"Оговнение" медиаплатформ

В связи с постоянными изменениями на маркетплейсах, от которых плюются , как клиенты, так и селлеры, рекомендую почитать статью канадского писателя Кори Доктороу. Из неё следует, что дальше будет только хуже!

"Оговнение" медиаплатформ

Статья на русском взята отсюда:

Оригинал статьи на английском:

Канадский писатель Кори Доктороу оказывается в начале года написал крутейшую статью в Wired под названием "The 'Enshittification' of TikTok". И как я только раньше не увидел?

Термин 'Enshittification' (то есть, что-то вроде "оговнение"), введённый автором, с тех пор даже попал в англоязычную Википедию. Он обозначает эффект, которому, по мнению Доктороу, подвержены практически все крупные интернет-площадки, будь то онлайн-магазин или социальная сеть.

Автор рассуждает о том, что в начале своего пути площадка хочет стать привлекательной для пользователей, поэтому заботится об удобстве и пользовательских сценариях.

В Amazon при старте был отличный поиск, позволяющий действительно найти нужный товар. В Facebook при старте была понятная лента из записей, оставленных вашими друзьями. В TikTok система рекомендаций действительно учитывала, какие именно видео вы лайкаете, и так далее. Набрав нужный объём аудитории, площадка меняет свои приоритеты на тех, кто платит ей деньги — как правило это представители бизнеса и другие выгодоприобретатели.

Amazon начинает за деньги ставить одних продавцов выше других в поиске, даже если их товары фактически хуже подходят под поисковый запрос.

Facebook начинает пихать вам в ленту рекламу и записи от продвигаемых людей и сообществ, даже если вы на них не подписаны. TikTok меньше учитывает ваши вкусы в рекомендациях и больше старается продвинуть ролики тех блогеров, которых он хочет к себе перетянуть.

Доктороу приводит такую аналогию: хозяин карнавала владеет аттракционом по метанию мячиков, в котором он может подстраивать механизм, управляя шансом победы игроков. С самого утра он даёт кому-то из участников выиграть гигантского плюшевого медведя, чтобы игрок весь день таскал этого медведя по карнавалу. Другие люди видят это и тоже хотят сыграть, но механизм уже переключен в проигрыш.

Когда вы приходите в новую соцсеточку, особенно если вы известный блогер с аудиторией, вам могут специально подкинуть кучу просмотров на первые посты: это "раздача гигантских плюшевых медведей".

Но музыка играет недолго. Со временем вы вынуждены будете конкурировать за просмотры с другими блогерами. А продавцы в интернет-магазине конкурируют за место в поиске с другими продавцами.

В какой-то момент даже для обычной продажи товара, который действительно ищет пользователь, вам всё равно нужно платить, иначе ваше место будет далеко внизу. В итоге пользователи в заложниках у площадки и вынуждены получать не тот контент, который они хотят, но деваться некуда, иначе придётся рвать социальные связи. Создатели контента тоже в заложниках у площадки и вынуждены платить ей за доступ к аудитории, которая и так на них подписалась. Им деваться тоже некуда, потому что в других местах аудитории вообще нет, её площадка перетащила на первом этапе.

Доктороу так и пишет:"...where a platform sits between buyers and sellers, hold each hostage to the other, raking off an ever-larger share of the value that passes between them"

Это случилось с Amazon, Google, Facebook.

Про последний кстати мне очень понравилась фраза: "Today, Facebook is terminally enshittified, a terrible place to be whether you're a user, a media company, or an advertiser."

Хочу обратить на неё ваше внимание. Когда я пишу о том, что использование Фейсбука не представляется возможным для вменяемого человека, это не вкусовщина и не хейт. Это объективный факт, который подмечают многие, в том числе крупные публицисты.

Таким образом, что характерно, площадка становится одновременно плохой и для юзера и для автора. Это и есть "оговнение".

ТикТок, по словам Доктороу, переживает этот процесс прямо сейчас, и пути назад не будет.

Интересно, что это далеко не первый заметный человек, который рассуждает о подобных вещах, находясь практически в мировом центре капитализма, породившего монополии. Но при этом совершенно ничего не происходит, никакие связанные с упоминаемыми проблемами процессы в обществе не меняются к лучшему. Для меня это выглядит, как если бы кто-то увидел за окном инопланетян, уничтожающих человечество, выпустил бы об этом статью, и дальше все пошли бы по своим делам.

33
3 комментария

Тенденция оговнения коснулась не только соцсетей и маркетплейсов. Это общий тренд, которому не один десяток лет и связан с желанием увеличить прибыль, сократив расходы, при масштабировании бизнеса. Мы живем во времена одноразовости и имитации. Поэтому техника ломается сразу после завершения гарантийного срока, одежда живет 1-2 сезона, кроссовки разваливаются, продукты полны суррогатов и т. д. и т. п. Глобализация, мать её. За статью спасибо.

2
Ответить

Переход на подписную модель (аренду) мотивировал бы производителей повышать качество и срок службы изделий и не лишал бы их выручки.
Была история про очень качественную чистилку для овощей. Она была вечной. Маркетологи придумали сделать ручку цвета картофельных очисток, чтобы ее хотя бы терять начали, чтобы приходили покупать повторно.

1
Ответить

Я тут вижу еще одну плохую тенденцию, что, например, тот же маркетплейс из-за своей политики брать за все деньги, не оставляет выбора селлерам и заставляет их снижать издержки, чтобы оставить прибыль на том же уровне. А снижение издержек приводит не то что к "оговнению", а уже к продажи полного нефункционального го..на, место которого только на помойке.

Ответить