Где найти диктора для озвучки: разбираем все варианты, как заказать голос диктора для вашего проекта

Видеоролики, аудиогиды, корпоративные фильмы, аудиокниги, автоответчики, объявления в торговых центрах — это малая часть того, где нужна озвучка. Если вы новичок в этой сфере, то при вводе в поисковой системе фразы «заказать дикторскую озвучку» можете быть ошеломлены: вы увидите несколько страниц с предложениями от разных студий аудиопродакшна с сотнями актёров озвучивания. Выбор очень большой, и только чёткое представление о том, как выстраивается процесс заказа озвучки, поможет вам принять решение, подходящее для вашего бизнеса или ситуации. Предлагаю в этом детально разобраться.

Где найти диктора для озвучки: разбираем все варианты, как заказать голос диктора для вашего проекта
Андрей Одинцов
Диктор и основатель онлайн-сервиса заказа озвучки Overvoice

Привет, меня зовут Андрей Одинцов, я развиваю умный онлайн-сервис заказа озвучки Overvoice. О тонкостях выбора подходящих дикторов для разных проектов знаю не понаслышке: я работаю в индустрии озвучивания 15 лет и понимаю, на чём строится вся цепочка от начала формирования заказа до непосредственного выпуска аудиопродукции в эфир.

В этой статье:

Что такое озвучка, и зачем она вам может понадобиться?

Закадровый голос (или дикторская озвучка) — это речь, которую произносят, и при этом вы не видите говорящего. В случае телевидения или видеороликов озвучка используется в дополнение к видеоряду и передаёт часть информации. Кроме этого озвучка может использоваться как самостоятельный носитель информации в аудиоформате, например, по радио, в подкастах или в качестве аудиокниг. Дикторскую озвучку не следует путать с дубляжом, хотя актёры озвучивания могут предоставлять обе услуги.

Дубляж — это тема для отдельного разговора, но коротко скажу, что его принципиальное отличие от озвучки заключается в том, что он незаметен для зрителя, потому как сохраняет тональное, эмоциональное и техническое богатство оригинального саундтрека.

Где чаще всего необходим закадровый голос? Вот некоторые из наиболее распространённых сфер, для которых заказывают озвучку:

  • производство телевизионной или аудио- (в том числе радио-) рекламы;
  • производство видеороликов;
  • производство онлайн-курсов;
  • запись аудиокниг;
  • повествование в видеоиграх;
  • подкасты.

Первый важный шаг в процессе поиска диктора — это понимание того, для чего вам нужна закадровая речь. В дальнейшем это облегчит принятие ключевого решения по выбору голоса.

Итак, вам нужна озвучка. Какие варианты у вас есть для того, чтобы решить эту задачу?

  • Записать свой голос самостоятельно. Или, допустим, не свой, а попросить своего друга начитать текст, потому что вам кажется, что его голос приятно звучит. Либо делегировать эту задачу кому-то из сотрудников, если проект делается в рамках компании, в которой вы работаете.
  • Озвучить текст при помощи нейросетей.
  • Обратиться в агентство или студию аудиопродакшна.
  • Самостоятельно нанять диктора.

Каждый из этих путей имеет свои плюсы и минусы. Давайте посмотрим, что стоит за каждым из них и какие обстоятельства могут побудить вас сделать выбор в пользу одного из них.

Запись озвучки своими силами

На первый взгляд этот вариант может показаться самым простым и дешёвым. Голос у вас есть (если вы не переоцениваете свои способности), он бесплатный, и его можно записать при помощи простого диктофона в смартфоне. С точки зрения человека непосвящённого, звучит как реально осуществимый план. С точки зрения человека из мира аудиопродакшна, говорит о том, что результат будет непрофессиональным. Однако и такой путь имеет право на существование, если бюджет ограничен, да и сам проект не претендует на масштабность.

Где найти диктора для озвучки: разбираем все варианты, как заказать голос диктора для вашего проекта

Если у вас всё же есть желание освоить сферу озвучивания в профессиональном ключе, то в наши дни это возможно благодаря доступу к онлайн-образованию. Но здесь нужно сделать оговорку: это только начало пути, которое не сделает вас диктором в одночасье. Для озвучивания собственных аудиопроектов этих знаний и навыков может быть достаточно. Для того, чтобы самому стать диктором и предлагать услуги по озвучиванию — крайне мало, потому как за каждым профессиональным диктором стоят годы практики.

И если уж мы говорим о грамотном подходе к процессу записи голоса своими силами, то здесь остро стоит вопрос оборудования и организации пространства для аудиозаписи. Даже если ваша студия звукозаписи будет находиться дома, вам нужно позаботиться:

  • о звукоизоляции для минимизации фонового шума и эха;
  • о профессиональном микрофоне (дикторы используют конденсаторные, динамические или USB-микрофоны);
  • о наушниках;
  • об аксессуарах вроде кабелей, аудиокарты, микрофонной стойки, программного обеспечения для микширования и редактирования.

Всё это потребует немалого бюджета, но и результат вы получите гораздо более качественный, чем при любительском подходе и записи озвучки на диктофон в смартфоне. Такой затратный и трудоёмкий путь подойдёт тем, кто планирует регулярно записывать закадровый голос и хочет иметь полный творческий контроль над своим конечным продуктом.

Озвучка текста при помощи нейросетей

Лет 10-15 назад, если бы я был вынужден писать эту статью, главы с озвучиванием текстов при помощи нейросетей однозначно не было бы. Однако сейчас мир медиапроизводства переживает цифровую эру, и за счёт развития технологий мы теперь имеем возможность синтезировать устную речь из письменной при помощи искусственного интеллекта.

Где найти диктора для озвучки: разбираем все варианты, как заказать голос диктора для вашего проекта

Сегодня нейронные сети могут звучать разными голосами, менять возраст говорящего или учитывать определённую интонацию — потенциал озвучки постоянно растёт и совершенствуется. И в целом такой вариант годится для многих задач, но подходит далеко не для всех.

Например, озвучить при помощи нейросетей автоответчик или нон-фикшн в довольно урезанном варианте можно, но люди как конечные получатели такого контента не хотят его слушать в больших объёмах. Каким-то необъяснимым образом мы чувствуем, что это не человек читает текст. Да, всё прилично звучит, но есть некие слабослышимые моменты, когда становится заметна не та интонация (человек так не говорит), и в итоге чувствуется некая фальшь.

Но даже с учётом некоторой неестественности и сложности в передачи эмоций при помощи нейросетей, такой вариант озвучки вполне оправдан для небольших задач.

Во-первых, это может быть экономически эффективным в ситуациях ограниченного бюджета. За счёт автоматизации процесса создания голосового контента стоимость синтезированной озвучки в разы дешевле услуг профессиональных дикторов. Грубо говоря, вы оплачиваете только использование специального софта, который создаёт устную речь из письменной.

Во-вторых, при помощи нейросетей проще заниматься локализацией аудиоконтента. Искусственный интеллект преодолеет языковые барьеры и сделает это гораздо быстрей, чем если бы вы искали носителя иностранного языка, чтобы он озвучил ваш текст.

Заказ озвучки в агентстве или студии аудиопродакшна

Этот вариант подходит для многих ситуаций, когда требуется озвучка. И с тех пор, как Интернет стал доступен практически всем, выход на агентства и студии аудиопродакшна максимально упростился — достаточно написать в поисковике «заказать дикторскую озвучку». Хотя моя практика показывает, что серьёзные компании до сих пор ищут агентства по рекомендациям, и этот факт не поддаётся какому-либо осмыслению.

Работа с агентством всегда строится по определённой схеме:

  • Вы как клиент определяетесь, на каком языке вам нужно озвучить текст, который в большинстве случаев у вас уже заготовлен, и вы знаете, какого он объёма.
  • На сайте агентства вы фильтруете (если это позволяет функционал) дикторов по их расценкам, полу, возрасту, цели озвучки.
  • Прослушиваете дикторские демо, чтобы найти подходящий вариант голоса.
  • Сообщаете менеджеру агентства, какого диктора вы выбрали, и предоставляете ваш текст для озвучки.

или

  • Вы сообщаете менеджеру агентства ваши требования к дикторскому голосу, чтобы он сам подобрал подходящий вариант.
  • Предоставляете текст для озвучки менеджеру.
  • Менеджер передаёт текст выбранному диктору.
  • Диктор записывает аудиоролик и передаёт в агентство.
  • Агентство делает чистку аудиоролика и отдаёт готовый проект клиенту, то есть вам.
  • Вы довольны результатом и используете аудио в своих целях.

Некоторые агентства и студии предлагают больше, чем просто услуги озвучивания, и могут помочь вам разработать сценарий, тогда в цепочку заказа озвучки встраивается ещё и сценарист (либо копирайтер).

Это довольно простое решение вопроса с записью закадрового голоса. При идеальном стечении обстоятельств после отправки вашего запроса конечный продукт в виде готового аудио приходит к вам на электронную почту. Вы не занимаетесь никакими техническими аспектами (и даже не догадываетесь о них), потому что основной пласт работы проделывают профессионалы.

Однако, как я уже сказал, здесь нужно делать сноску на идеальное стечение обстоятельств. Проявления реальности намного шире и не всегда такие радужные, особенно когда процессом правит коммуникация между людьми. Во-первых, не между всеми участниками цепочки формирования и исполнения заказа может сложиться коннект (и тогда к процессу примешиваются лишние эмоции), а во-вторых, сама цепочка может разрастись до целой толпы людей, которая принимает решения, согласовывает, вносит правки и даёт указания, как надо работать, что в итоге отражается на сроках проекта

Где найти диктора для озвучки: разбираем все варианты, как заказать голос диктора для вашего проекта

И всё же сотрудничество с агентством или аудиопродакшном имеет место быть и подходит вот для каких ситуаций:

  • у вас нет желания постигать азы процесса озвучивания, вы хотите отдать текст и получить готовый продукт;
  • вам срочно нужна озвучка;
  • ваш проект подразумевает профессиональный подход во всём, в том числе и работу профессионального диктора;
  • вам нужна озвучка единоразово, и, возможно, вы больше никогда не будете заниматься решением подобных задач;
  • вам нужна озвучка постоянно, и вы хотите регулярно передавать процесс по озвучиванию на аутсорс.

Самостоятельный поиск и найм диктора

Если мы говорим о самостоятельном поиске подходящего для проекта диктора, то подразумеваем использование фриланс-платформ или маркетплейсов услуг, где дикторы как самостоятельные участники процесса рекламируют свои услуги и устанавливают собственные расценки. Конечно, можно ещё постараться «нагуглить» нужного диктора в поисковиках или соцсетях, чтобы предложить ему лично участие в проекте, но изначально вы всё равно будете делать отсев кандидатов через какие-либо агрегаторы.

Такой подход может оказаться вполне эффективным, так как можно опираться в принятии решения ещё и на отзывы других клиентов, и сэкономить на оплате дикторских услуг, потому как из цепочки согласований исключены агенты и менеджеры.

Сам процесс заказа озвучки через фриланс-биржу аналогичен тому, как вы заказываете другие услуги в подобных сервисах:

  • Вы как клиент связываетесь с диктором через платформу.
  • Диктор с вами согласовывает требования к записи закадрового голоса и условия оплаты.
  • Диктор производит запись голоса и предоставляет её вам.
  • Вы получаете аудиофайл и счастливы, что задача выполнена.

Из доступных в России платформ с подобными услугами могу упомянуть всем известные Профи и YouDo, где дикторские услуги вынесены в отдельный раздел. Но, на мой взгляд, проще сразу воспользоваться узкоспециализированным сервисом типа Overvoice, развитием которого я как раз и занимаюсь. И дело здесь не в том, что я пользуюсь, скажем так, служебным положением и рекламирую свою платформу, а в том, что Overvoice заточен под заказ именно дикторских услуг и учитывает специфику этой сферы. Например, здесь есть раздел «Подборки дикторов» (такого больше нигде нет), где все демо уже заранее отсортированы по целям будущих проектов и настроению аудиороликов. Это сильно упрощает процесс заказа.

Подробно на всех возможностях Overvoice останавливаться не буду, об этом здесь уже есть большой материал, где рассказано, как мы разрабатывали сервис, почему вообще такая идея появилась и что скрывается за простым интерфейсом — предлагаю ознакомиться.

Бюджет решает всё

Несмотря на то, что теперь вы знаете обо всех вариантах заказа озвучки, на окончательное решение часто может влиять стоимость этой услуги. Даже если вы заранее определите сумму, которую готовы потратить на закадровый голос, в реальности она может стать выше, так как тарифы могут варьироваться от агентства к агентству, от платформы к платформе и даже от диктора к диктору в рамках одной и той же услуги.

Например, вы можете потратить 15 000 рублей на оборудование домашней студии звукозаписи или 150 000. Вы можете нанять диктора через платформу за 700 рублей за 30 секунд записи или за 9 500. Важно ещё учитывать, что чистка самой озвучки тоже потребует оплаты.

Еще один момент, о котором следует помнить в отношении стоимости, — это плата за создание аудиороликов федерального уровня. Ролики, которые готовятся к трансляции на федеральных каналах и предполагают охват широкой аудитории, оплачиваются по другим тарифам.

Если вы планируете сэкономить на озвучке или хотите быстро получить высокопрофессиональный продукт, доступ к онлайн-платформам озвучивания будет лучшим вариантом. Если же вы собираетесь часто записывать закадровый голос и не против инвестировать в развитие собственных навыков, вариант «Сделай сам» может оказаться эффективней, особенно потому, что он сэкономит вам деньги в долгосрочной перспективе.

22
1 комментарий

я бы хотел пройти обучение в школе дикции , все таки это полезный навык и может пригодиться

Ответить