Российские стриминги в 2024: кто поддерживает музыкантов чаще и лучше?

Добавим на VC немного контента про музыкальную индустрию. Будет интересно тем, кто не только занимается бизнесом, маркетингом или IT, но и пишет свою музыку :)

Помните спотифай? Когда он пришёл в РФ, музыкальная индустрия мечтала о скором взлёте. Мол, наконец она встанет с колен и допрыгнет до мировой, а локальные группы смогут кататься в туры по Европе. Но в 2022-м мечтам пришёл конец. Редакции Spotify и Apple Music ушли из страны, и перспективные артисты остались заперты в рамках СНГ наедине с отечественными стримингами, их редакционными политиками и алгоритмами.

Это было в России, это было давно :) На фото: признанная российскими властями иностранным агентом Монеточка, в рамках кампании "Equal" от Спотифай в 2021 году на Times Square.
Это было в России, это было давно :) На фото: признанная российскими властями иностранным агентом Монеточка, в рамках кампании "Equal" от Спотифай в 2021 году на Times Square.

Пока Øneheart из Тамбова номинируется на Грэмми и является самым прослушиваемым российским артистом в Spotify, я в этом посте постараюсь разобрать, какой из российских стримингов лучше поддерживает местных музыкантов и развивает индустрию в РФ.

Сейчас на российском рынке три основных стриминга и ещё парочка из разряда "когда-нибудь они станут востребованными".

Два главных — Вконтакте и Яндекс.Музыка.

В спину им дышит Звук от Сбера.

Ещё есть МТС Музыка, недавно запустилась Wink Музыка, но большинство артистов активно взаимодействует только с Яндексом и VK, а в последнее время ещё и со Звуком.

Каждый из стримингов по-своему взаимодействует с музыкантами и поддерживает их.

Рассмотрим и сравним подходы трёх основных: Яндекс, VK и Звук.

Яндекс.Музыка

По опросам в профильных каналах музыканты обычно больше всего довольны поддержкой со стороны Яндекса. Но мы с вами опросам слепо верить не будем и сравним всё объективно.

Фото: телеграм-канал "BandLink. СаундЧек"
Фото: телеграм-канал "BandLink. СаундЧек"

Вот, что Яндекс предлагает артистам:

  • Сервис BandLink, глубоко интегрированный с Яндекс.Музыкой. Яндекс купил бэндлинк несколько лет назад и превратил его из простого генератора мультиссылок в полноценный кабинет для артиста, где собирается аналитика сразу по нескольким важным для артиста сервисам (включая Яндекс.Музыку) и есть полезные метрики. Например, метрика "суперфаны" — те, кто слушал как минимум три ваших трека за последний месяц.
  • Оффлайн-ивенты. Яндекс организует профильные конференции для артистов под названием "BandLink СаундЧек". География пока не сильно обширна (пока, кажется, только Москва и Питер), но начало положено — музыкантам есть, где учиться и нетворкать.
  • Рекомендации. Начинающие артисты часто называют рекомендательную систему Яндекс.Волна самой ноунейм-френдли среди всех отечественных стримингов. Дополнительный буст новичкам может дать технология "Нитро" — недавнее нововведение, которое закидывает в Волну и активно бустит некоторых молодых артистов.
  • Пресейвы. Среди всех российских сервисов Яндекс единственный сделал адекватные пресейвы треков — без костылей и непонятных действий. Просто заходишь на страничку артиста и нажимаешь лайк под невышедшим треком, а в день релиза он появляется в фонотеке (только почему-то в альбомах, даже если сингл — немножко бред, но ок). А много пресейвов дают буст в рекомендациях, что полезно для артистов.
  • Редакторские плейлисты. Даже если вы издаетесь не через крупного дистрибьютора, вы можете запитчить свой трек редакции и получить шанс попасть в официальные плейлисты. В принципе, это мастхэв для всех площадок, и у каждого артиста есть свои "коронные" — кому-то больше везет в Яндексе, кому-то — в Звуке. Приоритетных для себя артистов редакция периодически поддерживает билбордами в крупных городах, но начинающим музыкантам на это особо нет смысла рассчитывать.
  • Донаты. В последнее время тоже мастхэв для площадок, но Яндекс периодически делает приятные акции — этим летом, например, выдавали 10000р некоторым подключившим донаты. Вдобавок иногда они устраивают акции по удваиванию донатов и другие способы стимуляции спроса на функцию.
  • Ресурсы в Telegram. Помимо официального канала Яндекс.Музыки, в Телеграме есть канал BandLink Саундчек — специально для музыкантов с постами специально для них. В комплекте бот для генерации смартлинков к новым релизам.
  • Акцент на визуале. В Яндексе артист может получить больше всего внимания от слушателей именно в визуальном плане. Во-первых, к каждому треку можно прикрепить так называемый видеошот — короткое видео, которое пользователь увидит при воспроизведении, и через которое можно продвигать свой образ и общий вайб. Во-вторых, интерфейс Яндекс.Музыки показывает юзерам большие и яркие фотографии артистов, что позволит продвигать не только музыку, но и образ.
  • Концерты. Если вы организуете концерт и привязали билеты к Яндекс.Афише (не обязательно при этом продавать основные билеты именно там), информация о нём может дойти до ваших активных слушателей — чуток сэкономите на рекламе.

Вконтакте

VK умер только для Твиттерских и комментаторов на VC, так что сразу отбросим в сторону мысли в стиле "Да кому он нужен". Сейчас это одна из главных площадок для продвижения своей музыки, где много как ребят постарше, так и молодёжи — школьников и студентов.

Фото: паблик "VK Музыка Трамплин"
Фото: паблик "VK Музыка Трамплин"

Вот, как ВК поддерживает артистов на своих ресурсах:

  • Сервис ВК Студия, который позволяет не только смотреть стандартную статистику, но и считать количество добавлений, постоянных и редких слушателей — полезно для подробной аналитики рекламных кампаний. Можно узнать даже то, сколько раз ваш трек отправили друзьям в ЛС (напоминаю, Вконтакте есть личные сообщения, в отличие от любых других стримингов).
  • Программа "Трамплин". Это чуть менее открытая история, чем конференции от Яндекса и Звука, но она даёт больше преференций тем, кто в неё попадает. Программа подразумевает поддержку выбранных молодых артистов, звёздное кураторство, фиты с известными артистами и элементы продюсирования.
  • Плейлисты и рекомендации. Рекомендации Вк музыки не славятся тем, что делают популярными ноунеймов, но, если ваш трек уже начал набирать аудиторию, они могут его подхватить. Хотя как знать, возможно приход нового продакта это изменит. Редакторские плейлисты тоже есть. На мой взгляд, они концептуально попроще, чем в Яндексе, зато их будто бы больше — что означает более высокие шансы попасть в них начинающему музыканту, если делать питчинг. Питчить без крупного дистрибьютора или лейбла тоже можно, правда для этого придётся пройти квест с поиском анкеты.
  • Свой лейбл. Буквально за час до написания этой статьи я узнал, что лейбл VK Records перезапускается. Он существует уже некоторое время, но пока не занял какое-то сильно заметное место в музыкальной индустрии. Возможно, это произойдёт через некоторое время после перезапуска.
  • Донаты. Как и везде. Правда, в случае с VK есть нюанс: пользователь донатит не в карточке артиста, а в его сообществе Вконтакте — предполагается, что вы должны его активно вести. Если с этим проблем нет, собирать донаты будет проще.
  • VK Fest. Очень заметное мероприятие, которое проходит в разных городах каждый год. Я не слышал, чтобы ВК звали выступать совсем уж начинающих ребят, а вот тех, кто уже начал набирать популярность (но при этом ещё не стал звездой) организаторы запросто могут и пригласить.
  • Инструменты для самостоятельного использования. В общем и целом ВК на данный момент как будто бы чуть меньше поддерживает именно молодых артистов, чем остальные стриминги. Однако это единственный из трёх основных игроков, у которого есть не только функционал стриминга, но и полноценная соцсеть. Таргет, встречи концертов, рассылки, паблики, рекомендации постов, ВК Клипы (которые в этом году наконец научились показывать не только треш-контент) и другие инструменты можно использовать самостоятельно и продвигать свою музыку без какой-либо редакторской поддержки.

Звук

Звук — далеко не самый популярный стриминг в России сейчас. Именно поэтому я совсем недавно наконец в него поверил — когда ты в роли догоняющего, приходится лезть из кожи вон, чтобы обогнать лидеров. Поэтому в некоторых телеграм-опросах Звук занимает почётное второе место по уровню поддержки молодых артистов, а сумма, которую артист получает за стрим, там чуть ли не выше всех.

Фото: тг-канал "Звук СТУДИО | для артистов"
Фото: тг-канал "Звук СТУДИО | для артистов"

Впрочем, инструментов в Звуке пока не так уж и много:

  • Звук СТУДИО. Стандартный минимум для любой платформы: свой кабинет для артистов. У Звука есть приятное преимущество в виде отдельного приложения для смартфонов, чего нет у других — в ВК Студия спрятана в мини-аппах, а статистика Яндекса вообще на стороннем сайте Бэндлинка, хоть и интегрированном в экосистему. В СТУДИО можно питчить релизы, подключать донаты, редактировать профиль и закреплять в нём релиз (это круто), а также отгружать музыку напрямую в Звук, минуя дистрибьюторов. В качестве бонуса: афиша профильных конференций и мастер-классов для артистов, а также раздел с профильными новостями.
  • Звук Бизнес. Сервис для B2B-дистрибьюции — делает так, чтобы ваша музыка звучала в заведениях, магазинах или торговых центрах. Для инди-артистов вряд ли актуально: в каталоге должно быть не менее 300 композиций, а пул жанров ограничен теми, которые будут уместны для бизнес-использования. Но может подойти тем, для кого музыка — скорее конвейер для заработка, чем искусство.
  • Сетка плейлистов от редакции. Для поддержки молодых артистов редакция выделила целую рубрику плейлистов — "Громче". Сразу несколько для разных жанров. Если запитчить свой трек через лейбл или СТУДИО, есть шанс в них попасть. Много ли прослушиваний даст такой плейлист — вопрос хороший, ибо Звук пока не самый популярный сервис в стране. Но как минимум это может стать заделом на будущее.
  • Оффлайн-ивенты для артистов. Звук проводит конференцию "Студийник", где можно обучаться или заниматься нетворкингом. Из плюсов к карме: не только в столицах. Например, будет Студийник в Нижнем Новгороде — лайк за децентрализацию.
  • Донаты. Как и везде :)
  • Ресурсы в Телеграм. Помимо общего тг-канала, для артистов есть отдельный — с новостями, полезной инфой и постами о других артистах, причём на околоиндустриальную тематику.

Рассматривать поддержку музыкантов от МТС Музыки или других игроков я не стал — в общемузыкантской среде эти игроки мелькают пока редко.

Хотя у того же МТС есть свой лейбл, в рамках которого артисты могут получить ощутимый буст.

В целом, я бы не сказал, что какой-то из трёх стримингов поддерживает артистов ощутимо больше и лучше. У всех свои плюсы, минусы и приколы. Если не класть яйца в одну корзину, можно получить пользу от всех по очереди :)

Всем удачи в записи и продвижении музыки!

Меня зовут Илья Бабин, я организую концерты инди-артистам, веду блог об этом и о музыкальном SMM "28 подписчиков", а в свободное время пристально слежу за новостями музыкальной индустрии, чтобы понять, как они повлияют на артистов и слушателей в ближайшем будущем.

Начать дискуссию