Но ты хотя бы не остаешься без доступа к продуктам в выходной день.

44
реклама
разместить
5 комментариев

Не знаю кто там где мошенничает... но у меня был такой баг... аппарат пикнул один раз, но пробил не х1, а х2 товара... конечно я не обратил внимание и чисто случайно уже дома это увидел.... ах да.. в самом начале пару раз пакет утаскивал не заплатив за него, но они (х5) вроде потом доработали программную часть и касса стала предлагать в конце добавить пакет.
Добавили бы они еще туда какие-нибудь умные штуки... типа корзину можно было собрать дома, а потом просто по куркоду быстро оплатить... или тебе бы там заказ собрали... отправили уведомление и ты пришел забрал оплатил, а то иногда по 40 минут ходишь ищешь продукты..

1

вы говорите о самовывозе - такое реализовано у х5 в перекрестке. заказал, тебе собрали - пришел забрал на кассе

1

У Х5 (особенно у Пятерочки) одни из самых удобных касс.

Мне не хватает автоматического определения товара, который нужно взвешивать. Показал грушу камере КСО, а она сама определила, что это груша Форел. Современные технологии распознавания легко справятся с такой задачей.

Лично меня вводит в ступор большая разница в реализации КСО. Я привыкла к Пятерочкиным и тут пришлось покупать в магазине Виктория. Показалось, что они лет на 5 отстали в развитии: непонятный интерфейс, необходимость обязательно складывать все покупки на взвешивающую платформу (иначе не дает просканировать дальше товар) и т.д.

1

В Мираторге тоже не очень. А кейс со взвешиванием в Виктории интересный. Видимо с их целевой аудиторией это важно.

Суд приговорил инфоблогера Елену Блиновскую к пяти годам колонии и штрафу в 1 млн рублей

Также суд на четыре года запретил ей заниматься коммерческои деятельностью и удовлетворил гражданский иск на 587 млн рублей.

Источник: Суды общей юрисдикции города Москвы
4343
2929
88
77
55
11
11
Как двойственно - вроде и поделом за тупое дробление и откровенное инфоцыганство, с другой стороны она от бизнеса а не от чинушья , и как то неприятно, когда сажают человека бизнеса
реклама
разместить
В сети алкомаркетов «Ароматный мир» начался корпоративный конфликт — СМИ

Суть спора пока неизвестна. В начале марта 2025 года у ритейлера перестали работать сайт и приложение — компания объяснила это сбоем и «переездом» сайта на новый адрес.

99
77
22
11
11
"Ты меня уважаешь?")
Опыт роботизации в МТС Финтех: от хаоса к стандартизации

Роботизация бизнес-процессов (RPA) – не просто модный тренд, а реальный инструмент повышения эффективности компании. В МТС Финтех автоматизация задач с использованием Python позволила значительно оптимизировать рабочие процессы.

Опыт роботизации в МТС Финтех: от хаоса к стандартизации
22
Microsoft представила ИИ-помощника Dragon Copilot для врачей

Чтобы те «могли сосредоточиться на пациентах, а не компьютере».

Источник: Microsoft
1414
44
11
Создатель бота для «пробива» данных «Глаз Бога» рассказал, что сервис приостановил работу из-за обысков у поставщика данных

Сервис не работает с 28 февраля 2025 года — тогда СМИ сообщили об обысках у команды «Глаза Бога», но основатель бота это опровергал.

1919
66
22
22
11
Законно собирать и сливать персональные данные можно только некоторым компаниям, это их корова и они её доят.
Я производил 2 млн пачек, зарабатывал 55 млн ₽ в год, попал в топ маркетплейсов, но всему приходит конец

В 2023 я больше всех продавал на маркетплейсах в своей товарной категории, работал со всеми крупными ритейл-сетями, а всего бизнес приносил 1,1 млрд ₽ выручки и 55 млн ₽ прибыли в год.

Теперь можно и руки вытереть, и бюджет посчитать 
129129
1919
77
22
11
11
Прямо чистый понедельник, много нового узнал про производство бумажной продукции. Спасибо и удачи автору в начинаниях
Влияние моды на бьюти-тренды: от ухода за кожей до макияжа
Влияние моды на бьюти-тренды: от ухода за кожей до макияжа

Мода и красота всегда были неразрывно связаны, и в последние годы влияние модной индустрии на бьюти-тренды стало особенно заметным. Развитие технологий, изменение стилей жизни и глобальные события, такие как пандемия, заставили бьюти-бренды адаптироваться и трансформироваться, создавая новые тренды и подходы. В этой статье мы рассмотрим, как мода в…

Сервисом по самозапрету на выдачу кредитов воспользовались почти 2 млн человек за два дня

Встроенный помощник «Макс» дал 3,4 млн консультаций о добровольном запрете на кредитование.

1212
33
Теперь каждому, на кого мошенники оформили кредит, начнут говорить: Что ж ты самозапрет не установил? Сам виноват.
[]