Все издания рассчитывали раньше на русскоговорящую аудиторию как на нечто единое, монолитное по повестке. Но в этом году она начала стремительно разделяться на тех, кто живет России, и тех, кто уехал за границу, причем у людей всё сильнее расходится повестка. Если, например, говорить про бизнес-медиа, то в каждой стране своя регуляция, свой рынок — абсолютно своя специфика, никак не связанная с Россией. Поэтому чем дальше, тем сложнее делать продукт для всех русскоязычных. Либо это будет поверхностный контент обо всем и для всех (а такой довольно сложно продавать), либо придётся сфокусироваться на какой-то одной группе.
При этом с 2021 года потенциал подписной модели увеличился. Общая ситуация на рынке способствует росту подписок и многие, кто раньше монетизировался только на рекламной модели, вынуждены задумываться о том, чтобы зарабатывать на подписке.
Я вижу это по росту количества экспериментов с подпиской в разных медиа. Например, появились платные телеграм-каналы, рассылки. Если 5 лет назад я сам считал, что успешное медиа по подписке можно запустить только для небольшого комьюнити, то сейчас вижу, что подписка на СМИ в России становится массовой. Ещё не настолько массовой, чтобы подписку запустил условный ТАСС, но речь уже точно не идет только про платные журналы для любителей вязания.