В какой-то момент даже для обычной продажи товара, который действительно ищет пользователь, вам всё равно нужно платить, иначе ваше место будет далеко внизу. В итоге пользователи в заложниках у площадки и вынуждены получать не тот контент, который они хотят, но деваться некуда, иначе придётся рвать социальные связи. Создатели контента тоже в заложниках у площадки и вынуждены платить ей за доступ к аудитории, которая и так на них подписалась. Им деваться тоже некуда, потому что в других местах аудитории вообще нет, её площадка перетащила на первом этапе.
Тенденция оговнения коснулась не только соцсетей и маркетплейсов. Это общий тренд, которому не один десяток лет и связан с желанием увеличить прибыль, сократив расходы, при масштабировании бизнеса. Мы живем во времена одноразовости и имитации. Поэтому техника ломается сразу после завершения гарантийного срока, одежда живет 1-2 сезона, кроссовки разваливаются, продукты полны суррогатов и т. д. и т. п. Глобализация, мать её. За статью спасибо.
Переход на подписную модель (аренду) мотивировал бы производителей повышать качество и срок службы изделий и не лишал бы их выручки.
Была история про очень качественную чистилку для овощей. Она была вечной. Маркетологи придумали сделать ручку цвета картофельных очисток, чтобы ее хотя бы терять начали, чтобы приходили покупать повторно.
Я тут вижу еще одну плохую тенденцию, что, например, тот же маркетплейс из-за своей политики брать за все деньги, не оставляет выбора селлерам и заставляет их снижать издержки, чтобы оставить прибыль на том же уровне. А снижение издержек приводит не то что к "оговнению", а уже к продажи полного нефункционального го..на, место которого только на помойке.