Собственный капитал vs инвестиции на маркетплейсах

Что бы ни говорили интернет-гуру, торговля на маркетплейсах – не тот бизнес, куда можно войти без вложений. В отличие от многих других онлайн-сфер здесь запустить действительно прибыльное дело без средств не выйдет.

Собственный капитал vs инвестиции на маркетплейсах

Придется, как минимум, закупать товары (или материалы для их создания, если ты производитель). А еще думать об упаковке, доставке, оформлении карточек, продвижении и руках, которые все это будут делать.

Прошли времена, когда выход на маркетплейсы требовал лишь пары десятков тысяч рублей и умения улавливать на AliExpress тренды. Наверное, многие уже и не помнят, как свободно было в нишах того же Wildberries до пандемии.

А сейчас и регистрация платная, и штрафы за ошибку огромны, и конкурентов в каждой категории столько, что приходится вливать немалые средства, чтобы твои старания окупились.

Поэтому информация, что для работы на маркетплейсе большие финансы не нужны, мягко говоря, не соответствует действительности.

И топовые эксперты рынка, которые хорошо понимают тонкости торговли в этой сфере, называют немалые суммы выхода на маркетплейс.

Например, Павел Шевченко, топ-селлер на Wildberries и Ozon с оборотом 150 млн. рублей в месяц и 1,5 млн. долларов в месяц на Amazon, в одном из недавних интервью высказал мнение, что для хорошего старта нужно не менее миллиона рублей.

Но просто стартовать на маркетплейсах – не фокус. Сложнее выйти на стабильно высокую прибыль, сохранить результат на длинной дистанции и постоянно его повышать.

Закупать больше товара или материалов, открывать новые производства и склады, наращивать объемы поставок, отстраиваться от конкурентов, продвигать карточку в топ – все это и многое другое требует немалых денег.

Но где их найти?

Есть разные мнения. Кто-то уверен, что работать можно только на свои. А кто-то готов даже на самом старте привлекать инвестиции. В каждом варианте есть нюансы, и мы рассмотрим главные из них, чтобы ты смог выбрать стратегию финансирования, которая лучше всего подходит твоему бизнесу на маркетплейсах.

Собственный капитал

Кажется, что создавать и развивать бизнес только на свои средства – идеальный вариант. Но в реальности у этого источника финансирования есть, как плюсы, так и минусы.

Плюсы собственного капитала:

  • приятные эмоции от того, что все сделал сам;

Сам накопил, сам вложил, и вообще полностью self-made предприниматель.

  • независимость;

Твой бизнес – только твой. Можно самому принимать решения, без оглядки на чье-либо мнение и необходимости отчитываться за последствия.

  • вся прибыль достается тебе;

Тут и так все понятно, правда?)

  • ощущение безопасности.

Ты «играешь» только на свои. Не нужно переживать, получится ли рассчитаться с инвестором, не кончится ли дело штрафами, судом или потерей заложенного личного имущества и т. д.

Минусы собственного капитала

  • медленное развитие;

Рано или поздно тебя может начать тормозить отсутствие на счете более крупной суммы, чем нужно для роста. И конкуренты, у которых больше финансовых возможностей, начнут развиваться быстрее. Расширять ассортимент, нанимать более крутых фотографов и моделей для оформления карточек, активнее вкладываться в рекламу, отгружаться на большее число складов, вытесняя тебя с первых позиций.

Маркетплейсы – это рынок, где каждый час промедления может принести огромные убытки. И пока ты медлишь и копишь собственные средства, чтобы выйти на новый уровень, твой конкурент уже забирает выручку и вырывается в топ.

  • отсутствие возможности свободно распоряжаться деньгами;

Когда ты работаешь только на свои, приходится постоянно реинвестировать средства. То есть вкладывать всю полученную прибыль обратно в бизнес. И ты не можешь просто «вытащить» эти деньги из оборота и пустить на какие-то значимые личные нужды – например, покупку квартиры, авто или отпуск.

Инвестиции

Инвестиции – отличный вариант для роста бизнеса. Их привлекают на разных стадиях развития проекта – от самого старта до момента, когда предприниматель имеет уже устоявшуюся бизнес-модель и готов выходить на новый уровень.

Средства инвесторов – хороший шанс получить деньги быстро и сразу пустить их в рост. Понятно, что для бизнеса это выгодно. Но как убедить инвестора в привлекательности и безопасности проекта? Почему вообще инвесторы готовы вкладываться в такую нестабильную сферу, как маркетплейсы, где даже оферта с условиями работы может меняться по несколько раз в день?

Инвесторы в сфере маркетплейсов

Почему инвесторы выбирают бизнес на маркетплейсах, а не другие, более традиционные сферы для вложения средств?

По данным Wildberries, в 2022 году покупатели оформили на маркетплейсе 1.5 миллиардов заказов. А число проданных товаров составило 1.9 миллиардов единиц. И по сравнению с предыдущим годом этот показатель вырос на 81%. И это статистика лишь по одному из популярных маркетплейсов!

А представь, сколько за год народ тратит на всех маркетплейсах в денежном эквиваленте! Это космически быстро развивающийся рынок, где крутятся огромные деньги. И с каждым годом их число только растет.

Также для инвестора важно четкое представление о том, что из себя представляет бизнес. В случае с маркетплейсами это очень просто – все прекрасно понимают, что такое Wildberries, Ozon или Яндекс Маркет, и инвестору легко вникнуть в суть проекта.

Оборачиваемость товаров с хорошим спросом в среднем составляет до 40 дней. Как видишь, этот бизнес способен принести большой профит, причем за короткий, в сравнении с другими сферами инвестирования, срок.

Также интересно, что помимо организаций и фондов, готовых вкладывать свои средства в проекты на маркетплейсах, растет число и так называемых «бизнес-ангелов». Это частные лица, которые не просто отдают свои деньги в рост, но и привносят в проект что-то большее – свой опыт, компетенции и полезные связи.

Как заявила в одном из недавних интервью управляющий директор «Сбера» по работе со стартапами, Наталья Магидей, в 2022 году 40% от общего количества сделок со стартапами было проведено частными инвесторами (бизнес-ангелами). Она подчеркнула, что частные лица стремятся инвестировать сразу в несколько интересных проектов.

Можно сказать, что инвестирование в бренды на маркетплейсах – один из способов выгодно вложиться в сферу с быстрым оборотом капитала и создать диверсифицированный инвестиционный портфель. Ведь даже в рамках одного маркетплейса можно выбрать совершенно разные категории товаров.

Плюсы инвестиций

  • получаешь всю сумму сразу;

Не нужно долго копить средства и терять драгоценное время, пропуская вперед конкурентов.

  • инвестор может помочь не только финансами, но и связями, знаниями, опытом;

Иногда связи в бизнесе гораздо важнее денег. И из простого знакомства и разговора с нужным человеком может впоследствии родиться еще более масштабный проект, чем ты мог себе представить изначально.

  • можно направить собственные средства на другие, более горящие цели или создать подушку безопасности.

Минусы инвестиций

  • инвестора непросто найти;
  • сложно убедить инвестора в привлекательности проекта;
  • придется отдать долю в бизнесе или процент от прибыли;
  • могут появляться негативные эмоции (страх, сомнения) из-за недостаточности информации о поиске инвестора, работе с ним, условиях и пр.

Нужно ли выбирать?

Согласись, зачем выбирать, если можно взять пользу от обоих способов, а риски свести к минимуму?

Собственный капитал хорош, когда ты только начинаешь дело. Масштабы еще не велики, вложений требуется не так много. Да и бизнес-процессы еще не отлажены настолько, чтобы легко убедить стороннего человека в прибыльности твоей идеи.

Ты можешь начать дело со своих кровных, а когда почувствуешь, что вышел на стабильно высокий результат и готов двигаться выше – подумать об инвесторе. Компетентном, заинтересованном в росте, вовлеченном, который не только даст необходимую сумму, но и не потребует «продать душу» за вклад в твое дело…Где его искать?

Где найти инвестора?

Павел Шевченко в одном из интервью предложил необычный способ поиска инвесторов – находить на Авито объявления о продаже дорогих машин. А затем звонить их владельцам с предложением проинвестировать твой проект. Довольно экстремальный способ, правда? 😁

Мы предлагаем более надежный и комфортный вариант – посещать мероприятия, специально созданные для встречи инвесторов с предпринимателями.

Например, MPSTATS Invest, регулярный нишевый форум для предпринимателей и инвесторов в сфере маркетплейсов.

Многие эксперты сравнивают нашу инвест-платформу с дейтинговыми приложениями, где люди ищут себе пару. Только вместо мужчин и женщин, выбирающих вторую половину, здесь находят друг друга предприниматели и инвесторы.

Как заметил на недавней конференции по маркетплейсам Эдуард Гуринович (предприниматель, инвестор, сооснователь CarPrice стоимостью $540 млн по оценке Forbes, «Forbes 30 до 30» в номинации «Инвестор-2019»), встреча инвестора и предпринимателя похожа на любовь. Очень многое должно совпасть, чтобы сотрудничество принесло успех обоим.

Это конкретные цели и финансовые ожидания по проекту, а также ключевые ценности, стремление к развитию.

На MPSTATS Invest мы объединяем людей с одинаково сильным стремлением к росту.

Предприниматели, которые хотят масштабирования, находят здесь средства для своего дела. А инвесторы – интересные проекты, в которые можно выгодно вложить капитал.

Здесь есть и третий тип посетителей – гости. Это люди, которые хотят больше узнать об инвестициях, процедуре и тонкостях привлечения капитала в дело, завести полезные связи и понять свои перспективы. А еще выйти за круг ограничивающих убеждений и начать ставить более смелые цели.

Знаем, что решиться на поиск инвестора, а иногда и просто на мысль привлечь кого-то в свой бизнес, непросто. «Достаточно ли крупный у меня бизнес?», «Как убедить инвестора в том, что мой проект стоящий?», «Что говорить? Какие цифры нужно раскрыть в презентации?», «А если я не смогу ответить на вопросы по проекту?» – пусть подобные вопросы не стоят на твоем пути к развитию.

Наши эксперты всегда готовы помочь предпринимателям, которые подают заявки на отбор проектов в рамках MPSTATS Invest.

Мы:

составим финмодель твоего бизнеса;

– поможем подготовить презентацию, которая привлечет инвестора;

пригласим методологов и педагогов по ораторскому мастерству, чтобы твое представление проекта стало максимально удачным;

– устроим репетицию выступления перед инвесторами, чтобы найти и исправить все недочеты твоей презентации перед мероприятием.

Таким образом, мы буквально возьмем тебя за руку и пройдем с тобой все шаги к инвестору, отсекая по пути все страхи и сомнения.

Также заметим, что инвестиции на маркетплейсах привлекают для проектов самого разного масштаба. От небольшого семейного дела до успешных магазинов с несколькими топовыми брендами.

В качестве примера мы собрали выдержки из презентации участника прошлой инвест-платформы (бренда одежды), которая была успешно представлена инвесторам:

Общая информация о рентабельности бизнеса
Общая информация о рентабельности бизнеса
Демонстрация быстрого роста бренда
Демонстрация быстрого роста бренда
Данные о перспективности ниши
Данные о перспективности ниши
<p>Четкое представление, на что пойдут средства</p>

Четкое представление, на что пойдут средства

Условия сотрудничества могут быть разными. Например, данный бренд предлагает инвесторам две схемы инвестированиядолевое (когда инвестор получает долю в компании) и долговое (с возвратом суммы долга и процентов):

Долевое инвестирование
Долевое инвестирование
<p>Долговое инвестирование</p>

Долговое инвестирование

Как видишь, четкое представление нужных аспектов бизнеса и условий сотрудничества делает проект привлекательным для инвестора. И неудивительно, что участники MPSTATS Invest успешно находят средства для своих целей. В отличие от тех, кто «ловит инвестора на улице» и на словах пытается рассказать, какая потрясающая у него идея.

Приведем выдержки из обратной связи, которую мы собрали у участников прошлого форума.

Павел Шустров, 1 год на маркетплейсах, ниша – косметика, сумма инвестирования – 6 млн. рублей:

«На Инвест-платформе ко мне подошел инвестор, посмотрел образцы продукции. Через неделю позвонил, пригласил обсудить условия. В итоге он не только выкупил долю в бизнесе, но и предоставил свои ресурсы – маркетинг, склад, компетенции для более быстрого развития нашего бизнеса».

Павел Чикунов, владелец бренда детской одежды, на маркетплейсах более 1 года, сумма инвестирования – 7 млн. рублей:

«Мне очень понравилась организация MPSTATS Invest. Это был мой первый опыт подготовки и питчинга. Благодаря этому, мы смогли разобраться в бизнесе. Мы не останавливаемся, пересмотрели свой подход и идем дальше. Я понял, что не нужно сидеть и ждать. Больше самому ходить и общаться с инвесторами».

Лизавета, ниша – детские ювелирные украшения, сумма инвестирования – 6 млн. рублей:

«Все прошло очень хорошо, разве что было тяжеловато выступать в конце. Мы получили инвестиции под тот процент, который запрашивали. После выступления я общалась с тремя потенциальными инвесторами. Один инвестор был знаком с моим брендом, поэтому разговор был более предметным.

Было еще два предложения от инвесторов, с которыми мы общались с нуля. Их пришлось отклонить, потому что первый инвестор в итоге профинансировал проект в полном объеме. Я советую участвовать в инвестиционной платформе в любом случае, это очень важный опыт.

Товарный бизнес – это бизнес капиталов. Однако на таких мероприятиях выступают не только ради инвестиций. Здесь задают вопросы, о которых ты раньше не задумывался. Например, у меня появились новые мысли и идеи для бизнеса».

Надеемся, тема привлечения собственного капитала и инвестиций стала для тебя прозрачнее. И мы вдохновили тебя использовать все возможные способы, чтобы активно развивать свой бизнес на маркетплейсах.

Кстати, уже 13 сентября в Москве пройдет форум MPSTATS Invest для всех, кто хочет развития на маркетплейсах и интересуется темой инвестиций.

Ушли собирать для тебя новые материалы. Подпишись, чтобы не пропустить 🤝

1313
11 комментариев

А можно ссылку на магазин этого Шевченко, с оборотом 150 млн. в месяц? Ну, просто, чтобы не быть пустозвоном...

3
Ответить

Дмитрий, добрый день! Спасибо, что читаете. Павел открыто афиширует в медиа-пространстве эти бренды: Rabby, Seauty, PWR Ultimate Power, остальные конфиденциальны

Ответить

Перечитайте ещё раз мое сообщение, только на этот раз - внимательно. Спасибо.

1
Ответить

Дмитрий, читаем всегда предельно внимательно) Предприниматели по понятным для человека, знакомого с ведением бизнеса, причинам не раскрывают всех данных о своем деле. С оборотами по указанным выше брендам вы легко можете ознакомиться в нашем сервисе аналитики. Также, как вариант, вы можете обратиться непосредственно к Павлу с предложением раскрыть и другие наименования его брендов. Например, через его аккаунт в Telegram https://t.me/s/p_shevchenko . Интересна природа вашего вопроса. Вас смутила стоимость выхода на маркетплейс, озвученная Павлом? Или причина в другом?

1
Ответить