Антимонопольные ограничения для маркетплейсов. Что это значит?

С 1 сентября 2023 года вводят антимонопольные ограничения для маркетплейсов и агрегаторов. За выявление его нарушений будет отвечать ФАС. Что это значит для бизнеса? Как затронет селлеров.

Антимонопольные ограничения для маркетплейсов. Что это значит?
Антимонопольные ограничения для маркетплейсов. Что это значит?

Президент России Владимир Путин подписал закон, который вводит антимонопольные ограничения для маркетплейсов и агрегаторов. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.

Закон вводит ограничения для маркетплейсов, которые соответствуют следующим критериям:

  • Могут не допускать или удалять с площадки продавцов;
  • Доля проходящих через них сделок превышает 35% общего рынка;
  • Годовая выручка превышает 2 млрд руб.

Таким маркетплейсам запретят:

  • Устанавливать предельно низкую или предельно высокую цену на товар;
  • Устанавливать разные цены на один и тот же товар;
  • Убирать товар из продажи, если это приведет к повышению стоимости;
  • Навязывать невыгодные условия договора или отказывать в его заключении по необоснованным причинам;
  • Без весомых причин сокращать или прекращать выпуск товара, на который есть спрос;
  • Устанавливать предельно низкую или предельно высокую стоимость своих услуг;
  • Создавать дискриминационные условия; ограничивать или мешать предпринимателям входить или выходить с площадки.

Как закон коснётся продавцов на маркетплейсах: поправки в закон «О защите конкуренции» не позволят владельцам маркетплейсов устанавливать монопольные цены на товары. Это поможет поддерживать рыночные и конкурентные условия торговли (так же см. «Как продавцам на УСН‑доходы работать с маркетплейсами: разъяснение ФНС.»).

Отвечать за выявление нарушений нового закона маркетплейсами будет ФАС России. Закон вступает в силу с 1 сентября 2023 года.

Законопроект был разработан после мартовского конфликта предпринимателей с площадкой Wildberries. Маркетплейс ввел для владельцев пунктов выдачи заказов штрафы в размере полной суммы товара, если покупатель возвращает брак или если в посылке был другой предмет.

После этого во многих городах России начали протестовать владельцы пунктов выдачи заказов. Они требовали от Wildberries «справедливых условий» и пересмотра политики штрафов. В итоге на проблему обратили внимание в Госдуме (так же по теме см. «Как вести учёт продаж товаров через маркетплейсы в 2023 году.»).

Начать дискуссию