Отличная погода для селлеров! Зарабатывай больше на Wildberries и Ozon, используя прогноз погоды!

Недооценив влияние погоды на спрос, я "заморозил" 40 млн. рублей в сезонном товаре. Пытаясь разобраться с проблемой погоды, узнал — с каждым градусом похолодания продажи пальто увеличиваются на 5%. А еще — что ретейлеры из-за погоды теряют на уценке товаров около 12% от общего объема продаж! Теперь я стал реже косячить с запасами, вижу, когда можно заработать чуть больше, и знаю, как потерять ощутимо меньше благодаря метеопрогнозам. Выводы из личного опыта, 3 наблюдения и 6 практических рекомендаций, а также простое описание моей модели привожу в конце статьи.

Отличная погода для селлеров! Зарабатывай больше на Wildberries и Ozon, используя прогноз погоды!

Представлюсь

Всем привет! Меня зовут Одарченко Илья, с 2010 года работаю в сфере e-commerce, а с 2020 года являюсь селлером. Регулярно попадаю в топ-500 по объему продаж (в рублях) среди всех селлеров Wildberries и в топ-200 среди продавцов одежды. В 2022 году основал сервисную компанию вместе с партнерами-селлерами.

Я немного погрешил кликбейтным заголовком, но дальше буду писать человеческим языком любопытные и практические штуки, реально влияющие на прибыль.

Дисклеймер

Предлагаемый материал не является "волшебной таблеткой" для увеличения продаж - это скорее еще одна проекция, если проще, еще одна точка откуда можно взглянуть на бизнес, еще один инструмент при помощи которого можно сделать лучше чем было.

Введение. Чуть-чуть интересного из истории прогнозов погоды. Правда интересное, прочитайте

Прогнозированием погоды человечество занимается с древнейших времен, формулируя результат своих наблюдений в виде народных примет. Некоторые из них довольно точны, например: "ласточки низко летают — к дождю".

Примета про ласточек имеет рациональное объяснение. Дело в том, что перед дождем увеличивается влажность воздуха, из-за этого крылья насекомых тяжелеют, и птичья добыча прижимается к земле.

История публичной метеорологии начинается 1 августа 1860 года. В этот день в Times был опубликован первый прогноз погоды, автором которого был Роберт Фицрой. Его прогнозы "на завтра" имели точность около 60-80%, но за каждую ошибку, то есть каждый четвертый день, читатели газет посылали Роберту кучу писем с проклятьями.

История Фицроя закончилась довольно скоро и трагично. 30 апреля 1865 года он перерезал себе горло бритвой — по одной из версий, из-за неточного прогноза погоды (но это неточно!).

Голубчик мой! Точность, точность и точность, вот что должно быть девизом всякого метеоролога
Голубчик мой! Точность, точность и точность, вот что должно быть девизом всякого метеоролога

Сейчас сервисы прогнозирования погоды используют невероятное количество данных, получаемых в онлайн-режиме не только с метеостанций, но и от обычных людей. Например, ребята из Windy. app выдают несколько прогнозов по разным математическим моделям, а пользователи оценивают, какая совпала с погодой по факту и выбирают наилучшую. Кстати, Windy. app занимает первое место по популярности среди аналогичных приложений.

Кому интересна история развития моделей прогнозирования, можете заглянуть сюда.

Еще введение. Прогнозирование на основе прогнозирования

Об очевидной связи между погодой и продажами известно давно, но знаете ли вы какие-либо массовые сервисы прогнозирования сбыта на основе метеопрогнозов? Существующие решения направлены, в основном, либо на маркетинг, либо на розничные продажи в гигантских транснациональных компаниях. Но даже таких сервисов крайне мало, их услуги доступны только гигантам, лидерам своих рынков.

Прогноз внутри прогноза — два уровня? ... невозможно!
Прогноз внутри прогноза — два уровня? ... невозможно!

Итак, в чем проблема?

Системное применение прогнозов погоды в e-commerce на уровне селлеров маркетплейсов практически отсутствует, хотя погода однозначно признается фактором, существенно влияющим на продажи многих категорий товаров.

А есть ли доказательства связи погоды и продаж? (с ссылками для дотошнных)

Сразу скажу, исследований от крупных компаний — с подробными цифрами и выводами — в открытом доступе я не нашел. В основном это статьи, в которых приводятся факты из исследований. Ниже списком привожу тезисы из публикаций и ссылки на полный текст.

  • С каждым градусом похолодания продажи пальто увеличиваются примерно на 5%. Источник.
  • Разница в один градус приводит к 15%-ному изменению продаж кондиционеров и 7%-ному — солнцезащитных кремов. Источник.
  • С каждым повышением температуры на 1 градус продажи газонокосилок увеличиваются на 5%. С каждым повышением температуры на 1 градус продажи мышеловок увеличиваются на 6%. Источник.
  • Два бренда мороженого используют погодные сервисы IBM для улучшения своих продаж. Увеличение продаж мороженого коррелирует не только с высокой температурой, но и с более холодной погодой также, поскольку люди ищут комфортные для себя продукты. IBM утверждает, что их прогноз позволил клиентам увеличить продажи на 26% и сократить потери на 35%. Источник.
  • Использование больших запасов может привести к огромным затратам. Опрос, проведенный Foresight Research и Select, показал, что только в США розничные продавцы непродовольственных товаров ежегодно теряют на уценке около $300 млрд. (около 12% от общего объема продаж). В отчете утверждается: "Ошибочные решения о запасах — включая завышение цен, покупку неверного типа товаров и неправильное распределение запасов — составляют, по оценкам, 53% незапланированных затрат на уценку для ретелейров". Наиболее значимая причина незапланированных уценок — "снижение спроса из-за внешних факторов, в первую очередь, погода не по сезону…" Источник.

Кто пользуется существующими сервисами?

Погода значительно влияет на продажи в совершенно разных нишах. Но есть один нюанс — не только лишь все могут позволить себе пользоваться дорогими прогнозными моделями. Посмотрите на картинку ниже, список клиентов погодного сервиса https://openweather. co. uk/… ну, вы поняли.

Самый крупный продавец книг в США, транснациональные нефтегазовые компании, фармацевтический гигант, один из лидеров e-commerce и "облачных" вычислений и другие...
Самый крупный продавец книг в США, транснациональные нефтегазовые компании, фармацевтический гигант, один из лидеров e-commerce и "облачных" вычислений и другие...

Что делать селлеру?

Сложные метеорологические решения недоступны для обычного селлера маркетплейсов. Я использую простую модель с небольшим набором алармов, которые помогают мне эффективнее управлять своими активами.

Что подсказывает опыт. 3 наблюдения и 6 практических рекомендаций селлерам

Продажи коррелируют с фактом осадков почти по прямой зависимости и в меньшей степени с количеством осадков. На графике статистика реальных продаж зонтов на Wildberries июль-август 2023
Продажи коррелируют с фактом осадков почти по прямой зависимости и в меньшей степени с количеством осадков. На графике статистика реальных продаж зонтов на Wildberries июль-август 2023
  • Наблюдение #1: спрос реагирует на погоду моментально!
    Зонты покупают во время дождя, именно "во время" — в дождливые дни. Не заранее, в ожидании, что дождь начнется через неделю, не из-за того, что осень на дворе (фактор погоды оказывается мощнее фактора сезонности). Справедливо и обратное — если сегодня идет дождь и зонты на пике продаж, а завтра намечается старт солнечной и теплой недели, то завтра продажи упадут кратно (см. картинку выше).
  • Наблюдение #2: если погода резко меняется — меняется характер спроса!
    Падает процент выкупа товаров, которые заказали несколько дней назад и для которых погода уже не актуальна (значит, будет больше возвратов).
    Резко падает потребность в товарах, погодный портрет которых уже не подходит под текущую погоду. Учитывайте производственный и логистический временные лаги!
    Пример: на улице лето, уже несколько недель отличная погода +26-28 градусов, вы торгуете купальниками и их буквально сметают. Товар на складе заканчивается и на волне успеха вы хотите заказать еще, вложиться в срочную доставку или срочный пошив. Прогноз погоды утверждает, что через 5 дней погода станет прохладной и дождливой, а вы не знаете или не учитываете это. Заказываете купальники, их доставляют к вам на склад и — оп! Спрос на купальники падает в десятки раз, деньги "заморожены", товар пылится на складе, счета за хранение формируются... Подобное случилось со мной — с поправкой на то, что я работаю не с купальниками, а с более затратной и сложной категорией товаров.
  • Наблюдение #3: погода больше чем на 10 дней не актуальна!
    Отличная точность прогноза — 3 дня, хорошая точность — 7 дней. Несмотря на использование самых современных технологий, модели погоды плохо работают на срок больше 10 дней. Впрочем, даже семидневное прогнозирование коррекции спроса относительно погоды даст вам некоторые преимущества.
  • Рекомендация #1: знай погодный портрет своих товаров!
    У большинства товаров есть "своя погода", когда спрос увеличивается в разы. Вы должны понять, какими характеристиками отличается "ваша" погода. Сделать это можно, проведя ретроспективу продаж относительно погоды, ретроспективу ключевых запросов (в Гугле или Яндексе) относительно погоды, ну или просто подумать хорошенько, а потом подумать еще раз.
  • Рекомендация #2: указывайте подходящие погодные условия в описании и на инфографике в ваших карточках!
    Верно указанные погодные условия повышают конверсию из заказа в покупку — то есть, снижают затраты на логистику и увеличивают маржинальность.
    Пример: если вы продаете демисезонные перчатки, укажите на инфографике температурный диапазон "выше 0℃". Тогда вам не придется оплачивать "покатушки" товара по морозным регионам, где их все равно не купят из-за не оправданных ожиданий. Нецелевых заказов станет меньше и для бизнеса это будет полезней.
  • Рекомендация #3: подстраивайте контент карточки под погоду и время года!
    Если у вас демисезонный товар, нужны разные варианты инфографики на осень и на весну. Потребитель всегда проецирует заглавную картинку на себя, и если весной на фото присутствуют признаки осени (типа желтой листвы), это оттолкнет потенциального покупателя. Конверсия из каталога в карточку снизится.
  • Рекомендация #4: для селлеров на схеме FBS/DBS — учитывайте прогноз погоды и заранее готовьте свои логистические мощности!
    Пример: зная прогноз погоды, можно заранее подготовиться: скорректировать графики работников склада, нанять дополнительный персонал или зафрахтовать машины. Так вы сможете грамотно принять всплеск заказов к обработке и доставке, не провалить сроки и при этом не потратить лишнего.
  • Рекомендация #5: если на дворе — "не сезон", но погода вдруг становится идеальной для продаж, используйте это чтобы дешево продвинуть подходящий товар (и даже немного расторговаться)!
    Пример: в летний сезон, когда погода становится холодной для лета (13-16℃), в этот момент реклама осенних товаров заметно дешевле, потому что многие селлеры избегают рекламировать товары вне сезона (либо у них нулевые остатки). Но фактор погоды мощнее, чем фактор сезонности — продажи идут, а рекламные ставки очень низкие.
  • Рекомендация #6: если товар имеет высокий рейтинг и хорошие отзывы, повышайте на него цену, когда погода становится идеальной для продаж! Оборот не упадет, а маржинальность повысится. Поднимите цену, позвольте себе заработать больше, главное — не упустить этот момент.

Краткое описание моей модели

Каждому товару присваивается сезонность и два признака погоды (вообще состояние атмосферы описывают семь основных переменных, но для простой модели достаточно двух): "температура" и "осадки".

Состояние каждого признака в зависимости от прогноза на конкретный день результирует в критерий:

  • "Идеально для продаж"
  • "Небольшой интерес"
  • "Нет интереса к покупке"
  • "Исключить признак из оценки" (перманентный критерий).

Комбинации критериев вызывают алармы (некоторые примеры):

  • "Поднимите цену!"
  • "Скоро всплеск продаж!"
  • "Возможно падение продаж!"
  • "Дешевое продвижение!"
  • "Проверьте описание и фото!"

С увеличением количества признаков и критериев модель будет становиться более функциональной и полезной, но и сейчас, всего при двух признаках, она уже дает своевременные и полезные подсказки. Кстати, сейчас модель проходит обкатку на моих товарах, но в дальнейшем будем внедрять ее в процесс обслуживания аккаунтов клиентов нашего сервиса. Если вам любопытно узнать, что еще мы умеем напишите мне в личку.

Отличная погода для селлеров! Зарабатывай больше на Wildberries и Ozon, используя прогноз погоды!

Эпилог

Рассказ о том, как погода отражается на продажах, может показаться кому-то "довольно очевидными вещами", но есть большая разница между знанием и его применением на практике. Ответьте себе честно на 2 вопроса:

1. Пользуетесь ли вы прогнозом погоды в управлении торговлей на маркетплейсах?

2. Если да, то насколько системно и регулярно ?

Пока я не могу точно оценить пользу от использования погодной модели в денежном выражении, но субъективно — уверен, что качество моих решений по управлению остатками улучшилось, ошибок при дозакупке или допоставке товара стало меньше, деньги работают эффективнее. Естественно, погода — не единственный фактор, на который я ориентируюсь, но он стал одним из ключевых при принятии краткосрочных и среднесрочных решений.

В конце хочу немного пофантазировать на тему "куда это будет развиваться? ". Да все просто — я считаю, что и у маркетплейсов и у погодных бюро достаточно больших данных для привлечения и обучения моделей AI, которые в скором времени смогут определять корреляцию погоды и продаж по конкретным товарам, помогать в принятии решений или принимать их автоматически.

1919
8 комментариев

Илья, напишите ИНН вашей компании - и мы всё увидим , какой там топ продаж и какая прибыль. А писать я делаю миллион прибыли в день - это в инстаграмме

Ответить

Без проблем: ИНН 500345698622
Ниже скриншот рейтинга среди всех продавцов ВБ по выручке (в заказах!) за последние 30 дней, как видите, я в топ 500. Данные от 14.10.2023
Надеюсь, что вы, как человек, который требует проверки честности от других, а также интересующийся продажами на ВБ и наверняка имеющим доступ в мпстатс, будете также честны и пройдете в мпстатс, посмотрите и подтвердите мой скриншот.

1
Ответить

Анальные пробки
- вне сезона,
покупайте на Озоне

Ответить

no comment )))

1
Ответить

я на контур фокусе посмотрю по налогам и прибыли. Выручка не интересна вообще.

Ответить

1. Вы видимо обладаете данными по реальной выручке всех селлеров ВБ, чтобы сравнивать и составлять собственный топ, верно? не подскажете откуда?
2. На скриншоте не выручка, а выручка в заказах(!), то есть объем продаж/заказанного товара. Реальная выручка зависит от процента выкупов, к тому же мпстатс считает неверно, но это «неверно» для всех, поэтому рейтинг более менее актуальный.
3. Каким образом вы увидите мою прибыль, если я ИП на УСН?
4. И даже если я ИП на УСН, вы все равно не можете знать точно нюансов налоговой ставки, следовательно, как вы вычислите объем моей выручки?

Ответить

Илья, очень даже интересно. В данной модели не только погоду можно подтянуть. Спасибо)

Ответить