реклама
разместить

"Оговнение" медиаплатформ

В связи с постоянными изменениями на маркетплейсах, от которых плюются , как клиенты, так и селлеры, рекомендую почитать статью канадского писателя Кори Доктороу. Из неё следует, что дальше будет только хуже!

"Оговнение" медиаплатформ

Статья на русском взята отсюда:

Оригинал статьи на английском:

Канадский писатель Кори Доктороу оказывается в начале года написал крутейшую статью в Wired под названием "The 'Enshittification' of TikTok". И как я только раньше не увидел?

Термин 'Enshittification' (то есть, что-то вроде "оговнение"), введённый автором, с тех пор даже попал в англоязычную Википедию. Он обозначает эффект, которому, по мнению Доктороу, подвержены практически все крупные интернет-площадки, будь то онлайн-магазин или социальная сеть.

Автор рассуждает о том, что в начале своего пути площадка хочет стать привлекательной для пользователей, поэтому заботится об удобстве и пользовательских сценариях.

В Amazon при старте был отличный поиск, позволяющий действительно найти нужный товар. В Facebook при старте была понятная лента из записей, оставленных вашими друзьями. В TikTok система рекомендаций действительно учитывала, какие именно видео вы лайкаете, и так далее. Набрав нужный объём аудитории, площадка меняет свои приоритеты на тех, кто платит ей деньги — как правило это представители бизнеса и другие выгодоприобретатели.

Amazon начинает за деньги ставить одних продавцов выше других в поиске, даже если их товары фактически хуже подходят под поисковый запрос.

Facebook начинает пихать вам в ленту рекламу и записи от продвигаемых людей и сообществ, даже если вы на них не подписаны. TikTok меньше учитывает ваши вкусы в рекомендациях и больше старается продвинуть ролики тех блогеров, которых он хочет к себе перетянуть.

Доктороу приводит такую аналогию: хозяин карнавала владеет аттракционом по метанию мячиков, в котором он может подстраивать механизм, управляя шансом победы игроков. С самого утра он даёт кому-то из участников выиграть гигантского плюшевого медведя, чтобы игрок весь день таскал этого медведя по карнавалу. Другие люди видят это и тоже хотят сыграть, но механизм уже переключен в проигрыш.

Когда вы приходите в новую соцсеточку, особенно если вы известный блогер с аудиторией, вам могут специально подкинуть кучу просмотров на первые посты: это "раздача гигантских плюшевых медведей".

Но музыка играет недолго. Со временем вы вынуждены будете конкурировать за просмотры с другими блогерами. А продавцы в интернет-магазине конкурируют за место в поиске с другими продавцами.

В какой-то момент даже для обычной продажи товара, который действительно ищет пользователь, вам всё равно нужно платить, иначе ваше место будет далеко внизу. В итоге пользователи в заложниках у площадки и вынуждены получать не тот контент, который они хотят, но деваться некуда, иначе придётся рвать социальные связи. Создатели контента тоже в заложниках у площадки и вынуждены платить ей за доступ к аудитории, которая и так на них подписалась. Им деваться тоже некуда, потому что в других местах аудитории вообще нет, её площадка перетащила на первом этапе.

Доктороу так и пишет:"...where a platform sits between buyers and sellers, hold each hostage to the other, raking off an ever-larger share of the value that passes between them"

Это случилось с Amazon, Google, Facebook.

Про последний кстати мне очень понравилась фраза: "Today, Facebook is terminally enshittified, a terrible place to be whether you're a user, a media company, or an advertiser."

Хочу обратить на неё ваше внимание. Когда я пишу о том, что использование Фейсбука не представляется возможным для вменяемого человека, это не вкусовщина и не хейт. Это объективный факт, который подмечают многие, в том числе крупные публицисты.

Таким образом, что характерно, площадка становится одновременно плохой и для юзера и для автора. Это и есть "оговнение".

ТикТок, по словам Доктороу, переживает этот процесс прямо сейчас, и пути назад не будет.

Интересно, что это далеко не первый заметный человек, который рассуждает о подобных вещах, находясь практически в мировом центре капитализма, породившего монополии. Но при этом совершенно ничего не происходит, никакие связанные с упоминаемыми проблемами процессы в обществе не меняются к лучшему. Для меня это выглядит, как если бы кто-то увидел за окном инопланетян, уничтожающих человечество, выпустил бы об этом статью, и дальше все пошли бы по своим делам.

33
реклама
разместить
3 комментария

Тенденция оговнения коснулась не только соцсетей и маркетплейсов. Это общий тренд, которому не один десяток лет и связан с желанием увеличить прибыль, сократив расходы, при масштабировании бизнеса. Мы живем во времена одноразовости и имитации. Поэтому техника ломается сразу после завершения гарантийного срока, одежда живет 1-2 сезона, кроссовки разваливаются, продукты полны суррогатов и т. д. и т. п. Глобализация, мать её. За статью спасибо.

2

Переход на подписную модель (аренду) мотивировал бы производителей повышать качество и срок службы изделий и не лишал бы их выручки.
Была история про очень качественную чистилку для овощей. Она была вечной. Маркетологи придумали сделать ручку цвета картофельных очисток, чтобы ее хотя бы терять начали, чтобы приходили покупать повторно.

1

Я тут вижу еще одну плохую тенденцию, что, например, тот же маркетплейс из-за своей политики брать за все деньги, не оставляет выбора селлерам и заставляет их снижать издержки, чтобы оставить прибыль на том же уровне. А снижение издержек приводит не то что к "оговнению", а уже к продажи полного нефункционального го..на, место которого только на помойке.

Есть всё необходимое, но цена от $599 — смущает: первые впечатления от iPhone 16e

Журналисты отмечают хорошее время работы на одном заряде и неплохую заднюю камеру, но недовольны отсутствием MagSafe.

Источник: Celso Bulgatti / Cnet
44
33
22
реклама
разместить
День 1103: с блокировки активов российских инвесторов в ЕС прошло три года

Собираем новости, события и мнения о рынках, банках и реакциях компаний.

Источник фото: Unsplash
55
11
11
Intel откладывает запуск заводов в Огайо до 2030 года.
Intel не строит

Intel перенесла строительство заводов в Огайо ($28 млрд) на 2030 год, а производство начнется не раньше 2031-го. Компания сокращает расходы после дорогого перехода к контрактному производству. Второй завод откроется в 2032 году. В 2024-м Intel уволила 15% сотрудников, приостановила дивиденды и запустила программу экономии. ПандаФинанс

11
Доллар

На мировой олимп Штаты взошли благодаря ВМВ. Пока европейцы воевали друг с другом, Америка делала деньги. Неудивительно, что в 1944 году на Бреттон-Вудской конференции американцам удалось протолкнуть создание МВФ и доллар как новую международную валюту.

Доллар
55
10 лет был предпринимателем: Я закрыл 2 своих компании и устроился в 38 лет на работу в IT.

Обычно все рассказывают, как ушли из найма и открыли многомиллионный бизнес, а тут всё шиворот-навыворот. Но это отнюдь не история провала, прочтёшь и сделаешь выводы сам...

10 лет был предпринимателем: Я закрыл 2 своих компании и устроился в 38 лет на работу в IT.
2727
22
11
11
Как я взбодрил Яндекс и повысил видимость бизнеса на Картах…с помощью публичной огласки

Решил подключить приоритетное размещение для московского салона красоты. Предварительно подготовился: SEO настроили, отзывы собрали, разделы заполнили по максимуму. Ждём наплыва клиентов.

Но вместо того, чтобы наблюдать бум звонков, я обнаружил карточку студии по запросу «салон красоты» при приближении на 50-60 метров.

1818
99
11
11
Сделали эффектный лендинг с анимациями и 3D-графикой для стратегической игры Invisible War

Привет, на связи Purrweb — мы разрабатываем IT-продукты для бизнеса и стартапов. Недавно мы создали лендинг для онлайн-игры Invisible war — с анимацией и яркими визуальными элементами. А чтобы игрок с первых секунд погружался в атмосферу игры, сделали на главной странице мощное видео с 3D-графикой 🔥

Сделали эффектный лендинг с анимациями и 3D-графикой для стратегической игры Invisible War
1212
22
Потратили 100 тыс. рублей на группу ВК за месяц для FMCG бренда. Получили 1200 новых покупателей и 3,4 тыс. подписчиков без продающих постов.

Привели клиенту целевых подписчиков в 2 раза дешевле рынка, которые сметали товар с полок магазина.

33
22
[]