Как СБЕР ЕАПТЕКА сделала логистику эффективнее и дешевле

Скорость доставки является одним из ключевых факторов при совершении покупки онлайн. Для компании это означает, что ее логистика должна быть отлаженной и при этом экономически оправдана. Мы организовали быструю и эффективную логистику для доставки заказов в более 11 000 пунктов выдачи с использованием минимального количества транспорта. Рассказываем, как нам это удалось.

Найти оптимальные логистические схемы

СБЕР ЕАПТЕКА предлагает своим клиентам более 50 000 товаров для здоровья и красоты: это самый большой ассортимент на рынке российских интернет-аптек. Каждый месяц мы получаем более 1,5 млн заказов из разных уголков России, от Калининградской области до Приморья (работаем в 64 регионах России).

Естественно, все регионы присутствия очень отличаются как по расстоянию между городами, так и по плотности населения. Поэтому в одних регионах доставка может обходиться нам в несколько раз дороже, чем в других. В связи с этим внедрить единый подход к логистике по всей стране невозможно.

Перед компанией стояла большая задача — разработать многофункциональный подход, который позволит получать оптимальный результат при разных начальных условиях, а также обеспечит равномерную доставку заказа до конечного клиента.

Очень важный момент для нас — поиск баланса между ценой и качеством доставки. Клиентам необходимо оперативно получать заказы, а нам — обеспечить экономически приемлемую себестоимость доставки. Понятно, что задача непростая, но тем интереснее ее решать.

Первая и основная цель — оптимизация логистических цепочек. Для этого нам требовалось «объединить» доставку и возврат. Товары, которые заказчик не выкупает по тем или иным причинам, должны вернуться из пункта выдачи на склад, то есть, нужно еще раз организовать их транспортировку. Если эти процессы «живут» отдельно друг от друга, расходы на логистику серьезно возрастают.

Остальные вызовы и задачи тоже требовали сил и внимания:

  1. Детально продумать возвратную логистику при ротации товаров во время смены сезона.
  2. Решить вопрос с возвратом термоконтейнеров, в которых развозится продукция.
  3. Совместить несколько температурных режимов в одной машине при транспортировке. Разные лекарства требуют разной температуры хранения.

  4. Поддерживать температурный режим при транспортировке лекарства. Важно, чтобы на всем протяжении пути лекарства не находилось вне холодильников.

Было важно в нашей схеме логистики создать «промежуточное звено» – хаб или, другими словами, даркстор (распределительный центр для поставок и заказов). Вокруг хабов выстраивается очень гибкая модель логистики: поток заказов можно быстро перенаправлять между ними в зависимости от ситуации. С помощью хабов «доставка последней мили» осуществляется намного быстрее.

Важный момент – ассортимент хаба в три раза шире, чем у обычной аптеки. Поэтому хаб позволяет принимать и обслуживать намного больше заказов, чем «рядовая» розничная аптека.

Как мы создавали удобную для клиента доставку

После оформления заказа на сайте или в приложении СБЕР ЕАПТЕКА система резервирует товар в самой близкой для клиента точке. Это может быть склад, хаб или аптека.

Как СБЕР ЕАПТЕКА сделала логистику эффективнее и дешевле

На этом этапе предстояло найти баланс между себестоимостью доставки и удобством для клиента. Иными словами – придумать такую схему, при которой в выигрыше оказываются обе стороны.

Результат теста показал, что комфортный интервал доставки составляет 3-4 часа. Клиент может выбрать один из четырех временных промежутков для получения своего заказа:

  • 9:00-12:00

  • 13:00-17:00
  • 18:00-21:00
  • 20:00-23:00

Заказ нужно оформить не позднее чем за час до начала выбранного временного интервала. Например, чтобы получить заказ с 13.00 до 17.00, его нужно сделать до 12.00 того же дня.

Как СБЕР ЕАПТЕКА сделала логистику эффективнее и дешевле

Час на сборку и трехчасовой интервал доставки – именно та «золотая середина», которую мы искали. Такая схема рентабельна для нас и удобна для клиентов. Когда мы вышли на рынок с этим предложением, спрос на адресную доставку увеличился в несколько раз.

Как нам удалось оптимизировать логистику

Сортируем заказы по ночам. Здесь все просто: ночная работа сокращает срок доставки на один день. Сортировать днем нерационально: слишком большая потеря времени приведет к ухудшению клиентского сервиса.

Объединяем товарные потоки. Вся наша логистика разделяется на четыре большие потока: доставка на склады, в хабы, аптеки и частным клиентам. Эти маршруты нередко совпадают – частично или почти полностью. Так зачем отправлять две полупустые машины в хаб и в аптеки, которые находятся неподалеку? С развозом товара по этим направлениям вполне справится одна машина.

Теперь мы отвозим товар для складов, аптек, хабов и частных доставок по одним маршрутам и одним транспортом. На таком объединении потоков нам удалось уменьшить затраты на логистику более чем на 30%.

Схема потоков по объединению заказов СБЕР ЕАПТЕКИ
Схема потоков по объединению заказов СБЕР ЕАПТЕКИ

Отправляем сборными партиями. В доставке на большие расстояния мы пользуемся партнерской логистикой. Эта модель перевозок называется LTL (Less Truck Load, или перевозка сборным грузом). Товары разных владельцев перевозят одним общим транспортом. Так мы снизили наши расходы на магистральную логистику на 22%.

Таким образом, теперь мы можем пополнять товарные запасы в 2-3 раза чаще, чем раньше, при сохранении минимальных расходов. Ведь частота наших поставок не влияет на общую стоимость перевозки. Ее цена рассчитывается только исходя из веса и объёма товара.

Используем единые термоконтейнеры. Лекарственный товар, которому требуется определенный температурный режим, едет в одном термоконтейнере на всем пути следования. Все это оборудование предоставляет в аренду сам перевозчик.

Доставляем самолетами. Авиадоставка оказалась оптимальным способом перемещения груза на дальние расстояния. Это не намного дороже, чем доставка по модели LTL, но при этом скорость гораздо выше. Доставка на Дальний Восток авиатранспортом занимает 3-4 дня, а фурами – 12 дней. Важный плюс доставки «по воздуху» — проще поддерживать нужную температуру в контейнерах из-за меньших сроков в пути.

Пример расчета способов доставки в нескольких городах
Пример расчета способов доставки в нескольких городах

У авиадоставки есть несколько особенностей, которые нужно учитывать. Еще на этапе сборки заказов следует знать правила перевозки опасных грузов: к этой категории могут относиться и лекарства.

Выгода для клиента и бизнеса

Важность логистики для крупных компаний в сегменте e-commerce сложно переоценить. Зачастую именно она определяет на этом рынке победителей и проигравших. По собственному опыту мы можем выделить несколько ключевых моментов в организации логистики:

  1. Комплексный анализ процесса доставки. Нужно знать, какую скорость обеспечивает каждый способ доставки, а также какова его себестоимость.
  2. Анализ ожиданий клиента. Необходимо понимать, что именно клиент ждет от доставки, на какую скорость рассчитывает, какие удобства или неудобства для него являются критичными.
  3. «Совмещение» ожиданий клиента и возможностей компании.

Сумма допустимых расходов на доставку каждого заказа зависит от возможностей и целей компании. Например, если она активно завоёвывает рынок, эти расходы могут быть выше. Важно – экономика логистики должна «сходиться». Если выбранный вариант выгоден для вас и устраивает клиента – вы нашли то, что искали.

5
Начать дискуссию