Инструкция по фактчекингу: завоевываем доверие аудитории
В статье копирайтер делится правилами выбора источников для создания контента, простыми инструментами для проверки фактов. Статья поможет тем, кто ценит доверие аудитории, думает о качестве текстов в сети.
Статью/пост украшают факты, статистика и отсутствие ошибок. Жонглирование, пренебрежение фактами может стоить бренду или блогеру доверия аудитории.
На Западе аудитория требовательна, в США получить «cancelled» можно и за небольшую оплошность. Бренды могут радоваться лояльности российских покупателей. Но и у нас ценят внимательность и честность компании.
Фактчекинг – старый добрый инструмент журналиста. Современный копирайтинг сблизился с журналистикой. Теперь mauvais ton писать: «Покупайте у нас, мы №1». Нужно рассказать о продукте, компании так, чтобы покупатель сам понял, кто №1. И только потом ненавязчиво предложить купить.
Для работы с информацией копирайтинг позаимствовал некоторые инструменты журналистики. Например, фактчекинг – проверка фактов (с английского fact checking).
Профессиональный копирайтер тщательно работает с данными: этому он учился, за это получает деньги. Если вы пока не работаете с копирайтером, то можете самостоятельно провести фактчекинг.
На этапе создания текста
Найти первоисточник
Чем потом перепроверять и переделывать, сразу работайте с проверенным источником. Им может быть:
- Человек
Для копирайтера первоисточником может быть специалист, сотрудник компании, клиент. Главное, чтобы человек ответил лично на вопросы. Человек может поделиться как фактами, так и мнением – это лучше отразить в тексте.
Не работайте с анонимом. Учитывайте личные выгоды и интересы
Хорошо: профессор МГУ
Плохо: аспирант неаккредитованного университета
- Статистика, аналитика собранная авторитетным агентством
Хорошо: Росстат, Вордстат, Банк России, Expert, Статистика.RU
Плохо: No name сайт с непонятными доменом
- Официальные бумаги
Ищите документы, акты органов, судов, техническую документацию на официальных порталах государственных органов, в Консультанте, Гаранте.
- События
Хорошо: самому посетить конференцию, мероприятие и написать об этом
Плохо: спросить у соседу, брат которого знал человека, который знал, того, кто там был
Вторичный источник
Есть умные люди, которые уже обработали информацию. Но доверять можно не всем.
Ищите информацию в научных статьях, книгах, которые получили рецензию (специалисты сферы подтвердили качество работы). Поищите в Google Scholar, в этой поисковой системе удобно искать тексты рецензируемых научных издательств.
Наличие рецензии хорошо, но необязательно. Есть полезные данные в базах известных университетов и научно-исследовательских центров, как Harvard, Oxford, Yale, французская бизнес-школа Insead, национальный исследовательский университет ВШЭ.
В сервисе ScienceDaily можно найти релизы научных новостей, исследований.
Можно брать информацию из авторитетных новостных изданий: Коммерсантъ, Ведомости, Forbes, РБК, The Economist, TASS. Но помните: издания имеют свой взгляд на происходящее.
Ознакомьтесь с исследованиями рынков и маркетинговыми анализами на сервисах: Euromonitor, Nielsen.
Сайты
Искать информацию в интернете удобно, но легко попасть на сомнительный сайт.
Есть CRAP test – гайд для проверки веб-ресурсов. Информация на сайте должна обновляться, быть актуальной, надежной. Автор должен давать ссылки на источники. Также учитывайте причины, по которым опубликован материал: продать/ научить/ вызвать ажиотаж.
Сервисы DomainTools, WHOIS, SimularWeb помогут получить данные о любом сайте. Время регистрации, информацию о смене домена и другую информацию, чтобы вы решили: доверять или нет.
Общеизвестные факты
Такие факты, как Земля – третья планета Солнечной системы, можно не подкреплять доказательствами. Их и так все знают.
Ищите информацию в англоязычном интернете
Научных исследований на русском языке почти нет. И большинство компаний делают релизы на английском. Зайдите в Google и переведите поиск на английский язык. Практика показывает: на русскоязычном пространстве меньше оригинального контента.
Количество источников
Работайте с несколькими источниками, около 3-5. Берите их из разных сервисов, медиа, чтобы увидеть разные подходы. Также лучше работать с несколькими специалистами, экспертами, очевидцами. Будет хорошо, если вы изучите разные точки зрения.
Работа с экспертами
Разобраться за день в теме, в которой специалисты разбираются годам, сложновато. Найдите человека, который уже сделал это, и попросите проверить текст, прокомментировать. Найти профессионала любой сферы можно на Pressfeed, Deadline.Media.
Оригинальность текста
Воспользуйтесь антиплагиатом, как text.ru, Advego. Сервис покажет, был ли скопирован материал и даст ссылки на оригинальный текст.
Работа с соцсетями
В соцсетях можно найти любую информацию. Есть расширение для Chrome Storyful Multisearch. Вводите ключевое слово — открывается множество вкладок с результатами поиска по популярным соцсетям. Конечно, социальные сети переполнены фейками, непроверенной информацией. Но там можно найти людей, специалистов, цитаты, описания событий.
По данным Facebook, около 2-3% аккаунтов — фейковые, то есть 60 миллионов человек. Поэтому анализируйте страницу человека, а еще лучше возьмите номер телефона и позвоните. Или созвонитесь по видеосвязи.
Фото и видео – тоже источник
Но и их нужно проверять. Сервисы Google Image Search или TinEye. показывают, загружали ли изображения в сеть раньше, кто это делал.
Сервис FotoForensics определит, есть ли изменения на фото.
Для видео есть инструмент от YouTube Data Viewer, он сам генерирует кадры из ролика и ищет в Google Image Search как самостоятельное фото.
За 5 минут до готовности материала
Опечатки
Это одновременно самый простой и сложный момент: вы проверяете только себя. Делать грамматические, орфографические и другие глупые ошибки плохо. Но ужасно делать ошибки в цифрах, датах.
Орфографию, грамматику можно проверить в программе LanguageTool. Но на 100% от ошибок сервис не убережет – проверяйте самостоятельно, читайте вслух на несколько раз.
Он/она?
Проверьте должности, расшифровку инициалов. Уточните мужчина или женщина, чтобы никого не обидеть.
Контактная информация
Убедитесь, что все адреса электронной почты, номера телефонов и другая информация, которую предоставляете, верны.
Не очень приятно прочитать отзыв: «Пришел по адресу на сайте, а там другая компания».
404
Хорошую статью будут читать и через месяц, и через год. Часто в старых статьях переходишь по ссылкам и видишь 404/NOT FOUND. Старайтесь время от времени проверять ссылки. Они могут не только не работать, но и потерять актуальность.
Проверьте дату
Даже самый надежный источник устаревает. Особенно техническая и медицинская информация. Чем новее источник, тем лучше.
Подведем итог
Впарить что-либо покупателем в 2020 сложно. Даже аудитория в России ждет честности, открытости, заботы о клиентах.
Плюсы фактчекинга:
Фактчекинг – инструмент, который поможет давать полезную информацию, без воды, преувеличения, fake news. А значит выстроить долгие доверительные отношения с клиентами, выделиться среди конкурентов.
Минусы фактчекинга:
Работа над каждым текстом – маленькое расследование. Здорово, если вы готовы собирать, анализировать информацию, изучать инструменты проверки. Труд окупится доверием аудитории. Но если нет, можно обратиться к копирайтеру (коммерческому автору).
Коротко
- Фактчекинг начинается на этапе написания текста: сразу работайте с надежными источниками.
- Лучше, чем один надежный источник – три надежных источника.
- Старайтесь найти источники, которые имеют разные точки зрения, разный опыт. Это сделает текст полезнее для читателя.
- Не стесняйтесь, если вы не разбираетесь в какой-то теме (например, квантовой механике). Найдите эксперта, даже комментарий плохого эксперта будет лучше вашего.
- Проверяйте себя на описки, опечатки, пробелы.
Комментарий недоступен
Спасибо, согласна с вами. Но без своих экспертных знаний лучше полагаться на формальные признаки. Я очень надеюсь, что профессора ТОЧНО компетентны в своей сфере. К сожалению, в моем провинциальном вузе большинство аспирантов просто прячутся от армии.
Росстат говорите...ну так себе достоверность.
И SimIlarWeb в статье должен быть, а не SimUlar
Спасибо за ваш комментарий. Можно везде смотреть, изучать разную информацию. Конечно, думать самим, перепроверять.