{"id":11170,"title":"\u041a\u0430\u043a \u0437\u0430\u043c\u043e\u0442\u0438\u0432\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0438\u0433\u0440\u043e\u043a\u043e\u0432 \u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u0434\u0435\u043d\u044c\u0433\u0438","url":"\/redirect?component=advertising&id=11170&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/341559-korotko-uvelichit-prodazhi-cherez-sobstvennoe-prilozhenie&placeBit=1&hash=7a5df0ef2aad1850664a44a9e406536cb9a26738c002b57db0ec8a963322865f","isPaidAndBannersEnabled":false}

Правда или ложь в интернете: как не остаться в дураках

Мир переполнен информацией, причем, самой разнообразной: развлекательной, политической, научной, социальной и пр. К сожалению, львиная ее часть по различным причинам является ложной. Фейки могут писать для смеха, как это делают некоторые сайты, а могут для того, чтобы очернить конкурентов или даже развязать войну (информационную так точно).

Команда контент-маркетинговой платформы PRNEWS.IO делится своими мыслями и кейсами по поводу фейковых новостей, рассказывает как они рождаются и как не попасться на удочку дезинформации.

Об опасности фейков

Конечно, поддельные новости, созданные ради смеха, должны вызывать улыбку, не более. Но что делать с фальшивыми сообщениями, задача которых усиливать паранойю в обществе (которой и так много вокруг) или вызывать гнев, несогласие, страх?

Таких новостей много, и их распространяют с самыми разными целями. Кому-то нужно «выехать» на волне скандала, но он не задумывается о последствиях, кто-то завяз в политических играх, а кто-то хочет избавиться от конкурента.

Самое плохое заключается в том, что скорость распространения информации сегодня практически мгновенно делает ложь общедоступной. Ей начинают делиться, она множится с геометрической прогрессией и ситуацию становится еще хуже.

Многие помнят панику в Великобритании, вызванную слухами о том, что вышки 5G распространяют коронавирус. В итоге перепуганные местные жители пытались поджечь 20 таких вышек. Или фейки о том, что домашние животные болеют (и являются переносчиками) Covid-19, а вылечить болезнь можно с помощью водки, в которой необходимо вымачивать маску и орошать на ночь подушку (и, конечно, этим дышать).

С коронавирусом связана и отдельный пласт фейков о неэффективности или прямой опасности вакцинации, которые продолжают активно распространяться и сегодня.

Специалисты Pew Research Center провели исследование, которое показало: американцы считают ложную информацию опаснее расизма, терроризма и нелегалов. И если задуматься, в этом нет ничего удивительного, ведь с помощью лжи можно очень быстро разжечь расистские настроения, спровоцировать бунты и погромы. Достаточно сыграть на страхе или чувстве справедливости.

Как создают и распространяют фейки

Гитлер в книге «Моя борьба» писал, что большая ложь — это ложь настолько огромная, что никто не поверит в то, что кто-то имел смелость настолько бесстыже обезобразить действительность. И пропаганда времен Второй Мировой наглядно продемонстрировала эффективность этой большой лжи и ее влияние на сознание масс. К сожалению, у этих методов сих пор есть последователи, которые активно их используют и совершенствуют благодаря технологиям.

Если такую Большую ложь часто и с умным видом транслирует лицо, которому доверяют многие, в нее поверят. Одно из главных правил фейка — регулярное тиражирование и игра на негативных чувствах. Поверят даже в полную чушь, и если не все, то многие.

Как распознавать ложь

В своем исследовании, проведенном в начале лета текущего года, PRNEWS.IO , что новостям доверяют около 57% респондентов, а склонны перепроверять информацию — почти 43%. Это обнадеживает.

По каким же признакам участники нашего исследования отличают правду от лжи:

  • нет источника новости;
  • заголовок слишком эмоционален и гиперболизирован;
  • сайт-транслятор имеет сомнительный домен (rsfjord.ru, regiondv.com или gazetenka.com), а центральные СМИ о новости молчат;
  • с сайтом невозможно связаться, чтобы подтвердить авторство, отсутствуют контакты и аккаунты в соцсетях;
  • автор не указан;
  • материал подан однобоко и явно навязывает точку зрения автора читателям;
  • актуальность фактов и приложенных изображений (видео) вызывает сомнение.

Рассмотрим вышеизложенное подробнее.

Источники, авторство, подлинность картинок

Скорее всего материал окажется фейком, если в нем отсутствует ссылка на первоисточник, а в качестве авторов подаются некие безымянные «специалисты», «ученые» или «инсайдерская информация». Если источник или автор есть, стоит поискать информацию о нем в СМИ, заслуживающих доверия.

Возвращаясь к теме коронавируса, можно вспомнить массу новостей в медиа России, Казахстана и других стран о том, что дезинфицирующие вещества от коронавируса будут распылять с вертолетов. После этого СМИ пришлось опровергать этот фейк: https://www.mk.ru/social/2020/03/17/v-moskve-oprovergli-raspylenie-dezinficiruyushhikh-sredstv-s-vertoletov.html.

То же самое касается не только текстов, но и изображений. Если есть сомнения в том, что фото фейковое или не имеет отношения к сообщению, его достоверность можно проверить с помощью Who stole my pictures, Tineye или Google.Картинки. Туда можно добавить ссылку на нужную картинку и поискать ее первоисточник.

Слишком много эмоций

«Шок-контент!», «Мы скоро умрем!», «Земле осталось жить считанные дни!» — такие заголовки на страницах изданий или в соцсетях привлекают внимание, но почти в 100% случаев их задача — просто привлечь внимание и заставить зайти на сайт. В самой публикации обычно ничего нет, а если и есть, то ничего значительного.

Хуже, если под эмоциональным заголовком размещена еще и фотография, которая вызывает гнев, злость, страх или другие отрицательные эмоции (очень хорошо об этом — в подборке https://yablyk.com/635857-fake-news-photos-photoshop/).

Нужно помнить, что принцип качественной журналистики — не вызвать эмоцию, а максимально непредвзято рассказать о событии, подробно подать информацию. Это касается также трагедий и прочих неприятностей.

Однобокая подача материала

В разных СМИ одну и ту же новость могут подать по-разному. Все зависит от того, чью сторону поддерживает редакция (или автор). Как правило, четкая поддержка одной из сторон конфликта (если есть конфликт) — это либо «заказуха» либо манипуляция.

В качественном журналистском материале будут раскрыты обе точки зрения на проблему. Профессионал не примет ничью сторону и подаст сообщение предельно полно и нейтрально.

Подозрительный домен

Доверять стоит медиа национального уровня, информагентствам и официальным источникам. Например, в июне Медиалогия опубликовала рейтинг наиболее цитируемых рос-СМИ.

Возвращаясь к теме коронавируса, информацию о нем стоит мониторить на сайте Министерства здравоохранения, но никак не по ссылкам на сомнительные статьи с кричащими шокирующими заголовками в соцсетях.

Если адрес сайта, опубликовавшего новость, вызывает сомнение, не будет лишним поискать первоисточник. Если его нет, а домен вы встречаете впервые, это, скорее всего, фейк.

Помните: даже самое шокирующее сообщение не должно вызывать у вас панику. Если прочитали что-то слишком эмоциональное, успокойтесь. Стоит избавиться от привычки постить в соцсетях все, что вы прочитали. Информацию всегда нужно анализировать. Для своей же безопасности и внутреннего равновесия. Надеюсь, что наши рекомендации помогут не переживать по любому фейковому поводу!

0
2 комментария
Популярные
По порядку
Game Topia

По сравнению с катастрофическими масштабами ложных отзыв фейковые новости просто черный юмор.

Ответить
0
Развернуть ветку
A.K.

"Как правило, четкая поддержка одной из сторон конфликта (если есть конфликт) — это либо «заказуха» либо манипуляция."

Вы забыли упомянуть очень важную деталь. Написанное справедливо только в случае отсутствия серьезной фактуры, обосновывающей эту поддержку. Немало есть ситуаций, когда одна сторона конфликта потерпевшая, а другая - последняя падаль.

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 2 комментария
Просмотр сетки ордеров
Ритейл в VR

Retail VR позволяет покупателям размещать 3D-модели продуктов в магазине перед покупкой. Покупатели могут получить доступ к этой визуализации дополненной реальности (AR) через камеры своих смартфонов, чтобы накладывать AR-контент непосредственно в точке продажи покупателей (POS). Компания пространственных данных Matterport усердно работает над…

От техподдержки через переводчик до главного канала продаж

Как изменился «AliExpress Россия»: рассказывают «старички» маркетплейса.

Я запарился искать цветовые палитры и создал Palitra App

Есть такая проблема как найти цветовую палитру. Да существует множество сайтов с готовыми цветовыми палитрами, но они предлагают ограниченный набор палитр и нет отсылки/референса, вдохновления.

Яндекс еда не оплатила 7 заказов и персональную цель

Здравствуйте! 12 января увидел у себя персональное предложение от Яндекс еды - "Выполни 15 заказов и получи 1500 рублей бонусом!". Не особо желая, но завлеченный деньгами я сделал 16 заказов, но за 13 января пришел пустой отчет, что я не сделал ни одной доставки, хотя их было в этот день 7 штук.

Я не смог найти работу, поэтому создал сервис для поиска стажировок и вакансий для молодых специалистов

Привет! Меня зовут Коля. Я создал сервис «Юниор» для поиска стажировок и вакансия для начинающих специалистов. В этой статье я расскажу, почему это важно и как развиваю сервис.

Биржевой стакан в мобильном приложении БКС Мир инвестиций
Доходы Yota от роуминга выросли в 1,6 раз

Ковидные ограничения стали испытанием для мобильных операторов, которые недополучили доход от роуминга в 2020 году. В Yota в 2020 году выручка от роуминга сократилась в два раза по сравнению с 2019 годом.

С днём рождения, NTA!
null