Раскрыли секреты геоаналитики для бизнеса на вебинаре Platforma. Краткая выжимка идей и фактов

21 сентября Platforma собрала ведущих экспертов отрасли Big Data и провела масштабный ликбез для предпринимателей и менеджеров бизнеса об использовании геоаналитики.

На вебинар зарегистрировалось около 300 участников. На нем спикеры рассказали, как вообще работают механизмы геоаналитики для бизнеса и почему они сейчас доступны абсолютно всем, а не только самым крупным компаниям. А еще зрители узнали, как снизить инвестиционные риски на 50% за счет инструментов геоаналитики.

Запись вебинара в открытом доступе, ее можно посмотреть здесь. А в этой статье мы сделаем выжимку самых интересных мыслей спикеров.

Содержание:

Раскрыли секреты геоаналитики для бизнеса на вебинаре Platforma. Краткая выжимка идей и фактов

Как развивалась геоаналитика и почему сейчас она доступна даже малому бизнесу

По словам Николая Нашутинского, директора по продукту Platforma, еще пять лет назад геоаналитика была прерогативой только самого крупного бизнеса. Только банки, телеком-операторы и федеральные ритейлеры могли собрать достаточное количество геолокационных данных пользователей, чтобы строить на этом аналитику.

Мелкому и среднему локальному бизнесу было неоткуда брать информацию, поэтому открытие новых точек розничной торговли, центров услуг или пунктов выдачи товаров превращалось в лотерею. Инвестиционные риски были настолько высокие, что десять лет назад примерно 20-30% новых бизнесов и торговых точек закрывались в первые 1,5 года. И одна из главных причин — неправильный выбор локации.

Четыре года назад мы запустили Platforma как раз для того, чтобы те предприниматели, кому геоаналитика больше всего нужна, получили доступ к ее возможностям.

Николай немного рассказал, как все это работает. Для построения математических моделей мы используем обезличенные большие данные от банков, телеком-операторов, бюро кредитных историй. Каждый отдельный параметр наносится на карту города и формирует геослой.

Раскрыли секреты геоаналитики для бизнеса на вебинаре Platforma. Краткая выжимка идей и фактов

Выглядит это как раскрашенная карта, но все не так просто. Для крупных городов количество геослоев превышает несколько тысяч. Здесь собраны демографические данные пользователей, банковские транзакции, статистика интернет-трафика, а также информация о локальном бизнесе: офисах компаний, производствах, торговых представительствах, розничных магазинах и прочее.

Чтобы найти локацию для открытия популярного бизнеса (салон связи, автосервис, продуктовый магазин и так далее), не нужно глубоко анализировать все тысячи слоев, которые мы можем предоставить. После кросс-аналитики эксперты обычно подбирают 10-15 слоев с самой высокой предсказательной силой и строят математическую модель именно на них. А клиент уже видит готовую «тепловую» карту города, где подсвечены наиболее благоприятные локации для открытия конкретного вида бизнеса.

То есть, предприниматель может получить не только цифры для самостоятельного анализа, но и готовые выводы. Для распространенных задач у Platforma уже есть готовые «рецепты». Сегодня таких готовых георешений – 35, они доступны в 40 городах.

К примеру, если человек хочет открыть кофейню, то самыми важными геослоями для него будут:

  • мужчины и женщины 20-45 лет по месту работы или проживания;

  • транзакции в кафе и ресторанах в локации;

  • количество и стоимость аренды торговой недвижимости;

    общее количество кафе и ресторанов.

  • количество конкурентов на месте;

Раньше для малого бизнеса собрать подобную информацию самостоятельно было либо крайне сложно и долго, либо невозможно вообще. Сейчас же это дело десяти минут.

Маркетинг и аналитика на основе геоданных: опыт компании СДЭК

Олег Сыромятов, руководитель направления «Франчайзинг» компании СДЭК, в свою очередь, рассказал, как геоаналитику можно использовать для бизнес-целей крупных компаний.

СДЭК начал заниматься геоаналитикой около трех лет назад. Больших данных у компании было достаточно для полноценного предиктивного анализа, поэтому айтишники разработали собственную внутреннюю платформу под названием «Здоровье сети».

Система приносила результаты: на ее основе эксперты анализировали, как представлена дистрибуция сети. Но на определенном моменте топ-менеджеры решили, что не готовы полноценно вкладываться в развитие собственной геоаналитической системы. Вместо этого СДЭК подписали договор с компанией, которая специализируется именно на геоанализе, и стали прицельно тестировать, как его инструменты способны драйвить бизнес.

Олег подчеркнул, что это решение — не панацея и волшебная палочка для СДЭК, но оно действительно помогает решать следующие бизнес-задачи:

  • Снижать инвестиционные риски при открытии новых отделений и постаматов, в том числе и для франчайзи.

  • Оптимизировать дистрибьюцию и доставку.
  • Улучшить процессы управления и развития сети.

Сейчас компания уже работает с десятками геослоев и продолжает тестировать новые. Самыми важными аналитики СДЭК считают показатели пешеходного трафика, интенсивность ритейла, средний чек в локации, а также количество квартир и офисов.

Сейчас СДЭК использует геоаналитику для отслеживания дистрибуции сети и подготовки рекомендаций для франчайзи по открытию новых точек. Но в дальнейшем холдинг планирует превратить геоаналитику в полноценный бизнес-инструмент, с помощью которого можно будет оценивать эффективность работы точек и строить полноценный предиктивный анализ на основе искусственного интеллекта.

Геоаналитика в банковском секторе: принципы банка ВТБ

Как один из лидеров российского банковского сектора, ВТБ активно развивает направление геоаналитики. О том, как именно это происходит, рассказывал Юлий Шамаев, тимлид команды Data Science-геомоледирования.

Для банковского сектора геоаналитика — это инструмент для снижения рисков, ведь здесь при открытии новых отделений цена ошибки очень высокая. В первую очередь инструменты геоаналитики позволяют прогнозировать количество новых привлеченных клиентов.

Наиболее часто для банковской сферы интерес представляют геослои кредитоспособности населения и скорингового балла — то есть, насколько успешно жители обслуживают кредитный долг. Вот, к примеру, как они выглядят на карте Новосибирска.

Раскрыли секреты геоаналитики для бизнеса на вебинаре Platforma. Краткая выжимка идей и фактов

Уже только на основе двух слоев можно построить предположение, что при открытии нового отделения на юге можно ориентироваться на кредитоспособное население, но при этом количество заявок на кредиты будет небольшим. А, к примеру, на западе можно ожидать высокий поток клиентов, но при этом будет выше риск просрочек по оплате. Аналитика геослоев дает математическое подтверждение гипотезам, которое можно и нужно использовать при принятии бизнес-решений.

Грамотная система геоаналитики помогает находить тренды и закономерности целевой аудитории, используя сотни и тысячи слоев. А при использовании с другими инструментами можно достичь синергии, которая еще больше улучшит качество предиктивного анализа.

Сколько должны стоить данные?

Одной из главных тем на вебинаре была доступность Big Data и геоаналитики. Отдельное внимание спикеры уделили дискуссии, сколько именно должны стоить данные.

Николай Нашутинский рассказал, как устроено ценообразование в Platforma. Есть два основных подхода: клиент покупает отдельно геослои и с помощью собственных аналитиков строит предположения или же приобретает готовую прогностическую модель, которую уже построили наши специалисты.

Необработанные геоданные должны стоить недорого — все спикеры считают, что они должны быть доступными даже малому бизнесу. К примеру, в Platforma один геослой для большинства городов обойдется клиенту в 600 рублей. А готовая модель с «тепловой картой» населенного пункта и ответом на конкретный запрос — от 3000 рублей. Если учитывать, что такая модель в перспективе снижает инвестиционные риски на 30-50%, то это совсем небольшие деньги.

Конечно, для Москвы и Санкт-Петербурга стоимость геоаналитики выше, но и инвестиционные риски там сильно выше. Стоимость открытия ресторана в Москве и, к примеру, в Самаре отличается в 2 раза, поэтому даже готовое решение за 60 000 рублей для московского бизнеса будет максимально выгодно, ведь это только 1-2% от стартовых расходов.

Олег Сыромятов считает так же. Более того, он рассказал, что СДЭК планирует предоставлять данные геоаналитики своим франчайзи вообще бесплатно при заключении договора. Это поможет предпринимателю выбрать более выгодное место отделения, а это значит, что компания будет стабильно получать роялти и значительно реже сталкиваться с провалами франчайзи.

Интерес крупного и малого бизнеса к геоаналитике растет. Предприниматели и топ-менеджеры активно знакомятся с новыми сервисами для старта и развития бизнеса. Постепенно геоаналитика превращается из дорогой игрушки крупных концернов в доступный и полезный инструмент.

В свою очередь, мы в Platforma планируем и дальше развивать серсисы геоаналитики: улучшать предиктивные модели и способы обработки геоданных, создавать больше готовых «рецептов» для малого бизнеса и как можно сильнее популяризировать работу с геоданными на российском рынке.

2020
7 комментариев

А, к примеру, на западе можно ожидать высокий поток клиентов, но при этом будет выше риск просрочек по оплате.

Так и запишем - на западе Новосибирска открываем пункт микрозаймов)))

1
Ответить

Судя по их количеству, они везде востребованы вообще везде:(

Ответить

вот интересна обратная связь от бизнесов, которые пользовались геоаналитикой, у тинька сервис недавно запустился, но у них бесплатно вообще.

Ответить

У них бесплатно, но функционал достаточно ограничен. Есть пара фишек, которые не поддерживаются — все впечатление смазывается из-за этого(

Ответить

Про банки и СДЭК понятно, а, например, Дикие Ягоды и OZON пользуются чем-то таким? Слышала только, что они смотрят на охват зоны другими своими отделениями.

Ответить

Как данные Бюро кредитных историй сопоставляются с местоположением людей? Это закон не нарушает вообще?

Ответить

Франчайзи СДЭК тоже имеют доступ к геоаналитике? Никогда не слышала.

Ответить