Контентом на вечнозеленые темы интернет переполнен. Материалы появляются ежедневно, заполняя поисковую выдачу и соцсети. Конкурировать в этом поле сложно. Есть альтернатива — «голубой океан» коммуникации в лице ньюсджекинга. Разбираемся, что это за технология, какие есть тонкости и подводные камни.Что такое ньюсджекингНьюсджекинг — рассказ о компании или продукте через актуальные новости . Термин происходит от английских слов news (новости) и hijacking (угон), дословно «угон новостей». В чем суть: в сети вирусится инфоповод — еще вчера о теме никто не знал, сегодня она у всех на слуху. Так это выглядит в «Google Трендах»:Компании, чтобы не строить продвижение контента с нуля, создают материалы на основе обсуждаемой новости. В результате сразу получают свою минуту славы без больших затрат. Впервые о ньюсджекинге в контексте продвижения заговорил американский маркетолог Дэвид Мирман Скотт. В 2011 году вышла его книга Newsjacking: How to inject your ideas into a breaking news story and generate tons of media coverage («Ньюсджекинг: как воплотить свои идеи в горячем новостном сюжете и привлечь массу внимания СМИ»), подробно рассказывающая об этой технологии. Автор сформулировал основные принципы ньюсджекинга и рассмотрел примеры применения, считая самым удачным успех скандального американского издателя Ларри Флинта. Так что концепция относительно новая — ньюсджекинг зародился на волне развития новых медиа. Коллеги оценили идею Скотта и продолжили развивать тему. Вышло еще несколько книг с примерами и лучшими практиками. Технология так понравилась маркетологам, что о ней узнал весь мир. Причин успеха ньюсджекинга несколько. С его помощью бренды:эффективно повышают узнаваемость за счет виральности инфоповода;вовлекают аудиторию, так как тему хочется обсуждать;выигрывают у конкурентов, которые игнорируют ньюсджекинг или реагируют на новости с опозданием;показывают аудитории, что пристально следят за индустрией и быстро реагируют на изменения;становятся человечнее, поскольку говорят с пользователями на одном языке и разделяют их интересы.Как запустить ньюсджекинг в компании?Популярным может стать любой инфоповод: от тапания по хомяку до сохранения ключевой ставки Центробанком. В результате компании из разных сфер выигрывают от ньюсджекинга: за счет раскрученных новостей расширяют охват и вовлекают аудиторию. Запустить его просто — всего в четыре шага.1. Анализ целевой аудиторииДля начала нужно чуть ближе узнать клиентов: определить не только их демографические данные и род занятий, но и круг интересов, любимые соцсети и СМИ. Узнать, какие новости их потенциально могут заинтересовать и на каких площадках. Так будет проще искать перспективные инфоповоды. Получить информацию помогут:опросы и глубинные интервью;анализ эффективности контента компании: какие темы лучше вовлекают, какие каналы работают успешнее;анализ аудитории СМИ. Часто эти данные есть в открытом доступе;изучение тематических чатов и групп в соцсетях.2. Выбор новостиНьюсджекинг начинается с мониторинга информационного поля. Об инструментах для его запуска подробно рассказали ниже. Когда все настроено, можно переходить к выбору новостей. Для этого полезно ответить на несколько вопросов:Этот инфоповод интересен целевой аудитории?Он связан с компанией или продуктом?Активно обсуждается в сети?Не может оскорбить, навредить или испортить репутацию бренда?Он не устарел, не начал раздражать?Если тема актуальна для аудитории и компании, живо обсуждается и не несет рисков, можно брать ее в работу. 3. Выбор канала распространенияВремя решить, для какой площадки готовить контент о новости. Это зависит от темы, предпочтений целевой аудитории, возможностей компании, бюджета. Если есть активные сообщества в соцсетях, используйте их. Нет — выбирайте свой блог, открытые площадки вроде Дзена или vc.ru. 4. Разработка контентаРеагировать на новость важно быстро. Лучше делать ставку на контент, подготовка которого не занимает много времени: пост в соцсети или небольшую заметку для СМИ. Еще желательно отказаться от долгих согласований. Если затянуть с публикацией, инфоповод забудется и не принесет результата.Как повысить эффективность ньюсджекинга?Пиар на чужих новостях не кажется чем-то сложным. Ищи инфоповоды, адаптируй под свою компанию — и готово. Можно собирать сотни лайков и все сильнее влюблять целевую аудиторию в бренд. Однако здесь есть свои золотые правила, о которых нельзя забывать:Быстрая реакция. Первые бренды, которые перекрашивали контент в розовый цвет после выхода фильма «Барби», умиляли. Через несколько недель идентичный креатив начал раздражать. Скорость имеет значение.Оригинальность. К обыгрыванию новости есть несколько подходов. Можно дать экспертный комментарий, если тема серьезная. Пошутить — юмор особенно оценят в соцсетях. Придумать акцию или даже новый продукт. Чего точно не стоит делать, так это копировать других. Однотипные сообщения воспринимают как спам.Аутентичность. Не стоит притягивать инфоповод к компании. Верность образу, позиционированию, стилю бренда важнее минутной славы.Безопасные темы. Важно проверять новость не только по ее содержанию, но и по внешнему контексту. Возможно, на днях произошло событие, после которого реакция компании будет неуместна. Принцип «не навреди» работает и в пиаре. Видите риск — лучше откажитесь от новости.Инфлюенсеры и партнеры. Расширить охват ньюсджекинга помогут посевы. Кстати, вирусный контент охотно распространяют бесплатно. Останется только договориться со СМИ, блогерам, экспертами и пабликами.Инструменты для ньюсджекингаВручную искать новости на сотнях площадок — не лучшая идея. Уйдет слишком много времени, к тому же велик риск упустить важное событие. Доверить мониторинг лучше специальным сервисам, как и анализ результатов. Сервисы для мониторинга новостейПервый шаг на пути к автоматизации — собрать ленты СМИ и новостных агентств в RSS. Например, в приложении Feedly. Он позволит просматривать обновления с разных сайтов в одном окне, а еще — искать популярные материалы по теме.Можно пойти дальше и поручить анализ новостей автоматическому сервису — вы будете видеть только самые популярные и перспективные. С этой задачей справятся Google Тренды, BuzzSumo, Product Radar (или Product Hunt), AllTop.Профессиональное решение — сервисы мониторинга СМИ, такие как, например, «СКАН-Интерфакс». Здесь можно в реальном времени следить за новостями, получать уведомления о новых публикациях по теме или в отрасли, искать горячие инфоповоды. Один из главных плюсов сервисов мониторинга СМИ — скорость: узнавать о набирающих популярность новостях получится раньше конкурентов. Сервисы для оценки эффективности ньюсджекингаИнструменты аналитики доступны локально. Например, охваты и вовлеченность в каждой соцсети можно посмотреть во внутренней статистике. Для записей в блоге компании данных еще больше — в «Яндекс Метрике» и «Google Аналитике». Многие блоговые площадки также дают доступ к цифрам. «СКАН-Интерфакс» делает экспресс-оценку инфоповодов, группируя все публикации об одном событии в кластеры и мгновенно анализируя количество публикаций в СМИ, охват и индекс заметности каждой новости.Данные по инфоповоду про смену названия банка «Тинькофф» в системе управления репутацией «СКАН Интерфакс»Локально можно оценить эффективность связанного с новостью контента, но влияние инфоповода на продвижение в целом — нет. Здесь нужен глобальный подход.Мониторинг упоминаний бренда после публикации покажет, как инфоповод изменил узнаваемость, какие эмоции вызвал, предупредит о риск-факторах.Динамика упоминаний инфоповода в системе оценки репутации «СКАН-Интерфакс»Типичные ошибки в ньюсджекингеВ ньюсджекинге много хорошего, но без подводных камней не обошлось. Вот о каких распространенных ошибках стоит помнить: Непроверенная информация. Важно реагировать только на проверенные, официально подтвержденные новости. Громкие заявления часто бывают «вбросами». В лучшем случае реакция на них будет выглядеть глупо, в худшем — навредит репутации вашей компании.Недостаток креативности. Банальность, высказанная даже на самую обсуждаемую тему, ничего, кроме скуки, не вызывает.Реакция на негативные отзывы и кризисные ситуации. Играть на проблемах других компаний — точно нет. Такой контент вдумчивая аудитория не оценит.Нарушение прав и этических норм. Юмор, скандал, интриги — все это полезно использовать для привлечения внимания, но в рамках приличия и этики. Важно помнить о золотом правиле морали и консультироваться с юристами по спорным моментам.Примеры успешного и неудачного ньюсджекингаСобрали несколько примеров ньюсджекинга для вдохновения. Профиль «Авиасейлс» в X — кладезь идей.*X, бывш. Twitter, продукт компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.Вот бренд шутит над помешательством людей на криптохомяке:А здесь выстраивает ассоциации с образами на Met Gala:С уходом сервисов из России компании традиционно готовят подборки аналогов. Вот отличный вариант ньюсджекинга:Выпускать полезный контент в ответ на выход фильмов, книг, игр — еще одна проверенная практика.Из более ранних примеров ньюсджекинга можно вспомнить бум на розовый цвет после выхода фильма «Барби», рекламу с нераскрывшимися кольцами во время Олимпиады в Сочи, многочисленные отсылки к сериалу «Игра престолов» на пике его популярности. А вот совсем свежий пример ситуативного пиара. В ответ на провокационную коммуникацию от Wildberries, запустившей по всей Москве наружную рекламу с надписью «Дима, оплати ей корзину на WB», компания «Яндекс.Путешествия» мгновенно отреагировала своей серией билбордов с сообщением: «Дима, корзина подождет. Заходи на Яндекс.Путешествия и вези ее в отпуск».Похоже, Диме придется в ближайшее время много работать. Неудачными можно назвать шутки о вспышке ботулизма в Москве из-за службы доставки и драках футбольных фанатов во время текущего Чемпиона Европы. Чувствительные темы лучше обходить стороной.ЗаключениеНьюсджекинг — один из видов партизанского маркетинга, дешевый, эффективный и востребованный у аудитории. Пользователи привыкли, что любимые бренды на волне событий: комментируют тренды, шутят или объясняют сложные вещи простым языком. Нравится ньюсджекинг не только клиентам. Компании с его помощью экономят бюджет, наполняют контент-план идеями и привлекают новую аудиторию. Стоит протестировать и оценить результат лично.
Ньюсджекинг особенно хорош тогда, когда у компании закончились инфоповоды!