Творческая журналистика и СМИ в России и мире

Что собой представляет творческая журналистика и СМИ в России и мире? При каких условиях она считается полностью сформировавшейся? Почему рекламу продают в качестве творческих услуг и как это работает?

Журналистика — это безусловно творческая профессия и упорный труд, требующий умения не только находить, выискивать, собирать, обрабатывать актуальную, социально важную и значимую, интересную информацию, но и освещать ее через СМИ таким образом, чтобы любому человеку было понятно, о чем идет речь.

Современный информационный рынок просто «кишит» неимоверно большим количеством печатных изданий, интернет-порталов, теле- и радиокомпаний, что приводит к огромной конкуренции. В связи с этим журналистам следует избегать формального отношения к производству информационного материала, находить убедительную, оригинальную аргументацию, нестандартные медиаприемы, чтобы вовлекать широкие массы в информационный процесс. И тут на ряду с профессиональными знаниями, компетенциями и навыками важен творческий подход к профессии.

Как показывает обзор отечественного медиарынка, за последние десятилетия профессиональный уровень СМИ в контексте содержательности информации заметно снизился. Поэтому сегодня первоочередной задачей является необходимость максимально повышать творческо-содержательный потенциал медиа с помощью новизны, оригинальности форм, достоверности фактов и творческого подхода.

Система журналистики, как в России, так и в любом другом государстве мира, развивается с учетом изменений, происходящих в социально-политической жизни каждой страны, характера аудитории, а также прогресса технико-технологических возможностей для создания интересного информационного продукта. Она считается сформировавшейся при соблюдении нескольких условий:

  1. широком и полном использовании специфических возможностей различных типов СМИ;
  2. если информационный рынок представлен всеми социальными категориями — от социальных институтов, общественных организаций и до отдельных граждан;
  3. когда на медиарынке каждый потребитель имеет возможность выбрать источники информации, отвечающие его разнообразным и многочисленным запросам, а также обеспечивающие его всей необходимой информацией.

Рынок творческой журналистики — это нетрадиционный рынок товаров и услуг. В качестве товара СМИ производят свой специфический продукт — содержание: информацию, мнения, познавательные материалы, развлечения, которые распространяются в различных медиаформах, таких как книги, газеты и журналы, теле- и радиопрограммы, кабельные услуги, кино- и видеопродукция. Потребителем информационного товара, конечно же, являются люди. Причем разные СМИ предлагают свой продукт различной по количеству аудитории. К примеру, общенациональные газеты и телеканалы рассчитаны на массовую несегментированную аудиторию. Так, программная политика общенационального телевидения стран Западной Европы и США нацелена на всю нацию. Массовая аудитория ТВ является единственной основой финансирования данного типа СМИ, что безусловно экономически выгодно.

В качестве услуг СМИ «продают» рекламу. Но по сути рекламодатель получает не площадь в информационном издании и время в телепрограмме, а доступ к конкретной аудитории. Многие общественные медиа, как в России, так и в мире, либо частично финансируются за счет рекламы, либо реклама выступает главным источником их финансирования. Однако нужно заметить, что не все медиа присутствуют на рекламном рынке. Так, книги, компакт-диски, аудио- и вдеокассеты в основном финансируются исключительно за счет их реализации, а большая часть изданий негосударственных общественных организаций, церковные газеты и журналы не печатают на своих страницах рекламную информацию. Многие будут удивлены, но общественное телевидение в США, Англии, странах Северной Европы и Бенилюкса является классическим примером нерекламного СМИ.

Как резюме, можно сказать, что журналистика создает историю современного мира, поскольку функционирует и видоизменяется вместе с обществом и исторической действительностью. А творческой она является потому, что реальные события и документальность не становятся журналистским произведением сами по себе. Это результат творчества и профессионализма огромной армии журналистов.

Начать дискуссию