Как изменилась реклама в российских подкастах в 2023 году: новое исследование «Лайфхакера»

Мы подробно изучили популярные шоу, вышедшие в первом квартале 2023-го, и сравнили результаты с прошлогодними итогами.

Как изменилась реклама в российских подкастах в 2023 году: новое исследование «Лайфхакера»

В 2022 году «Лайфхакер» провёл первое комплексное исследование рынка подкастов в России. Тогда мы среди прочего прицельно изучили рекламу и рекламодателей в аудиошоу. Новое исследование позволяет отследить намечающиеся тенденции и изменения в индустрии. Надеемся, его результаты помогут студиям подкастов, издателям и независимым авторам сделать коммерческую часть своей работы более эффективной, а потенциальным рекламодателям — легче решиться на интеграции.

Методология

Как и в прошлый раз, источником аналитики стал рейтинг «Топ-100 подкастов 2022 года» на «Яндекс Музыке». Чем дольше проект был в чарте площадки, тем выше шоу оказалось в годовом топе. Мы внимательно изучили список и проверили, сколько подкастов 2022 года продолжили выходить в первом квартале 2023-го, посчитали суммарное количество выпусков, а также определили популярные категории и форматы. Отметим, что в поле зрения попали все виды публикаций, вне зависимости от длительности: эпизоды, бонусы и тизеры.

Затем мы отобрали подкасты, в которых встречаются рекламные интеграции. Такие шоу мы изучили отдельно:

  • Определили, сколько выпусков содержали рекламу, и вычислили их среднюю продолжительность.
  • Отметили самые популярные форматы интеграций, особенности их размещения в подкастах и категорию рекламируемых товаров.

Все эти данные параллельно сравнивались с результатами аналогичного прошлогоднего исследования. Тогда мы изучили 100 самых популярных подкастов за 2021 год и то, как они изменились в первом квартале 2022-го.

Кроме того, на этот раз мы дополнительно выделили топ-5 подкастов с самым большим количеством рекламных выпусков и изучили особенности этих проектов.

Результаты исследования

Количество выпусков

В первом квартале 2023 года продолжило выходить 65% подкастов из «Топ-100 — 2022». По сравнению с предыдущими показателями, количество аудиошоу снизилось на 15%.

Как изменилась реклама в российских подкастах в 2023 году: новое исследование «Лайфхакера»

Всего же за первый квартал этого года вышло 1 088 эпизодов. За аналогичный период 2022-го их было 1 277. Самым большим количеством выпусков отметились «Живой Гвоздь» (358), «Tynu40k Goblina» (139) и «Подкаст Лайфхакера» (58).

Как изменилась реклама в российских подкастах в 2023 году: новое исследование «Лайфхакера»

Форматы и категории

В лидерах популярных форматов по-прежнему разговорные подкасты и монологи, хотя они и потеряли 8 и 9% соответственно. Зато стало больше нарративных (+6%) и художественных (+3%) аудиошоу.

Как изменилась реклама в российских подкастах в 2023 году: новое исследование «Лайфхакера»

А вот рейтинг популярных категорий подкастов сильно изменился по сравнению с результатами прошлогоднего исследования. Так, тема «Общество и культура» поднялась на первую строчку рейтинга и потеснила «Образование». На смену «Естественным наукам», «Здоровью и фитнесу», «Бизнесу» пришли «История», «ТВ и кино», «Дети и семья».

Как изменилась реклама в российских подкастах в 2023 году: новое исследование «Лайфхакера»

Особенности рекламных интеграций

В первом квартале 2023 года 31 подкаст из 65 содержал хотя бы один рекламный выпуск. Этот показатель вырос почти на 7% по сравнению с 2022-м. Тогда партнёрская информация встречалась в 33 шоу из 80. Средняя продолжительность выпуска с интеграцией составила 53 минуты. Самый короткий эпизод из исследуемых длился 1 минуту 20 секунд (это был тизер), самый длинный — почти 2 с половиной часа.

Как изменилась реклама в российских подкастах в 2023 году: новое исследование «Лайфхакера»

Число выпусков с рекламными интеграциями снизилось на 2%. В 2023-м их было 16% от общего количества против 18% в 2022-м.

Как изменилась реклама в российских подкастах в 2023 году: новое исследование «Лайфхакера»

Самыми популярными форматами интеграций оказались рубрика (40%) и промоблок (38%). Намного реже встречались партнёрские выпуски (12%) и короткие упоминания рекламодателя (10%).

Что касается расположения рекламы в подкастах, чаще всего (55%) это был mid-roll — упоминание бренда в середине выпуска. Pre-roll — сообщение о продукте в самом начале эпизода — встречается в 46% подкастов. Ещё 10% приходится на post-roll — интеграцию в конце. К слову, в среднем реклама звучит примерно на 10-й минуте выпуска.

Как изменилась реклама в российских подкастах в 2023 году: новое исследование «Лайфхакера»

Категории рекламодателей

Как и годом ранее, чаще всего в подкастах рекламируются услуги в системе образования и трудоустройства. Также в тройке лидеров снова оказались услуги в области интернета и туда попали товары для красоты и здоровья.

Как изменилась реклама в российских подкастах в 2023 году: новое исследование «Лайфхакера»

148 выпусков из 176 содержали ссылку на рекламодателей в описании эпизода. В процентном соотношении этот показатель увеличился на 10 пунктов по сравнению с прошлым годом.

Также мы выделили самых активных рекламодателей в подкастах. VICHY (компания L'Oréal) разместили интеграцию в 14 выпусках, «ФЛАУВАУ» — в 13. Услуги Selectel и «Яндекс Практикума» упоминались в 12 эпизодах аудиошоу, а «Нетологии» — в 10.

Как изменилась реклама в российских подкастах в 2023 году: новое исследование «Лайфхакера»

Лидеры по размещению рекламы

Мы составили топ-5 аудиошоу, которые чаще остальных размещали рекламу. Список возглавили переформатированные подкасты (шоу, которые изначально выпущены на других каналах и в иных форматах, а потом превращаются в подкасты) «Tynu40k Goblina» и «Самые честные новости». На третьем месте — «Закат империи» в формате монолога, на четвёртом — интервью-подкаст «Ты — это важно». Замыкает пятёрку разговорный проект «Никакого правильно».

Как изменилась реклама в российских подкастах в 2023 году: новое исследование «Лайфхакера»

Наконец, мы определили подкасты, в которых количество рекламных выпусков было максимальным от общего числа эпизодов. 100%-ный результат показали восемь аудиошоу: «Закат империи» (13 из 13 выпусков), «Ты — это важно» (10 из 10), «Никакого правильно» (9 из 9), «Запуск завтра» (8 из 8), «Сперва роди» (7 из 7), «Норм» (7 из 7), «Хакни мозг» (2 из 2), «Пора вставать! Утренние ритуалы и привычки» (1 из 1). У kuji podcast было 6 эпизодов с интеграциями из 7 (86%), а «Самые честные новости» разместили рекламу в 24 выпусках из 31 (77%).

Выводы

За год в популярных подкастах, интеграциях и поведении рекламодателей произошли незначительные изменения.

  • Аудиошоу из топ-100 «Яндекс Музыки» стали выходить реже и выпускать меньше эпизодов. Оба показателя просели на 15% по сравнению с прошлым годом.
  • В рейтинге популярности оказалось меньше подкастов из категорий «Общество и культура» и «Образование», хотя они по-прежнему занимают лидирующие позиции. В пятёрку попали аудиошоу из разделов «История», «ТВ и кино», «Дети и семья». За год они вытеснили выпуски про естественные науки, бизнес, здоровье и фитнес.
  • Всё больше подкастов содержат как минимум один рекламный выпуск (+7% к прошлому году). Хотя общее количество эпизодов с интеграциями снизилось на 2%, авторы аудиошоу стали чаще размещать ссылку на рекламодателя в описании (+10%).
  • Примерно половина рекламных блоков приходится на начало выпуска и ещё столько же на середину. В среднем длина эпизода с рекламой составляет 53 минуты. Обычно интеграция звучит на 10-й минуте.
  • Чаще всего в подкастах рекламируются представители услуг в системе образования и трудоустройства (19% против прошлогодних 15%), в области интернета (11% против 10% в 2022-м), а также товары для красоты и здоровья (9% против 1%).

Что думают представители индустрии

Кирилл Краснов
Руководитель отдела подкастов «Лайфхакера»

Благодаря новому исследованию мы смогли сравнить результаты этого года с прошлым и впервые посмотреть на динамику рынка рекламы в подкастах. Осмелюсь сказать, что мы сделали это одними из первых в России. Раньше можно было оценивать объём рекламных интеграций только исходя из данных различных компаний и исследовательских центров, которые брали разные методологии в разные годы. По этой информации довольно сложно было делать выводы по индустрии в целом.

У нашего исследования тоже есть ограничения, оно не безупречно. Мы взяли лишь самые популярные подкасты, лишь за первый квартал 2023-го, лишь на одной площадке (пусть и крупнейшей). Но без формирования выборки в такой сложной работе никак не обойтись: всё-таки изучать вручную свыше тысячи выпусков разных подкастов — это немалый труд. Очень хочется, чтобы в будущем с мониторингом рекламных интеграций помогали нейросетевые технологии, что позволит сделать картину ещё более полной. Ну а пока остаётся только благодарить нашу исследовательскую группу, с которой мы смогли проанализировать такой массивный объём данных. Надеюсь, бизнес присмотрится к нашим выводам, ведь более прозрачная и подробная информация в России пока вряд ли найдётся.

И да, это только второй из трёх исследовательских блоков по подкастам в 2023-м! В конце года мы планируем поделиться результатами нового опроса брендов, которые рекламировались в подкастах.

Екатерина Миронычева
Директор по продажам «Лайфхакера»

На протяжении последних трёх лет мы видим на рынке устойчивый интерес к интеграциям в подкасты. Для кого-то из клиентов это всё ещё что-то новое и неизведанное, для кого-то подкасты успели стать привычным способом коммуникации, таким же как ТВ, реклама или спецпроекты.

Чаще всего интересуют интеграции в выпуски существующих проектов — неоспоримым преимуществом тут является то, что подкаст уже набрал аудиторию слушателей и пользуется популярностью.

Но те из клиентов, кто «посмелее», готовы делать кастомные проекты — то есть обращаться к подкаст-студиям, чтобы выпустить сезон (или несколько!) о себе. Такие подкасты бывают более или менее продуктовыми. Чаще клиенты выбирают второй вариант и делают некий полезный и/или развлекательный контент, спонсорами которого являются.

У «Лайфхакера» есть не только большой опыт запуска своих различных шоу — от короткого научпопа («Слушай, это просто!») до разговорных проектов («Смотритель», «Кто бы говорил»), — но и большая экспертность во всём, что касается партнёрских интеграций.

Анастасия Лясникова
Редактор раздела подкастов и книг «Яндекс Музыки»

Для нас очень ценно, что исследование «Лайфхакера» уже второй год подряд проводится на основе данных «Яндекс Музыки». На мой взгляд, оно не только изучает рекламу, но и фиксирует значимые изменения в индустрии и предпочтениях аудитории.

Пользователи всё больше хотят погружаться в истории: впервые мы заметили эту тенденцию, увидев на сервисе рост интереса к аудиокнигам. Cейчас этот тренд также отражается и в подкастах. Например, увеличивается популярность отдельных категорий — историй и тру-крайма. В нарративные подкасты всё чаще приходят рекламодатели.

По моему мнению, за подкастами в этом году утвердилась роль интересного и эффективного рекламного инструмента: новые бренды активно тестируют этот формат. Например, первое место среди рекламодателей заняла косметическая компания L’Oréal с брендом VICHY, а ведь в прошлом году товары для красоты и здоровья не входили в топ. Я надеюсь, подобная динамика принесёт индустрии ещё больше крутых авторов.

Камилла Нигматуллина
Заведующая кафедрой цифровых медиакоммуникаций СПбГУ

Причины, по которым в 2023 году стало меньше подкастов и их эпизодов, в целом понятны: с одной стороны, это отток кадров, с другой — экономическая нестабильность. Скорее всего, эта просадка отыграется через некоторое время.

Возможно, временное снижение количества контента благотворно скажется на аудитории — она успеет соскучиться по аудиоизобилию и разнообразию. Отрыв лидеров по количеству эпизодов на первых двух местах и следующих позиций в рейтинге достаточно масштабный и показывает, что аудиоверсия популярных видеороликов привлекает дополнительных слушателей к медиапроекту.

«Общество и культура» и «Образование» поменялись местами, хотя, конечно, тесно связаны между собой. Именно социальные процессы в актуальной информационной повестке волнуют аудиторию СМИ. Рост нарративных и художественных шоу говорит о доминировании просветительской роли современных подкастов.

При общем уменьшении количества контента число интеграций выросло, и это не может не радовать. Реклама встраивается в любые тематики и форматы, однако исследователи отметили, что не все вставки коррелируют с контентом и поэтому могут вызывать диссонанс. Особенно если учитывать, что чаще всего бренды упоминаются в середине выпуска. Феномен «10-й минуты» подкаста можно связать с объёмом внимания человека, которое рассеивается уже к 15-й в лучшем случае. Это сигнал для производителей контента о том, что начало должно быть максимально динамичным, чтобы довести аудиторию до заветного «мидролла».

Эдуард Царионов
Главный редактор издания Podcasts.ru, редактор студии подкастов «Богема»

Учитывая современные реалии, изучить рынок рекламы в нашей сфере — важная задача. Нужно оценить, какие рекламодатели остались и сколько их, какие подкасты им интересны и какие форматы они предпочитают.

Сложно сказать, насколько это исследование «Лайфхакера» репрезентативно, ведь реклама есть не только в подкастах из топ-100 «Яндекс Музыки». Более того, интеграции в самых популярных шоу могут сильно отличаться от рекламы в других проектах. А значит, может варьироваться и состав рекламодателей.

Тем не менее из этого материала можно узнать много полезной информации: заметить рост интереса к нарративным проектам, снижение количества выпускаемых эпизодов и факт того, что до сих пор очень маленький процент подкастов содержит рекламные интеграции.

Гульназ Рату
Директор по маркетингу студии «Толк», авторка и ведущая подкастов «За границами», «Дриматориум»

Чаще всего в своей работе я вдохновляюсь находками индустрии на западном рынке подкастов. Наши международные коллеги в основном живут на деньги не от рекламы, а от монетизации и эксклюзивов для стриминговых платформ. Кажется, что после ухода Spotify и Apple Podcasts на российском рынке появляются похожие тенденции. Платформы «ВКонтакте», «Яндекс Музыка», «Звук» получили фору в борьбе за аудиторию и теперь вкладываются в эксклюзивный контент. Возможно, о монетизации выпусков говорить пока рано, но спрос на такой продукт уже есть. Интересно, что станет с рекламой, если российская подкаст-индустрия будет развиваться в этом направлении.

Ещё я вижу огромный потенциал в расширении аудитории шоу в России. Ограничиваясь подкаст-платформами, мы недооцениваем рост количества слушателей по горизонтали. Например, огромное число читателей «Аргументов и Фактов» слушают подкасты прямо на сайте, и на этих людей не особо ориентированы популярные студии. Тем временем там происходит параллельная жизнь, с которой мы теряем связь. Мы мечтаем перетянуть эту аудиторию от шоу типа «Детская книга войны» на подкаст с современными детскими сказками уровня мультиков Pixar или проект о родительстве «Наша смена».

Алексей Ткачук
Создатель Dnative.ru, сооснователь подкаст-платформы mave.digital

Стабильная монетизация подкастов — краеугольный момент в развитии всей отрасли. Без ресурсов повышать уровень качества продакшена сложно. Для многих авторов подкасты рассматриваются всё ещё как хобби, а не полноценные медиапроекты.

Главная проблема рынка — это кейсы с эффективностью. Мы в mave часто общаемся с рекламодателями, которые ещё не пробовали формат. Со стороны сложно прогнозировать результаты, стоимость за контакт с аудиторией может показаться завышенной относительно других рекламных каналов.

При этом подкасты — это супервысокая вовлечённость аудитории и почти полное отсутствие «перемотки рекламы», то есть фактически гарантированный и глубокий контакт.

Зачастую монетизируются как раз самые популярные эпизоды, которые «у всех на слуху». Если спускаться ниже, то количество интеграций кратно уменьшается. Подкасты сложно искать, плюс из-за особенности формата невозможно заранее посмотреть статистику, и рекламодатель вынужден писать каждому из подкастеров напрямую.

Мы в mave ads частично решили эту проблему. Сейчас в каталоге собрано почти 8 000 подкастов с обновляемой статистикой, контактами и стоимостью интеграций.

Вика Афонина
Менеджер по работе с блогерами и подкастерами в Go Influence

Если в предыдущей части исследования была проблема сокращения рынка, то здесь видно, что и подкастов стало выходить меньше. Часть команд разъехалась, поэтому, возможно, стало тяжелее продолжать производство. Также 46% выпускают эпизоды рандомно, что затрудняет формирование привычки у слушателей, которая поможет не забывать о шоу.

Но рынок продолжает развиваться, причём в том направлении, в котором хотят многие студии и инди-подкастеры: становится больше нарративных проектов, которые повышают планку качества и формируют кейсы.

Плюс если ранее рекламодатели выбирали короткое упоминание, то сейчас это более сложные форматы. Это радует и даёт надежду, что работа подкастеров, агентств и медиа не уходит в стол.

А ещё недавно мы изучили аудиторию подкастов и её отношение к рекламе в 2023 году. С результатами этого исследования можно ознакомиться здесь.

«Лайфхакер» благодарит партнёра исследования «Яндекс Музыку».

Мы отдельно признательны за помощь в исследовании студентам Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ: Максиму Абрамовичу, Софье Краевой, Екатерине Павлюченко, Никите Селивестру, Полине Тихоновой, Марине Шляховой, Анне Зайцевой, Поле Колосовой и Виктории Алексеевой.

Также благодарим ведущего веб-аналитика «Лайфхакера» Антона Смирнова, автора Викторию Курачёву, выпускающего редактора Анастасию Наумцеву, старшего дизайнера Алёну Гулиеву и корректора Елену Грицун.

1717
2 комментария

Помню как открыла для себя подкасты, это было нечто. Люди просто разговаривают, никакого формата, никто не торопит их, никакой рекламы - это были ЯПП, тогда ещё на ютубе, кажется, подкастов не было. Удивляет что столько людей смотрят эти затянутые, часто нудные, не сокращённые разговоры людей, но очень радует что это есть и всегда можно чем-то занять ум помимо музыки - на пробежке, во время какой-то работы, в путешествиях. Спасибо за это подкастам, пусть их будет как можно больше. Люди которым было нечем заняться(это не про меня) и они смотрели глупые телешоу или что-то подобное - вдруг нашли для себя подкасты и, возможно, стали лучше, умнее, стали более здоровыми, спортивными, изучили непривычные для себя сферы жизни.

Даже не знаю хорошо или нет что их стало немного меньше в этом году, надеюсь это связано с тем что те кто не живёт этим делом просто отсеиваются и остаются лучшие, по-настоящему преданные своему делу умельцы.
То что число выпусков с рекламой стало меньше не обязательно хорошо - людям нужно платить за хорошую востребованную работу, да и отсутствие рекламы не говорит о высоком качестве подкаста - лучше слушать интересный подкаст с рекламой чем ерунду без неё.

1