{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему либеральные медиа не дают слова своим читателям?

С тяжелым сердцем сажусь за написание этого лонгрида. Рискую разворошить осиное гнездо и собрать охапку х*** за воротник, тема, мягко сказать, щекотливая. В мирное время я предпочел бы не касаться ее даже восемнадцатиметровой палкой. Но поскольку конец времен уже наступил, одежды пали, ад опустел, давайте поговорим о главном. Ничто не беспокоит меня сегодня более, чем вопрос, почему на сайтах либеральных медиа нет комментариев читателей?

“Ахахаха, точнее мяу. Ты втираешь нам дичь, проспись, дядя”, — вполне резонно скажете вы. В мире есть проблемы и погаже. Республиканцы побеждают, крипта на пороге кризиса, европа замерзает, люди гибнут, я уже молчу про последнее интервью Тинькова.

И все же позвольте сделать приставной шаг в сторону и поговорить о роли либеральной журналистики. Почему годами и десятилетиями условно либеральные издатели держат своих читателей за щенков несмышленых, кормят их с ручки своим изысканным контентом, рассказывают, как жить и что думать, но никогда не станут слушать мнение читателей на счет всего этого?

Извините, разогнался. Уже четвертый абзац, а вы до сих пор не в курсе, что за очередной господин в белом пальто вещает. И почему вообще за эту тему взялся?

Меня зовут Сергей Коваленко. Я основатель платформы комментирования Tolstoy Comments. Благодаря сервису геймификации и умной системе уведомлений, мы помогаем превратить читателей в писателей, а случайных посетителей – в лояльную аудиторию. Основные наши клиенты — сайты медиа и ed-tech. Раз в год я пишу на vc. ru о том, что болит. Возможно вы читали магнум-опус “13 принципов комьюнити-менеджмента для самых маленьких” или хитяру “«Она тебя сожрет, *****!» Или, что такое работать с огромным заказчиком, если ты маленький стартап”.

Сухие цифры

Штош. Приступим к глубокой ламповой аналитике в экселе и скорополительным выводам. По долгу службы я много общаюсь с издателями, и за 5 лет докастдевился до следующей мысли. Если на том конце провода издатель условно либерального медиа, ничего ты ему не продашь. При слове «комменты» сначала возникает легкий ужас, потом издатель начинает озираться, нервно хихикать. “Не-не, это не наше. ” Но это все слова, а я сейчас покажу вам карту (зачеркнуто) , пару скриншотов. Берем Российский топ-сайтов медиа по SimilarWeb. Делим на либеральные и ватные. Понятно, что деление сильно условное (так вижу!) . В общем, я взял по 30 сайтов с каждой стороны. Уже слышу, как из задних рядов в комментариях кто-то кричит: «Да где ты 30 либеральных сайтов в России нашел? !» Все верно, число 30 взято неслучайно. Больше либеральных сайтов в РФ просто нет. Да и этих, считай, нет, ⅔ заблокированы РКН. Оставшаяся треть сводит концы с концами под позорным званием иноагентов. Что не мешает нам с вами активно их читать.

Признаны иноагентами: Meduza, Росбалт, Настоящее время, Русская служба BBC, Радио Свобода, The insider, Новая газета, Медиазона, Голос америки, dw.com, Репаблик, Bellingcat, Важные истории, Овд-инфо, Верстка, V-Post, DOXA

Все скриншоты нотариально заверены. (Для пытливых и недоверчивых ссылка на google.sheets)

Суммарная посещаемость топ-30 либеральны сайтов медиа — 494 656 289

Суммарная посещаемость топ-30 ватных сайтов
медиа — 1 637 700 000

На самом деле не такой трагический разрыв. С учетом блокировок РКН и бюджетов, которые достаются пропагандистам, очевидно, что запрос на альтернативную информацию очень высок. Ликвидируй завтра “роскомнадзор”, институт иноагентов, позволь рекламодателям финансировать рублем то, что им ближе по духу, я уверен, мы бы увидели расклад в пользу либералов.

А что с комментами?

В либеральном углу, только у 5 сайтов из 30 есть секция комментариев. Причем на Радио.свобода и Коммерсанте их наличие номинально. Нам не удалось найти ни одного опубликованного мнения читателя, хотя такая возможность есть (на “Коммерсанте” только в авторских колонках). Чуть лучше дела обстоят на “Репаблике”, комментов мало из-за пейвола, из-за него же они максимально качественные. Региональные “Фонтанка” и E1 — кладези комментов. Читать — не перечитать.

Кстати, позвольте отвлекусь на пространное рассуждение о смелости редакций региональных сайтов. В наш Топ по понятным причинам не попали региональные сайты медиа. Трафика там не много, но все равно в каждом регионе есть минимум 5 сайтов медиа с посещаемостью от 500к уников в мес. Повестка там в 99% случаев будет державно-ватная, исключение пяток уральских и сибирских сайтов. И всегда. Всегда! Сайт №1 в регионе будет иметь секцию комментариев. Это наши любимые клиенты. Люди понимают важность и нужность комментов, как бы их не кошмарили из роскомнадзора, фсб, правительства. В редакциях сидят тертые калачи из 90-х, бывшие владельцы газет, журналов, пароходов, радиоточек. Они умудряются отстаивать важность наличия комментов читателей перед цензорами. «А как вы еще узнаете о градусе мнений в регионе? Все же рисованное. Новости разрешенные. Социологии нет. Так хоть комменты посмотрите». Чертовски забавно читать километровые портянки совсем не глупых комментариев о том, как нам Русь обустраивать в новом мировом порядке. Причем комменты будут под рядовой новостью о ДТП на пересечении пр.Ленина и ул. Проклятой пятилетки, на каком-нибудь городском портале Сольвычегодска.

Запрос на поговорить был, есть и будет всегда.

В ватном углу, у 18 сайтов из 30 есть блок комментариев. Реально очень много комментов на РИА, Ленте, Взгляде, Рамблере, РТ, Русвесне, Конте. Почти любая новость собирает 100+ комментариев. От сайта к сайту там конечно своя атмосфера. Но это уже все детали, как работать с сообществом, чтобы оно не росло сорняком, мы говорили тут, тут и тут в прошлых сериях.

Либералы:

  • Среднее время на сайтах без комментов – 121,5 сек (2 минуты 1 секунда)
  • Среднее время на сайтах с комментами – 185,8 сек (3 минуты 5 секунд)

Напомню, что основной заработок в сфере медиа это не донаты, а медийная реклама. И количество времени проведенное на сайте, ого-го какой важный показатель. Ниче себе так разница 2 и 3 минуты?

Примерно такой же расклад на ватных сайтах:

  • Среднее время на сайтах без комментов – 149,3 сек (2 минуты 29 секунд)
  • Среднее время на сайтах с комментами – 239,3 (3 минуты 59 секунд)

А вот что с глубиной просмотра (количество просмотренных страниц на 1 визит). Либералы: сайты с комментами — 2,88, без комментов — 1,90. Вата: сайты с комментами — 3,25, без комментов — 2,73

Понятно, что это средняя температура по больнице, и любой дата-сайнтист засмеет меня за такую выборку. Но позвольте напомнить, а что мы все здесь делаем на vc. ru? (Кроме того, что подгоняем желаемое под реальную действительность). Мы сидим в комментах. Не знаю как вы, но убери комменты, я ни ногой сюда. Как говорится: “Если ваша вечеринка не похожа на это, даже не пытайтесь меня приглашать”. Тоже самое и про DTF. Кстати, у соседей 14,2 млн визитов в месяц, время на сайте 4 минуты 47 секунд.

А вот еще ни к ночи будет помянут Pikabu. 141 млн. визитов, и 8 минут 24 секунды время на сайте! Что такое Пикабу без комментариев?

Ватаны отлично понимают, что новостная лента у всех одна, выделяться можно только степенью пузыристости пены у рта в подаче новостей. Ну, и эксклюзивами конечно. В работе любой из редакций их не больше 10%. А комменты — это отличный способ выделиться. Свое комьюнити — это круто. Есть подозрение, что одним из первых, кто до этого додумался, был Алексей Венедиктов. Говорят, распечатки комментариев в папочках носили на самый верх. Что кроме п***** (тумаков) добавляло веса и цитируемости главному редактору. Думаю, что Симоньян и ко. подсмотрели стратегию у Веника.

Нельзя сказать, что либеральные сми не проводили свои эксперименты с комментами.

Например в 2016-м “Медуза” запускала свою платформу чатов.

Илья Красильщик
Экс-издатель Медузы

Илья Красильщик по этому поводу: «У нас была узкая и понятная задача: вовлечь людей в то, что мы делаем, а также дать им возможность нам помогать. Её жизнеспособность во многом зависит от наших же читателей», — сказал он. В письме к читателям Красильщик также написал, что вопрос дальнейшего развития платформы редакция будет решать вместе с читателями.

Но вышло все иначе. Там были потрясающие комментарии, от экспертов и людей, разбирающихся в теме материала куда больше авторов. Почти под каждым вторым текстом, в редакцию тыкали пруфами, находили неточности, темы обрастали новыми смыслами и подробностями. Короче, кому такое понравится, решил Красильщик, и посоветовавшись с читателями, заткнули им пасть. Чаты на медузе просуществовали почти два года.

Зато на медузе появились подкасты и рассылки. Жаль, что эти единицы медиа-контента в принципе не предусматривают обратной связи.

Почему нет?

Тем не менее, объективные причины, почему издатели боятся комментов, действительно есть: (Простите, тороплюсь, прям тут же буду все эти пункты разъ******* (девальвировать) .

  • Денег нет на разработку.
    Согласен это дорого, поэтому возьмите стороннее решение. Tolstoy Comments берет всего 1000 р. в месяц за базовый тариф.
  • Реестр ОРИ. Если вас за вольнодумство включили в него, вы обязаны передавать данные о каждом комменте в ФСБ.
    Мы в TC придумали как, не сильно пачкая руки, соответствовать всем требованиям, налагаемым реестром.
  • Затраты на модерацию. Тут на журналиста денег нет, еще модератора/ов оплачивай.
    Спецом мы придумали народную модерацию, и еще 101 инструмент, как сэкономить время модеру.
  • Боятся ботов и спама.
    Давно есть надежные инструменты борьбы с этим. В том числе на ИИ. Все это мы активно юзаем в Tolstoy Comments.
  • Боятся, что читатель рожей не вышел. Обидятся рекламодатели. Рекламодатели топят за охваты и время контакта с рекламой.

Подписи можно поменять местами в зависимости от того, по какую сторону монитора вы находитесь.

  • Люди будут бояться писать на либеральных сайтах. Всем известно, там товарищ майор с лупой все читает. И мудрая редакция просто не хочет подводить под статью своих дор. читов.
    Но вот же пример vc. ru. Люди, не прячась за анонимность, с серьезными бизнесами, не боятся резать правду матку в комментах и своих блогах. Да и что, в конце концов, мешает включить возможность анонимного комментирования? Осторожный читатель сегодня даже погоду заходит посмотреть под впн-ом. Ну серьезно, вас всех давно забанили на территории рф. Не понятно, в каком правовом поле существуют сайты, работающие под блокировкой РКН. Как можно вас заставить выдавать данные пользователей?

Помилуй мя

А теперь пришло время христарадничать. Вы меня простите, я точно не хотел никого пнуть. Моя новостная лента состоит на 80% из сообщений тех самых “условно либеральных сми” и 20% хардкора от державников. Сдвинул картуз на затылок, крутанул ус, и давай комменты на РТ читать. Словно на масленицу в калашный ряд на кулачные бои зашел посмотреть. Бодрит!

Когда-нибудь именами либеральных журналистов будут называть улицы. А пока, я понимаю, в каком аду они находятся. Кто не под уголовкой, тот в миграции и нищете. Я не буду спорить, что фактически сейчас в России действует запрет на профессию. Однако, в гроб никто не ложится, сайты продолжают работать, потому что, а как иначе?

Все, что я хотел сказать этим материалом, дорогой издатель, просто задумайтесь, а не упускаете ли вы что-то важное?

Немного пафоса под финал

Вот прям сейчас происходит борьба не только за читателей, а за свою страну. За мнение каждого. За комьюнити таких же, как вы. За демократию и плюрализм. Получается, вся либеральная тусовка уподобляется телевизору, который только и может, что вещать в одну сторону. Да что там! Даже в перестроечном телевизоре были будки гласности. Технологий не было, а понимание что с аудиторией надо разговаривать, уже было. И чтоб два раза не вставать, почему ютуб победил ящик? Либерал конечно скажет: «За счет качественного контента и свободы слова». А я скажу так: «Главное, что дал ютуб, это возможность коллективного публичного разговора с этим самым ящиком».

А как дела обстоят с комментариями на сайтах медиа в загнивающем западе? Это тема для следующего лонгрида. Забегая вперед, скажу, что не все так однозначно. Ну, т.е. у нас все совсем однозначно, а у них нет.

Телеграмм канала у нас по-прежнему нет, поэтому кол-ту-экшен будет следующий:

Всем либералам. Пишите в чат на сайте, по кодовой фразе: “Я от Ивана Израилевича” — скидка 30% на первую оплату (любой срок, любой тариф) .

Для всех ватно-настроенных, по промокоду “Гойда”, скидка — 10%.

ПС. А вот еще презентация Tolstoy Comments. Если вы работаете в сфере медиа, можно положить ее на стол начальнику. Презентация заряжена на квартальную премию.

0
289 комментариев
Написать комментарий...
Глеб Григорьев

Нет комментариев, потому что это превратилось бы просто в большую войну ватных ботов и модераторов, которые ночами на пролёт отбивали атаки пользователей. На ватных медиа и бюджет побольше и старички, которые дорвались до интернета в своих сёлах во всю строчат комментарии в поддержку, что доказывает авторитетность "СМИ".

Ответить
Развернуть ветку
Igor Ok

кто вообще сказал автору что у медиа должна быть секция комментов?
может каждому еще отправлять свою писанину по теме в редакции газет и журналов чтобы те публиковали ватные высеры из одноклассников на первых полосах.

хочешь читать новости – читай
хочешь писать свою е*анину – пиши в другом месте

Ответить
Развернуть ветку
Свежерег Июньский
хочешь писать свою е*анину – пиши в другом месте

как раз для этого есть VC.RU

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Задорожный

А автор и не говорит, что должна, как я понимаю. Речь про то, что если у медиа есть комментарий, то вовлеченность больше и аудитория более лояльна.
Фраза "хочешь читать новости – читай хочешь писать свою е*анину – пиши в другом месте" очень похоже на плановую экономику в СССР: мы сами знаем, что лучше для вас и в каком кол-ве, а ваши запросы - ваши проблемы. Думаю, сами понимаете ущербность такого подхода.
А комменты позволяют получать обратную связь (не всегда, но в большей части) и улучшать контент и само медиа.

Ответить
Развернуть ветку
Orca

Не надо сравнивать частные СМИ с плановой экономикой. Частное СМИ на то и частное, что имеет право на частную дискриминацию и установления своих собственных правил. При плановой экономики нет ничего кроме государства, в рамках которого она и функционирует.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Budaev
Просто пока этим никто не занялся

Вообще-то частная дискриминация в том или ином виде во всех нормальных странах заптещена.

Ответить
Развернуть ветку
Moroshka O

Сша получается не нормальная страна?

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Budaev

" в том или ином виде"

В сша тоже запрещена, но там закрытый перечнь.

Ответить
Развернуть ветку
Пиван Петрович
если у медиа есть комментарий, то вовлеченность больше и аудитория более лояльна

А это ещё вопрос к тому, какой процент читателей оставляет или читает комментарии.

А комменты позволяют получать обратную связь

Комменты без жёсткой модерации - это просто бессмысленная помойка. А жёсткая модерация стоит денег и труда. К тому же, обратную связь можно получить и из комментариев на других ресурсах.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Ерёменко

Комменты резко исчезли после новых законов. Это факт. Даже Яндекс.Новости их убрали. Если Яндекс зассал, то чего уж там мелкие СМИ винить, которые выживают как могут.

Ответить
Развернуть ветку
Слегка Придурковатый

А чо там за каменты были в Яндекс.Новостях?

Ответить
Развернуть ветку
Павел Ерёменко

Нормальные такие комменты, как везде, к каждой новости, которую читаешь в самих новостях, не переходя в первоисточник.

Ответить
Развернуть ветку
Слегка Придурковатый

Так это каменты не самих я.новостей.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Ерёменко

Нет, это именно комменты как часть Я.Новости, оставляемые юзерами яндекса.

Ответить
Развернуть ветку
Слегка Придурковатый

Чот не помню такого. Дай скирны, мож запамятовал.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Ерёменко

Ну загугли что ли )

Ответить
Развернуть ветку
muiren

А я помню.

Ответить
Развернуть ветку
Orca

Может и не должны, но всё же согласитесь, это не плохо для СМИ, которое позиционирует себя как либеральное. То есть за свободу высказывания в том числе.

Ответить
Развернуть ветку
muiren

Так эти СМИ дают свободу высказывания под своими постами в соцсетях. У русского DW в Твиттере вечно пасётся стадо кремлеботов в комментариях к их новостям. Там они не несут никакой отвественности за эти высказывания, в отличие от собственного сайта. Требовать в 2022 году комменты на сайте при наличии Твиттера, FB, Telegram – ну какой-то анахронизм.

Ответить
Развернуть ветку
Orca

Так, а в чём проблема также и на сайте самих СМИ сделать? Причём банить кремлеботов им никто не запрещает.

Ответить
Развернуть ветку
muiren
Так, а в чём проблема также и на сайте самих СМИ сделать?

Лишний геморрой и траты на модерацию. Если не модерировать, то будет адище как в комментах на сайте Эхо Москвы, как в чатах YouTube у Настоящего Времени, Дождя. В эпоху соцсетей, когда каждое сми имеет аккаунты там, нет смысла этим заниматься на сайте.

Ответить
Развернуть ветку
Orca

А там у них нет трат на модерацию?

Ответить
Развернуть ветку
muiren

Где там? К модерации в соцсетях владелец аккаунта (СМИ в данном случае) не имеет отношения. У Твиттера своя модерация.

Ответить
Развернуть ветку
muiren

Для комментов есть Твиттер, FB, Telegram, где люди пишут под постами официальных аккаунтов СМИ.

Ответить
Развернуть ветку
286 комментариев
Раскрывать всегда