Павел Валерьевич, а нам точно в ту сторону?

Официальную рекламу в Telegram ждали долго. Ее появление в силу ряда событий было неминуемо. И вот она появилась. Правда, обернулось все это, на мой взгляд, факапом.

Павел Валерьевич, а нам точно в ту сторону?

Давайте я начну с того, почему меня это так волнует. Я журналист, уже долго пишу про технологический бизнес, стартапы, венчурные инвестиции и так далее. Так случилось, что мой хобби-проект в Telegram вырос до относительно большого канала и стал моей полноценной работой. Я могу заниматься любимым делом — какой-никакой журналистикой, зарабатывать на этом деньги, не зависеть от редакций. Не самый плохой расклад. По сути, мое дело сейчас напрямую зависит от Telegram — это фактически единственная площадка, на которой я веду блог.

Теперь о рекламе в Telegram. История развивалась так. Павел Дуров решил сделать свой криптопроект TON, но в силу ряда причин от него пришлось отказаться. В первую очередь, из-за регуляторов США, которым он (проект, а не Дуров, но это не точно) очень не понравился. Криптопроект ушел, а вот инвесторы, которые давали на него деньги, остались. И Павел Дуров пообещал им эти деньги вернуть (с условиями, но вернуть). Весной этого года крайний срок возврата уже подходил, а денег не было (их часть ушла на разработку TON и поддержку Telegram). И Павел Дуров сделал ход конем — он выпустил облигации и так смог привлечь около $1,75 млрд. Но появилась другая проблема. Telegram теперь должен был научиться зарабатывать, потому что раньше он жил только на личные сбережения Дурова. Так и появилась реклама.

Реклама в Telegram существует давно, вокруг этого даже выросла целая индустрия с биржами и так далее. Например, по итогам 2021 года реклама в русскоязычном сегменте Telegram может достигнуть 20 млрд рублей, что сопоставимо с рекламой на радио и печатной прессе. Неплохо! Но лично я довольно давно перестал покупать рекламу в других каналах, потому что риск нарваться на канал с ботами или накрученными просмотрами очень велик (во всяком случае, на моем опыте). И обеления рекламы в Telegram хотелось. Павел Дуров дал мне площадку, чтобы я мог работать и зарабатывать, и я всеми руками за то, чтобы он мог заработать сам и вести Telegram в светлое будущее.

И вот наконец-то реклама в Telegram появилась. Во всех каналах с более чем 1 000 подписчиков показывалась реклама канала Павла Дурова. Ну, вроде приемлемо. Минимальный бюджет для запуска рекламы в Telegram должен составлять 2 млн евро. Мне казалось, что такой бюджет могут потянуть только крупные рекламодатели, вроде банков, спортивных брендов и так далее. Да, есть ограничение, что ссылки в рекламе можно давать только внутри Telegram. Это усложняет задачу. Но, например, один телеком-оператор собирает заявки стартапов в свой акселератор через бота в Telegram. Почему бы и нет.

Но тут случилось самое интересное. Вместо рекламы брендов на этих выходных Telegram наводнила реклама непонятных, созданных не так давно Telegram-каналов.

Вот, например, журнал Forbes, думаю, обрадовался, что в их канале появилась реклама канала про криптовалюты. Похожая криптореклама была и в канале Яндекса.

Павел Валерьевич, а нам точно в ту сторону?

А в канале Правительства России появилась реклама канала про модные тренды:

Павел Валерьевич, а нам точно в ту сторону?

Tgstat насчитал рекламу 16 каналов, не включая канал Павла Дурова и канал конкурсов Telegram. Весь список и прирост можно посмотреть вот здесь. И главное — защититься от такой рекламы у владельцев канала нет никакой возможности. Пока. Да, Павел Дуров пообещал, что за дополнительную плату можно будет отключать рекламу в своем канале. Но за какую именно плату и когда это случится, неизвестно. А пока читатели того же Forbes будут смотреть на рекламу ноунейм-канала о крипте. Или VC.ru, у них в Telegram-канале была похожая реклама. Ничего не поделаешь, Павлу Дурову надо зарабатывать.

Меня больше всего бомбануло от этой рекламы. Мне ее прислали сразу несколько человек.

Павел Валерьевич, а нам точно в ту сторону?

Дело в том, что мой канал называется The Edinorog, и он о стартапах. А тут канал, появившийся в октябре, да еще и с почти идентичным названием, рекламируется через официальную рекламу Telegram. К сожалению, у меня нет 2 млн евро, чтобы закинуть их на счет в Telegram и крутить на них свою рекламу. Подозреваю, что у этих ребят с 700 подписчиками тоже нет такой суммы. Вероятно, какое-то агентство закинуло те самые 2 млн евро и теперь перепродает рекламу. Я не знаю, как на самом деле, это лишь мои догадки. Но что это за агентство, как у них можно купить официальную рекламу, куда бежать, что делать — это неизвестно. Павел Дуров забыл об этом рассказать.

И получается какая-то не очень конкурентная ситуация. У кого-то есть доступ к такой рекламе, а у кого-то нет. Стал бы я ее покупать или нет, другой вопрос. Может быть занять у друзей, перевел бы семью на Доширак и купил бы. А может и нет. Но хочется равных условий. Из сообщений Павла Дурова (во всяком случае, у меня) сложилось впечатление, что без 2 млн евро можно даже не соваться. А оказывается, что можно купить и перепродать. А почему бы для старта рекламы не выбрать 2-3-5 одобренных агентств, через которые это можно сделать? И объяснить это владельцам каналов и рекламодателям без 2 млн евро: «Хотите в официальную рекламу? Тогда вам сюда, сюда или сюда».

Тем более многие владельцы Telegram-каналов отбирают своих рекламодателей. Да, иногда приходится отказываться от денег, если рекламодатель хочет рекламу без соответствующей пометки, когда предлагают рекламу сомнительных услуг или каналов. Возможно, такая услуга сомнительна только на взгляд автора канала. Но это его право решать, кому продавать рекламу. Во многом это проявление уважения к своим читателям. А сейчас, Павел Валерьевич, абсолютно любой рекламодатель может купить официальную рекламу в любом канале. Точнее не любой, а тот, кто найдет того таинственного реселлера. И зачем он вообще нужен? Сделайте биржу для всех — я с большим удовольствием отдам комиссию самому мессенджеру, чем реселлеру, у которого нашлось 2 млн евро. Получается, что это просто лишнее звено.

Павел Валерьевич, я не против, чтобы Telegram зарабатывал деньги. Это даже очень хорошо! Но давайте это делать открыто и в равных условиях для всех игроков. Да, мой канал не читают миллионы. Но тем не менее я каждый день стараюсь делать так, чтобы пользователям мессенджера было что в нем почитать. И таких как я — сотни, если не больше. Куча людей делает крутейший контент, чтобы пользователи Telegram проводили больше времени в нем. Согласен, что реклама в Telegram неизбежна, но не так же это должно происходить, когда в канале одного из крупнейших деловых медиа появляется реклама ноунейм-канала о крипте. Может быть это деловое медиа само купило бы рекламу, но куда и к кому бежать? Или когда люди создают канал с почти идентичным названием и за счет серых схем имеют возможность его раскрутить. Дайте эти возможности всем! Вы же конкурируете с WhatsApp за счет лучшего продукта, а не за счет того, что нашли таинственного реселлера.

Тем более владельцы Telegram-каналов и так не особо защищены. Например, можно легко копировать контент другого канала, и техподдержка Telegram ничего не делает. С таким сталкивался я, с таким сейчас столкнулся проект «Идеономика». Даже предоставление всех доказательств — ссылки из твоего аккаунта в сервисе-сокращателе, украденный пост с твоей фотографией и так далее — не могут заставить техподдержку заблокировать канал, ворующий контент. Или хотя бы провести разбирательство. От нас требуют лицензию СМИ.

Так получилось, что Telegram стал больше чем мессенджером. Это площадка, на которой выросли сотни авторских блогов и медиа-проектов. И за это, Павел Валерьевич, вам спасибо! Вы сами выступаете против несправедливости — критикуете Apple или то, как США хотели купить TikTok. Так может быть добавить немного справедливости, открытости и равной конкуренции своим же пользователям? И не делать так, чтобы сомнительные каналы рекламировались на твою аудиторию, которую ты собирал несколько лет?

Дмитрий Филонов,

Автор Telegram-канала The Edinorog

3030
49 комментариев

У меня была подруга, которая сломала ногу. По её просьбе я подвозил её до больницы и вообще всячески помогал. Мы не состояли в интимных отношениях, даже ни разу не целовались. Нас связывали только несколько лет совместной работы в одной компании и переезд почти в однои и то же время в один и тот же город (случайно, без предварительной договорённости). За помощь я не брал с неё никаких денег, хотя эта помощь, сама по себе, денег стоила, пусть и небольших (бензин, амортизация, личное время и т. д.).

Позже, в один момент, я заболел и не смог отвезти её в больницу. Я предупредил её о случившейся ситуации и сообщил, что не смогу отвезти её в больницу. Но она уже считала что я просто обязан оказать ей эту услугу, даже ценой свого плохого самочувствия. Она обиделась и долгое время не общалась со мной. Даже несмотря на ту помощь и поддержку, которую я ей оказывал.

Вот такая история, просто вспомнил. ;)

30

Вспоминается фраза небезызвестного Сергея Доренко, произносимая им в конце каждого репортажа вследствие проходившей в то время травли тогдашнего мэра Москвы:
— Казалось бы, причём здесь Лужков? Конечно. Он как всегда не при чём.

2

Предлагаете автору сломать ногу?

1

Грустная история, подруга не права. Но тут все-таки немного другая история. На мой взгляд, каналы в Телеграме создают дополнительную ценность для пользователей. Спасибо Дурову за то, что сделал крутую площадку. Но и спасибо авторам за то, что наполняют ее контентом. И поэтому хорошо бы о них тоже думать. Если проводить аналогию с вашей подругой, то условно вы бы не возили в больницу, а она за это угощала вас ужином. И когда бы вы отказались, то у неё было бы справедливое возмущение - я же тебя угощаю ужином, но почему ты не выполняешь свою часть договоренностей. Но это на мой взгляд. У кого-то может быть другая точка зрения и это нормально. P.S. В карму вам все равно за эти поездки прибавится, не переживайте)

1

единственная площадка это ТелеграмНа этом можно и закончить статью, как по мне

7

Комментарий недоступен

1

Комментарий недоступен

6