ML прогнозы спроса на полгода вперед - деньги на ветер? На примере индустрии моды

Насколько далеко в будущее можно прогнозировать спрос методами машинного обучения? Если не вдаваться в детали, то на 6 месяцев вперед. За пределами 6 месяцев невозможно оценить точность и опираться на прогнозы уже опасно.

ML прогнозы спроса на полгода вперед - деньги на ветер? На примере индустрии моды

Торговая сеть FashionIsMyProfession прочитала о преимуществах ML при прогнозировании спроса. Генеральный директор Василий понял - вот она, серебряная пуля. Будем прогнозить спрос на годы вперед, как раз цикл производства и доставки из Китая полтора года.

План был хорош и быстро приведен в исполнение. Потратили N-ное количество миллионов, внедрили ML, запрогнозили спрос на два года вперед. В соответствии с ML разместили заказ на заводе, привезли в Россию.

А вот результаты получились скромными. Финансисты не зафиксировали увеличения прибыли, а логисты вообще посмеялись над нововведением. Одним словом - никаких выигрышей, одни расходы на внедрение. Василий был озадачен и раздосадован.

В чем же причина фактически провала применения машинного обучения в FashionIsMyProfession? А причина в некорректной проблеме, которую попытались решить с ML. Спрогнозить спрос на полтора года вперед для оптимизации производства и доставки - плохая идея.

Если бы мир был компьютерной игрой с заранее установленными правилами - все бы получилось. Но в реальном мире непрерывно меняются тенденции, изменяются факторы спроса, даже сами потребители и их привычки.

А мнение математики на сей счет?

Максимально наглядно похожий эффект можно описать на примере экстраполяции* данных при моделировании.

Скажем Любовь - конструктор квадрокоптеров . Она моделирует, какую нагрузку сможет взять квадрокоптер в зависимости от его размера. Эксперимент показал, что если квадрокоптер в длину 20 см, то взять он сможет 600 г груза. Если 10 см - то около 300 г груза.

Приходит запрос от отдела продаж - нам срочно нужен квадрокоптер, который сможет взять 900 г, покупатель готов заплатить любую сумму.

Казалось бы - ну квадрокоптер размером 10 см берет 300 г, а 20 см - 600 г., ну какие эксперименты, давайте сразу заказ в производство запустим на партию в 100500 экземпляров размером 30 см. Так? Математика говорит веско - нет.

<p>Пример зависимости ширины доверительного интервала для значения функции y = F(x) от аргумента x. Штриховая линия — график линейной аппроксимирующей</p><p>функции, сплошные линии — границы доверительного интервала</p>для значения функции F(x).

Пример зависимости ширины доверительного интервала для значения функции y = F(x) от аргумента x. Штриховая линия — график линейной аппроксимирующей

функции, сплошные линии — границы доверительного интервала

для значения функции F(x).

На графике описан простой факт - доверительный интервал нарастает катастрофически быстро как только мы выходим за пределы измеренных значений. Математически строго “погрешность вычисляемой величины быстро растет с удалением аргумента от среднего значения измеренных значений ”.

И отправив в партию 100500 квадрокоптеров мы легко получим 100500 никому не нужных квадрокоптеров.

Подобный эффект и при прогнозировании спроса - как только мы сильно удаляемся от фактических данных по продажам - ошибка прогноза начинает нарастать. И прогнозировать вперед лучше не далее, чем на 6 месяцев. В таком случае мы еще сможем оценить точность прогноза, дальше - уже нет.

Какие задачи ML решит

Василию и FashionIsMyProfession надо было начать внедрение ML с решения иной задачи. Задачи прогнозирования спроса на 6 месяцев вперед. И с помощью 6-месячного прогноза распределять товары со склада по регионам и точкам продаж. В этом случае и прогноз спроса можно оценить, и оптимизировать промо активности компании. При этом в горизонт прогнозирования в 6 месяцев задача ложится идеально.

Кроме того, прогнозирование спроса стало бы лишь первым этапом. Далее с его помощью можно решить задачи оценки прибыль/риск по SKU и оптимизации ассортиментной матрицы. К примеру, продукт BAI Gem БАИ Прогноз "из коробки" прогнозит на 6 месяцев вперед, а плагины как раз решают задачи оптимизации аcсортиментой матрицы.

Как итог - FashionIsMyProfession увеличили бы прибыль на 1-3 % и заработали от внедрения ML.

Вместо вывода

Если вы решили внедрить ML - начните с прогнозирования краткосрочного спроса. И не надейтесь на точность прогнозирования дальше 6 месяцев вперед.

Основные задачи ML - оптимизация промо и ассортиментной матрицы. Начните с них. После этого можно внедрить другие приложения машинного обучения.

И работайте с данными. Чем качественнее временные ряды и атрибуты товаров - тем точнее прогнозирования. И легче автоматизировать прогнозирование спроса при отсутствии постоянной ассортиментной матрицы.

*Экстраполяция - это перенос выводов, сделанных относительно какой-либо части объектов или явлений, на всю совокупность данных объектов или явлений.

88
реклама
разместить
6 комментариев

Спасибо. интересно

Всегда пожалуйста)

Ого, третий за комментарий за год, прям очень реалистично выглядит

Любой производитель или продавец спокойно может прогнозировать на год чисто на своих эмпирических знаниях.

Любая ML обучается на предыдущих данных, так что она может улучшить прогноз предпринимателя на 5-10%.
А 5-10% ничего толком не решает.

А экзогенные или структурные сдвиги ни одна модель не сможет предсказать.


Увеличение прибыли 1-3% катастрофически малый результат, любой другой фактор мог повлиять на повышение прибыли.

Зависит от отрасли и размера бизнеса. Для одних компаний и 5-10% мало, но для крупного бизнеса это большая разница.
А увеличение прибыли фиксируется по результатам АБ-тестов.

Егор, большое спасибо за статью, все предельно понятно, увеличение прибыли на 1-3 % для крупного бизнеса это очень ощутимая история, нужно понимать что прогнозирование спроса не всегда направленно только на это, как Вы верно подметили много зависит от отрасли и особенностей конкретного бизнеса.