{"id":6322,"title":"\u042d\u043a\u0441\u043f\u0435\u0440\u0442\u044b Microsoft \u2014 \u043e \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u0430\u0445 \u0432 \u043e\u0431\u043b\u0430\u0447\u043d\u043e\u0439 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u043a\u0435","url":"\/redirect?component=advertising&id=6322&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/292291-korotko-konferenciya-dlya-razrabotchikov-ot-vedushchih-ekspertov-microsoft&placeBit=1&hash=375c2d721b2d9852bb87139c0426790661017b1f7b417f646406981606618620","isPaidAndBannersEnabled":false}
Медиа
Сбер

Мы сделали курс по UX-исследованиям в формате подкаста. Вот как он устроен (и где его слушать)

За последние пару лет к онлайн-обучению привыкли, кажется, все. И если обычно лекции — это видео, то школа дизайна Sber Design School пошла другим путём, выпустив курс по UX-исследованиям в формате подкаста. Ведём его мы — главная по маркетингу в Sber Design School Ирина Сергеева и UX Research Lead в SberDevices Алина Ермакова.

Сначала записи были доступны только сотрудникам Сбера, а сейчас их может послушать любой желающий. Рассказываем, как мы создавали аудиокурс — и почему пройти его полезно вообще всем.

Курс называется «UX-подкаст». В восьми выпусках мы обсудили, что такое UX-исследования, чем занимаются UX-исследователи, где искать респондентов, как не упустить инсайт и почему принципы UX-дизайна полезно знать всем.

Ирина Сергеева
ведёт подкаст «Ну, па-ап‪!‬» с 300+ тысячами прослушиваний

Три основные аудитории Sber Design School — дизайнеры, продакты и UX-специалисты. Отдельные материалы по UX-дизайну для сотрудников Сбера у нас уже были, но не хватало полноценного классного курса, который был бы интересен и UX-исследователям, и специалистам смежных специальностей. Весной 2020 года мы в Sber Design School решили исправить это. Коллеги познакомили меня с Алиной — человеком, который знает об этой теме всё. Алине идея понравилась, и мы стали выбирать формат.

Мы провели опрос среди коллег и выяснили, что у большинства нет времени полноценно погружаться в длинные видеокурсы, которые требуют полной концентрации и не позволяют параллельно делать что-то ещё, например работать. Зато оказалось, что многие слушают подкасты. Это проще: надеваешь наушники — и занимаешься своими делами.

Что такое Sber Design School?

Школа дизайна — часть СберУниверситета. В компании много дизайнеров самых разных профилей с огромным количеством компетенций в этой сфере. Им мы помогаем узкопрофильными курсами, а для более широкой аудитории собираем образовательные продукты про дизайн как инструмент создания логичных и полезных сервисов и систем. Всё это для того, чтобы поднять уровень дизайн-грамотности в Сбере и сделать его компанией, которая соответствует такому понятию, как Design-Driven Business (DDB). Найти курсы и другие полезные материалы можно на сайте Школы.

Поэтому когда мы решили сделать курс по UX-дизайну, я предложила отказаться от привычного формата видео с «говорящей головой» — и записать аудио. Люблю этот формат и сама с 2019 года веду подкаст «Ну, па-ап‪!‬», где объясняю своему 68-летнему папе, как работает digital — что такое стартапы, как теперь знакомятся в Tinder и зачем нам эмодзи и VR. Уже вышло больше 40 эпизодов, которые собрали 300+ тысяч прослушиваний.

У Алины опыт другой. Мы обе преподаем, но до нашего «UX-подкаста» она предпочитала офлайн- и видеолекции. Поэтому на первом созвоне идея Алине показалась странной — курс в формате подкаста? Без видео, без презентаций? Как это вообще? Но мы всё обсудили — и начали работать. К тому же, проект хотели делать именно с Алиной: она — опытный специалист, и лучше о UX-исследованиях никто не расскажет.

Поскольку цель была не просто поболтать под запись, а выпустить образовательный курс, мы сформулировали ряд требований. Например, решили заранее продумать чёткую структуру, а после выхода курса — измерять эффективность, в том числе с помощью метрик, которыми измеряют образовательные продукты, а не подкасты. Авантюра состояла в том, что Sber Design School до этого не пробовал упаковывать курсы в подкаст, да и на рынке я такого не встречала. Так как все работали удалённо, записывать эпизоды предстояло в Zoom. У меня уже было необходимое для записи оборудование, а вот для Алины мы арендовали микрофон, который ей привезли прямо домой.

Формат придумали такой: Алина отвечает на мои каверзные вопросы о том, как и зачем исследовать человека в контексте создания продуктов — и не только. Работа шла в удовольствие, хоть и не обошлось без сложностей. Так, нам постоянно мешали соседи с дрелями, которые, как и многие на карантине, затеяли ремонт. А когда я сбежала от шума ремонтов на дачу, там меня ждал сосед с газонокосилкой. Но всё получилось: беседы вышли очень человечными и интересными. Как мы и хотели.

Алина Ермакова

не верила в подкасты до 2020 года

До «UX-подкаста» я не доверяла аудиоформату: даже если меня звали в какой-то подкаст как гостя, участвовать не хотелось. Я не понимала, как без видео устанавливать контакт с аудиторией — и удивилась, что Ира хочет записать голосом целый курс. Для меня всегда была важна визуализация: презентации, наглядные картинки, графики. Даже опыт с онлайн-лекциями в видеоформате для меня поначалу был непростым, хотя преподаю я давно, например в Британской высшей школе дизайна и Bang Bang Education.

А тут надо было создать образовательный продукт, где я буду присутствовать только в наушниках пользователя. О тренде на подкасты мне было известно — многие друзья и знакомые начали слушать их на удалёнке. Стало интересно протестировать саму себя, посмотреть, как я справлюсь с задачей, получится ли сделать классный курс.

Ира сразу сказала: «Расслабься — как пойдёт, так пойдёт». В итоге получилась отличная коллаборация. У нас с Ирой подвешены языки: разбуди посреди ночи — и мы сделаем подкаст.

Я записывалась из дома, но с корпоративного макбука, который, не предупреждая, может запустить установку обновлений. Однажды это случилось во время записи — у нас был зарезервирован час, из которого нам 40 минут пришлось ждать, когда установка обновлений закончится. В итоге всё сделали очень быстро, но качество от этого не пострадало. В целом у меня остались приятные воспоминания: май, тепло, солнце, я сижу с микрофоном и разговариваю про UX-исследования.

Итогом я тоже довольна. Мне не хотелось делать курс про матчасть — это слушатели могут найти и в других местах. Упор сделали на реальные кейсы, на ситуации, с которыми я и моя команда столкнулись за последние годы. А ещё мы дали слово внутренним и внешним UX-исследователям, записывали с ними интервью.

Я думаю, что «UX-подкаст» интересен всем, кто создаёт продукты и хочет понять, как сделать их успешными. Курс — не про обучение UX-исследованиям за 8 лекций. Это скорее про майндсет: я хотела передать, насколько это круто — изучать людей, общаться с ними, слушать, исследовать их поведение. Эта практика помогает и в работе, и в жизни.

И самое главное: где послушать подкаст и как мы измеряли его эффективность

Поначалу «UX-подкаст» могли слушать только сотрудники Сбера. Когда оказалось, что курс зашёл, мы подумали: а почему бы не выкатить его для всех? Так спустя полгода после записи подкаст появился на внешних платформах. Послушать его можно тут:

Распространяя подкаст среди сотрудников, мы обвесили его вспомогательными материалами. Например, добавили глоссарий с понятиями, которые могут вызвать трудности. Ниже — пример.

Если вам встретились непонятные слова в подкасте, вот шпаргалка, которая поможет разобраться

As is / to be: текущий / целевой статус чего-либо (например, продукта или процесса).

Аджайлизация: внедрение методологии гибкой разработки (Agile) продуктов и сервисов. Почитать про Agile-трансформацию в Банке можно на странице Sbergile на платформе Confluence (внешняя ссылка).

Продакты, продакт оунеры: владельцы продукта (product owner) — роль в структуре Sbergile. Владельцы продукта отвечают за общий вектор развития и управления продуктом, в т.ч. на основании "Продуктового видения" (см. далее).

Human-centered design: человекоцентричный дизайн, направление дизайна, которое появилось в 1960-х годах. В основе HCD лежит идея, что дизайн чего-либо должен в первую очередь отвечать потребностям человека, который будет пользоваться объектом, а не техническим требованиям системы, которая лежит в его основе.

Эргономика: наука о присоблении объектов и систем для максимального удобства сотрудника.

Лэйаут (layout): расположение элементов и блоков в интерфейсе приложения или веб-страницы.

Продакт вижн (product vision): «продуктовое видение», документ, описывающий путь развития продукта, на основании которого определяются приоритеты разработки.


А ещё — описания кейсов, о которых говорим в выпусках. Если слушателя заинтересовал какой-то пример, можно изучить дополнительные материалы.

Кейс про страхование животных

Здесь стояла задача разработать продукт, который был бы чем-то новым не только для банка, но и для рынка в целом. Для этого потребовалось максимально глубокое и разностороннее исследование опыта не только владельцев собак и кошек, но и экзотических животных, а также экспертов из разных областей.

Исследование принесло команде ворох инсайтов. Например, приобретение питомца — это что-то сродни первой любви, но после того как спадает первая эйфория, владельцу часто непонятно, как выстраивать повседневную жизнь с животным. Еще одно открытие, что многие боятся обращаться к ветеринарам, предпочитая следовать советам друзей и знакомых. А также, что люди готовы вкладывать огромные средства в своих питомцев и это не имеет корреляции с их уровнем дохода.

Кроме того, сотрудники Сбера могут проверить и закрепить новые знания — к каждому выпуску есть тесты. Может и вам интересно ответить ;)

О чём важно помнить, проводя исследования с внутренними пользователями?
Они будут более критично настроены в отношении продукта
Они будут более требовательны в части отработки их обратной связи
Они будут менее охотно делиться отрицательной обратной связью
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Теперь про метрики. Формат подкастов подразумевает, что человек послушал выпуск и двинулся дальше — к следующему эпизоду. Так как проект образовательный, нам было важно понять, что именно человек узнал и запомнил.

Главная для нас метрика — Completion Rate, или то, что на внешних платформах называется дослушиваемостью подкаста. Она демонстрирует, сколько пользователей дослушали каждый выпуск до конца. Ещё один важный показатель — Net Promoter Score (NPS): у нас он равен 64. NPS отражает отношение тех, кто высоко оценил продукт, к критикам. Ещё слушатели на внутренней платформе могли ставить оценки: рейтинг «UX-подкаста» там составляет 4,9 из возможных пяти.

Если вы имеете отношение к созданию продуктов или просто интересуетесь этой темой, нам будет приятно, если вы послушаете первые 8 выпусков и оставите фидбэк в комментариях. Возможно, «UX-подкаст» ждёт второй сезон, так как человека можно (и нужно!) исследовать бесконечно!

А так выглядит наша обложка. Узнали, что на ней изображено? Как думаете, почему именно это?

{ "author_name": "Сбер", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 2, "likes": 7, "favorites": 35, "is_advertisement": false, "subsite_label": "media", "id": 250330, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Tue, 25 May 2021 12:22:40 +0300", "is_special": false }
0
2 комментария
Популярные
По порядку
2

Сложно не узнать)

Ответить
0

Дизайн школы, это чья-то дипломная работа? Если этот подкаст действительно крут, то пусть его послушают дизайнеры sber.ru, а то он у меня с сельской местности ассоциируется. Сбер, у вас столько денег, вы реально можете больше! Что вы какой ересью занимаетесь.

Ответить

Комментарий удален

Читать все 2 комментария
Лаборатория Google связала две африканские страны лазерным интернетом — 20 Гбит/с на 10 км по воздуху Статьи редакции

Такому каналу связи не мешают лёгкий дождь, дымка и птицы.

Сервис для друзей: как зарабатывает Fixed.one — центр ремонта техники Apple, который растёт без рекламы Статьи редакции

Компания с оборотом 50 млн рублей и прибылью 4 млн рублей в год ремонтирует устройства от Apple и продаёт подержанную технику «Яндексу», «Арзамасу», Level Travel и другим.

Осталось всего 3 дня, чтобы подать заявку в Finlanding
«Самокат» запустит доставку безрецептурных лекарств совместно со «Сбер Еаптекой» Статьи редакции

Благодаря партнёрству ритейлер планирует сократить время доставки с 1–2 часов до 15 минут.

Disney построил дом Винни-Пуха в английском лесу — его можно арендовать на ночь через Airbnb Статьи редакции

Ночь стоит от 7633 рублей.

Спальная зона Airbnb
В Москве стартовал прием заявок на соискание премий в области охраны окружающей среды

Победителям конкурса вручат  статуэтки с символом конкурса, нагрудные знаки и удостоверения, подписанные мэром Москвы.

фото: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы

Премия разделена на два блока и предусматривает финансовое вознаграждение. Один блок – конкурс в области охраны окружающей среды – включает 8 премий. Сумма награды составляет по 200 тысяч рублей и по 100 тысяч рублей в 4-х номинациях.

«Модульбанк» запустил сервис для анализа продаж на маркетплейсах (даже у конкурентов)

Он доступен бесплатно всем клиентам банка.

Brooke Cagle
Бренд спортивной одежды и обуви Under Armour вновь откроет магазины в России в 2022 году — «Ъ» Статьи редакции

Магазины бренда начали закрываться в 2019 году из-за высокой конкуренции.

Как успешно продавать кондиционеры с минимальными затратами на рекламу

Владелица магазина кондиционеров Светлана Исюк рассказала, как полезный контент и внимание к клиентам помогают выделиться на фоне конкурентов и как виртуальный маркетолог Макс помог продать 150 акционных моделей.

«Оптимальный портфель» – новая стратегия автоследования от «БКС Мир инвестиций»

«БКС Мир инвестиций» запустил новую стратегию «Оптимальный портфель» на площадке Fintarget – маркетплейсе инвестиционных стратегий.

null