Тренируемся на кошках: как дёшево проверить эффективность промоакций в магазине

Внедрение полноценной дисконтной или бонусной программы лояльности в магазине — ответственный шаг. И если подойти к нему недостаточно серьёзно, не рассчитать механику работы системы, можно впустую слить значительный бюджет. Поэтому мы рекомендуем ритейлерам сначала потренироваться с помощью системы грамотно спланированных промоакций.

Тренируемся на кошках: как дёшево проверить эффективность промоакций в магазине

Как это работает?

Большинство современных фронт-офисных систем дают возможность магазинам запускать промоакции, позволяющие применять скидки на товары без использования дисконтных или бонусных карт. Например, это может быть специальный конструктор, с помощью которого маркетолог, не обращаясь за помощью в ИТ-отдел, может создать любую промоакцию, условием срабатывания которой будут:

  • покупка определённых товаров (из промо-списка, промо-группы);
  • купон на скидку (в том числе уникальный из чека).

Чтобы оценить эффективность проведённых акций, достаточно посмотреть отчёт за период. В нём должна быть отражена информация о популярных промоакциях и сумме скидки, предоставленной покупателям в рамках каждой из них.

Какие промоакции можно провести

Все промоакции можно разделить на две категории:

  • направленные на увеличение среднего чека (скидка на набор товаров, N+N, неразлучная пара, подарок за покупку);
  • направленные на удержание покупателей (купон на скидку, рекламный текст, содержащий календарь скидок).

При проведении каждой из них важно, чтобы фронт-офисная система корректно распределила получаемую скидку между товарами и понятно отобразила её в чеке. Сделать это легко. Достаточно знать, что чек делится на две части: обязательную (предписанную российским законодательством) и дополнительную. В первую лезть нельзя. Зато вторую ритейлер вправе редактировать. Именно о ней мы и поговорим.

Акции, направленные на увеличение среднего чека

Ритейлеры из этого блока промоакций чаще всего проводят следующие акции:

  • «N+N» — эта акция стимулирует покупателя приобретать товар впрок по сниженной цене. Например, 1+1 — два товара по цене одного — подразумевает 50% скидку на товар;
Тренируемся на кошках: как дёшево проверить эффективность промоакций в магазине
  • «набор товаров». Ваш покупатель получает скидку/подарок, приобретая определённый набор товаров. Например, к 1 сентября вы можете составить комплект из цветных карандашей и альбома для рисования. А простой карандаш можете добавить к нему бесплатно. Или же оповестить покупателей о том, что при покупке на сумму от 1500 рублей они получат в подарок мягкую игрушку.

<p>В нашем примере при приобретении набора товаров «три по цене двух» — двух лаков для ногтей — покупатель получает в подарок гребень для волос. В чеке он идёт по нулевой цене.</p>

В нашем примере при приобретении набора товаров «три по цене двух» — двух лаков для ногтей — покупатель получает в подарок гребень для волос. В чеке он идёт по нулевой цене.

  • «неразлучная пара» — это тоже набор, но, обычно, фиксированный. При его покупке клиент получит один из товаров (как правило, с меньшей ценой) со скидкой.

<p>В этом примере в качестве «неразлучной пары» выступают пудра и тушь — на пудру, как на товар с меньшей стоимостью, покупатель получает скидку 50%.</p>

В этом примере в качестве «неразлучной пары» выступают пудра и тушь — на пудру, как на товар с меньшей стоимостью, покупатель получает скидку 50%.

  • «подарок за покупку». Тут всё просто. Покупаете два товара одного производителя, третий получаете в подарок. Информацию об этом вы можете напечатать в чеке. А в кассовом ПО вывести напоминание для кассира, чтобы он не забыл вручить презент.
<p>В этом примере на чеке отображается сообщение для покупателя о получении подарка за покупку — мыло Safeguard на кассе. Сообщение о подарке дублируется на мониторе кассиру при переходе в расчётную часть чека.</p>

В этом примере на чеке отображается сообщение для покупателя о получении подарка за покупку — мыло Safeguard на кассе. Сообщение о подарке дублируется на мониторе кассиру при переходе в расчётную часть чека.

Распределяя скидку между товарами, кассовое ПО анализирует чек, и наглядно указывает в чеке, сколько стоил товар до и после скидки. Важно, что скидка может быть пропорционально распределена по всем товарам или применена только к одному из них. И хотя по законодательству так делать нельзя, ритейлеры регулярно просят в чеке отражать, что товар продан по нулевой цене.

Тренируемся на кошках: как дёшево проверить эффективность промоакций в магазине

Акции, направленные на удержание покупателей

В этом блоке наиболее распространены две акции:

  • купонная акция;
  • рекламный текст, содержащий календарь скидок.

Рассмотрим механику работы купонной акции:

  • ритейлер печатает купон;
  • покупатель его применяет, получая процентную или абсолютную скидку на товар.

Обычно при создании акции отмечается период, в течение которого покупатель может воспользоваться купоном.

При создании акции маркетологам даётся возможность установить зависимость купона от продажи. Например, если человек купил товары на 500 рублей, ему выдаётся купон со скидкой в 5%. А если на 1000 рублей, то на 10%. Уникальный купон формируется фронт-офисной системой динамически и содержит в себе информацию о номерах акции, магазина, кассы, кассовой смены и купона внутри чека.

<p>На примере покупатель получает купон на 10% скидку от суммы покупки, действующий в период с 1 по 30 сентября.</p>

На примере покупатель получает купон на 10% скидку от суммы покупки, действующий в период с 1 по 30 сентября.

<p>На этом примере покупатель использовал предоставленный ему купон на 10% скидку. В рамках этого же чека он получил новый купон на следующую покупку.</p>

На этом примере покупатель использовал предоставленный ему купон на 10% скидку. В рамках этого же чека он получил новый купон на следующую покупку.

Но купон можно напечатать не только на чеке, но и, например, в рекламном буклете. Для этого генерится штрихкод в формате изображения.

Кроме купонов, для привлечения и удержания покупателей можно использовать календарь скидок. Он хорош в том случае, если ритейлер заранее формирует график промо-мероприятий. В таком случае покупатель будет знать, что, например, если он придёт в магазин с 20 августа по 1 сентября сможет получить 3% скидку на школьную форму.

Тренируемся на кошках: как дёшево проверить эффективность промоакций в магазине

Понятное дело, что перечисленные нами промоакции не заменят полноценную дисконтную или бонусную программу. Но вы хотя бы заранее сможете узнать, какие скидки работают на вашей целевой аудитории и на практике разберёте механику работы с лояльностью покупателей.

12
3 комментария

Спасибо, хорошая статья! Кстати, мой бывший работодатель - региональная сеть продуктовых магазинов - ваш клиент. Ты мы проводили промоакции через Профи-Т. Вспоминаю с ностальгией: удобно, быстро, просто. В сети, где сейчас работаю, любое промо нужно делать через айтишников. И это такая бюрократия!

Ответить

Спасибо, что прочитали! И спасибо за комментарий! Надеемся, что в Вашей сети изменится подход к промо. Потому что, действительно, маркетологов не нужно завязывать на айтишников: это долго и мучительно.

Ответить