Жива ли фотожурналистика?

At work John Moore
At work John Moore

Основатель Оксфордского фотофестиваля, британский журналист и фотограф Робин Лоранс для издания «Bird in Flight» выразил мысль, которая описывает сегодняшнюю ситуацию в сфере фотожурналистики: - «Главная задача фотожурналистики сейчас — выжить». Этот тезис подкрепляется мнением о том, что фотожурналистика стала атавизмом цифровой эры.

С самого начала XX века фотожурналистика была необходима, чтобы наглядно понимать, что на самом деле происходит в мире. Снимки фотожурналистов привлекали внимание к серьёзным проблемам, демонстрировали шокирующую правду и побуждали людей — а иногда и правительства — к действиям. Несмотря на такие важные функции, в современной фотожурналистике присутствует существенный кризис, который можно разделить на три главных проблемы:

  • жестокая конкуренция;
  • оплата работы;
  • кадровое переосмысление.

Эффективная фотожурналистика — это создание выразительных снимков, способных рассказать даже о том, что осталось за кадром, иногда требующее мужества перед лицом опасности. Нередко фотожурналисты погибают во время исполнения служебных обязанностей. Риск быть убитым или покалеченным - одно из условий работы в фотожурналистике. На подобные условия готов пойти не каждый, поэтому существует множество сфера фотожурналистики, которые имеют разную степень риска. Каждая из этих сфер заполнена уже состоявшимися фотожурналистами, которые не один год работают в издании. Лишь изредка начинающим, но зачастую не менее способным фотожурналистам удается заполучить аутсорс работу, за счет которой они могут получить как маленькую популярность, так и немного денег. Подобная ситуация формирует дефицит площадок для реализации и заработка фотожурналистов, а также порождает высокие уровень неоправданной конкуренции.

Несмотря на успех отдельных выдающихся фотокорреспондентов, фотожурналистика в целом сегодня находится в категории низкооплачиваемых работ. Всё меньше фотожурналистов получают хорошие деньги за репортажи из горячих точек и мест стихийных бедствий или подробное освещение социальных проблем. Между разными сферами фотожурналистики ставят равенство, поэтому можно встретить ситуации, когда военный фотожурналист получает столько же, сколько и гражданский фотокорреспондент. Лишь абсолютные поклонники фотожурналистики готовы рисковать жизнью ради кадров, за которые они получат среднестатистическую плату.

Очевидно заметить, что мир не всегда наполнен событиями. Иногда бывают длительные стагнации, которые сопровождаются тройкой мероприятий, на которых необходим фотокорреспондент. Любым СМИ - как крупным, так и мелким - не выгодно содержать в штате фотографа, который задействован не всегда эффективно. Именно поэтому современное СМИ имеет или штат аутсорс фотожурналистов, или бюджет для выкупа исключительных прав на использования наиболее интересных снимков. Подобная ситуация выгодна органам публичной передачи информации, но не фотожурналистам. Иными словами - нет стабильности в заработке, а вместе с этим - нет возможности заниматься фотожурналистикой в качестве основного вида деятельности. Подобная ситуация сказывается на рынке качественной фотожурналистики, из которой уходят именитые авторы. Люди попросту меняют род деятельности на более стабильный и высокооплачиваемый, а фотожурналистика остается страстным увлечением или хобби.

Проницательный читатель заметит, что каждая проблема сопровождается темой денег. Стивен Мэйес - бывший управляющий директор фотоагентства VII и исполнительный директор «Фонда Тима Хетерингтона» на одном из интервью выразил ключевую мысль современной фотожурналистики: «Это бизнес, поэтому фотожурналисты должны быть бизнесменами». Нет ничего постыдного в том, чтобы стремиться успешно монетизировать свою работу. Загвоздка лишь в том, что не все фотожурналисты хотят строить бизнес-модели для финансовой независимости. Поэтому рынок фотожурналистики претерпевает сильный отток, но существует значительная часть сообщества, которая вопреки всему запечатлевает историю.

4
11 комментариев