«Производство в точке "ноль"»: глава «Синема парк» и «Формулы кино» о неохоте снимать в IMAX и проблемах с оборудованием

Главное из интервью гендиректора объединённой киносети Алексея Васясина для РБК.

Алексей Васясин. Источник: РБК
Алексей Васясин. Источник: РБК

О качестве контента в прокате

  • Хорошее кино всегда собирает «много» денег, говорит Васясин, но «его должно быть количественно больше, и оно должно быть качественнее и технологичнее с точки зрения и процесса съёмок, и воспроизведения». Речь в том числе об использовании форматов 3D, ScreenX и IMAX, которые «вообще исчезли» после ухода зарубежных кинокомпаний.

К сожалению, наши «продакшены» сейчас в плане технологий по непонятным мне причинам находятся в точке «ноль» и даже 3D не могут сделать. А ведь когда-то они это прекрасно умели. Фильм «Сталинград» Фёдора Бондарчука снимался не просто в 3D, а в IMAX, а это был 2013 год.

Алексей Васясин
  • Глава объединённой киносети понимает, что производители боятся не окупить растущие затраты, но оправдывать дорожающие билеты в кино нужно в том числе разнообразием качественного контента.
  • На вопрос о том, как обстоят дела с канадской IMAX, которая ушла из России ещё в 2022 году и запретила использовать одноимённый формат для российских фильмов, Васясин ответил коротко: IMAX «ничего запретить не может». В 2023 году суд в Москве обязал компанию исполнять условия договоров с кинотеатрами.

Сейчас у нас стоит 29 условных «мерседесов» в гараже, а мы ездим на условных «ладах» 2000-х, потому что для «мерседесов» у нас нет подходящего «бензина» в виде кино.

Алексей Васясин

О дефиците разнообразия фильмов

  • Российский кинопрокат исторически был разделен на два направления. Первое — национальная идея («Сталинград», «Движение вверх»), второе — комедии («Холоп»).
  • В последние годы компании пытаются также зарабатывать на сказках — те «сейчас пошли в гору». Но однажды и они кончатся, говорит Васясин. Россиянам, по его словам, нужны «эмоциональные технологические ленты» — мелодрамы, трагедии, приключения, ужастики.
  • Открытым остаётся и вопрос о том, что смотреть молодёжной аудитории, которая привыкла к «условным "Мстителям" и "Человеку-пауку"». Шаг в этом направлении — выпуск «Мастера и Маргариты» (собрал 1 млрд рублей за 11 дней), но производителям нужно «бежать, а не шагать».
Аугуст Диль в роли Воланда в «Мастере и Маргарите» Михаила Локшина
Аугуст Диль в роли Воланда в «Мастере и Маргарите» Михаила Локшина

О проблемах с оборудованием

  • Оборудование с поддержкой DCP-формата для хранения, передачи и проигрывания цифровых кинокопий в коммерческих кинотеатрах «с каждым днём» дорожает, а купить его «всё проблематичнее».
  • Основными для России производителями киносистем и проекторов остаются американские Dolby Labs и Christie, но они по собственной инициативе приостановили официальные поставки продукции, поэтому приходится возить технику через параллельный импорт, а это «дороже и дольше».
  • Объединённая киносеть находила производителей ламп для проекторов в Китае, но некоторые из них взрываются и тем самым выводят из строя весь проектор, а это «несколько тысяч долларов издержек». В России предприятий по производству таких деталей пока нет.

Что касается проекторов, есть инициатива якутских производителей, но пока это очень сырая разработка, которая больше напоминает китайский маломощный проектор с наклеенным сверху якутским лейблом.

Алексей Васясин
  • Так и не заместили и зарубежное оборудование для попкорна. На рынке появляются китайские аппараты, но в тестировании они «не очень и по производительности, и по вкусу». Правда, альтернативы — это «в любом случае хорошо», отмечает Васясин.

О поддержке со стороны государства

  • Рабочих встреч между отраслевыми правительственными ведомствами и производителями, показчиками и дистрибьюторами не было. В основном правительство ограничивалось «различными высказываниями [главы Минкульта] Ольги Любимовой в прессе».
  • В 2022 году власти отказались выделять 6,5 млрд рублей на поддержку кинотеатров. Из-за этого у них нет возможности планировать наперёд. Васясин рассказал, что в 2023 году компания закрыла семь кинотеатров, а на февраль 2024 года сворачивает ещё один в Санкт-Петербурге и думает закрыть одну из точек в Москве. Строить новые кинотеатры при этом будет «безумно дорого».

Если раньше мы закладывали горизонт возврата инвестиций на семь-десять лет, то сейчас этот срок выходит за пределы договора аренды.

При существующей ставке рефинансирования ЦБ надо заниматься какой-то криминальной деятельностью, чтобы надеяться вернуть инвестиции. Когда доходность отрасли 12-15%, она не может кредитоваться под 20%.

Алексей Васясин
  • До сих пор не решена ситуация и с «предсеансными» показами. По закону показывать фильмы без прокатного удостоверения «вроде как» нельзя, «но на это закрывают глаза». Узаконить «серый прокат» тоже не спешат. «Пограничное состояние — худший из вариантов», — говорит Васясин. По его мнению, «министерствам пора определиться с вектором развития».

Об ожиданиях и планах на 2024 год

  • По итогам новогодних каникул правительство отчиталось о «рекордных» кассовых сборах, но, по словам Васясина, в некоторых случаях прирост обеспечила не посещаемость, а цена билета. Да и по итогам всего января показатели оказались хуже прошлогодних и по деньгам, и по количеству зрителей, добавил руководитель.
  • Полнота репертуара во многом зависит от Фонда кино и Минкульта. По словам директора сети, именно они могут «напрямую управлять сеткой релизов, чтобы не было сегодня густо, а завтра пусто». Он также надеется, что в 2024 году будет больше легальных зарубежных новинок, потому что «отсутствие конкуренции провоцирует расслабленность».

Когда на одной беговой дорожке с тобой Голливуд, пускай с сильными ограничениями, ты понимаешь, что тебе кто-то дышит в спину, и бежишь быстрее, задумываешься о технологиях, маркетинге. Когда такого движения нет, думаешь: зачем делать качественно или снимать в 3D? И так посмотрят, выбора всё равно нет.

Алексей Васясин
  • По словам Васясина, весной прокату должен помочь выход фильма «Сто лет тому вперёд», но лето «будет тяжёлым». К июню на экраны выйдет «Майор Гром: Игра», но три месяца он «не закроет», даже если соберёт 500 млн рублей (первый «Майор Гром» в 2021-м собрал 317 млн рублей). Чтобы годовая касса кинотеатров составила 40-50 млрд рублей, лето должно принести «хотя бы» 2-2,5 млрд рублей.
  • В планах самой киносети — рассмотреть новые направления бизнеса в рамках единой экосистемы: чтобы человек пришёл на фильм и остался перекусить, купить что-нибудь и «развлечься». Детали Васясин не привёл, но сказал, что первые шаги компания сделает до конца года и заложила в эти инициативы несколько сотен миллионов рублей.
Кадр из фильма «Майор Гром: Игра» Олега Трофима
Кадр из фильма «Майор Гром: Игра» Олега Трофима
30
122 комментария

Какой же базированный чел, респект

Что касается проекторов, есть инициатива якутских производителей, но пока это очень сырая разработка, которая больше напоминает китайский маломощный проектор с наклеенным сверху якутским лейблом.

Так и не заместили и зарубежное оборудование для попкорна. На рынке появляются китайские аппараты, но в тестировании они «не очень и по производительности, и по вкусу».
Прямо как со всем в стране, все горько и невкусно

43
Ответить

А мне кажется чел просто говорить как есть, правду, и это очень хорошо. Этого в стране в принципе мало.

35
Ответить

но в тестировании они «не очень и по производительности, и по вкусуВозвращаемся во времена "жри че дают"

12
Ответить

что, кукурузу в микроволновке не могут приготовить? Или в кино какой-то особенный голливудский попкорн?

2
Ответить

Не знаю, зачем показывать каждую неделю этот фасфуд по типу Марвела, тупейших комедий и ужастков.

Все культовые фильмы нормально смотрели без этого псевдо-3D, IMAX и тд.

2
Ответить

Дааа, мужик рубит прям

1
Ответить

Урааа, дали возможность лишний раз сказать, что все плохо

Ответить